Простой способ стать мудрым

0
440
Время на чтение 7 минут

Алексей Иванович Сидоров - профессор Московской Духовной Академии, специалист по трудам древних Отцов Церкви - был гостем на Троицкой православной выставке и выступал перед собравшимися. Здесь мы приводим пересказ его беседы - несколько сокращённый и приспособленный для нашего читателя.

...На дворе были ещё советские годы, я работал в Академии наук, в Институте истории СССР, и занимался изучением древних христианских ересей: гностики, манихеи... Защитил по этой теме кандидатскую, взялся за докторскую... Читал в подлиннике и Платона, и Плотина, и даже весьма непростые книги Прокла... А потом моя жена захотела, чтобы мы обвенчались по православному обряду; и мы поехали венчаться - подальше от Москвы, чтобы не раздражать начальство, - в Псково-Печерский монастырь. И там привела меня судьба познакомиться с великими печерскими старцами: о.Иоанном (Крестьянкиным) и некоторыми другими. Впрочем, я тогда их величия нисколько не понимал, для меня они были просто бородатыми старичками. И вот один из этих старичков спрашивает меня: «А ты знаешь, Алексей, что душа-то человеческая безсмертна?» Я взглянул на него свысока: это он мне говорит о безсмертной душе? Да я про безсмертную душу читал и у Платона, и у гностиков, я про это учение столько всего знаю, что ему и не снилось! А он послушал меня, вздохнул и говорит: «Я за тебя молиться буду, Алексей!» Я пожал плечами: мол, молись, пожалуйста, если тебе так хочется. И уехал в Москву. И с того дня начал замечать, что мир перед глазами моими светлеет, словно с окна смывается грязь. Какая-то детская чистота начала проявляться, какое-то тепло... Я потянулся душой за этим светом - и шаг за шагом пришёл к Церкви. Такова была моя первая встреча со святоотеческой молитвой.

Вскоре поехал я в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, и один тамошний монах спросил меня, чем я как учёный занимаюсь. - «Древними ересями!» - «Ну и ну! Зачем тебе эти еретики? Займись-ка лучше древними Отцами Церкви! Их столько - непереведённых!» И я послушался совета, и передо мной открылся такой дивный, светлый мир, о котором я прежде и не подозревал.

Первым Святым Отцом, за труды которого я взялся, был прп. Максим Исповедник, греческий святой VII века. Какая интеллектуальная высота, какая глубина постижения, какой могучий ум! Но как же трудно его переводить! Например, один из излюбленных его терминов - «логос». У этого греческого слова чрезвычайно много значений: «слово», «разум», «речь» и много, много всего, даже «литературное произведение». Этим же словом называют и вторую ипостась Пресвятой Троицы - Бога Слово. А по учению Максима Исповедника, весь мир пронизан некой Божественной энергией - «логосами бытия». Как понять этот термин? Как его перевести? «Слова бытия»? «Разумы бытия»? Нет, это всё не то. Долго я размышлял над переводом, и уже склонился к тому, чтобы оставить этот термин непереведённым: так и писать - «логосы» или, ближе к греческому произношению, - «лёгосы». Понятно, что русскому читателю это слово ничего не говорило, и мысль святого Максима оставалась темна. И вдруг меня осенило: «смысл» - вот как надо перевести! Тогда станет ясно: Максим Исповедник утверждал, что весь мир пронизан Божественным смыслом! Господь насыщает мир смыслом, делает его осмысленным, придаёт бытию целесообразность и основание! Судите сами: что такое наша жизнь? Мы рождаемся, растём, взрослеем, потом начинаем стареть, потом умираем, потом нас закапывают в землю - точно так же, как закапывают в землю трупы наших домашних животных. Вот и всё. К чему была эта жизнь? Чего мы достигли в результате? Ямы? Разложения на химические элементы? Где тут смысл? А смысл обретается только в Боге, только в Нём вся наша жизнь выстраивается в некую связную смысловую цельность, увенчанную достижением Бога. И так во всём: всякое явление материального мира было бы совершенно безсмысленно, если бы Господь не пронизал его Своими смыслами. Вот как глубока мысль святого Максима! Я был восхищён.
Но постепенно я начал понимать: достичь такой глубины невозможно одними только умственными усилиями. Как ни изощряй ум, а есть вещи, которые навсегда останутся непостижимыми для человеческого мозга, - их надо постигать сердцем, причём сердцем, очищенным молитвой и исполнением заповедей Божиих. Древний святой Евагрий Понтийский говорил: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты - богослов». Взять того же Максима Исповедника - что это был за человек? Богатый византийский аристократ, который ради Господа оставил всё мирское и стал монахом; он отстаивал Православие перед лицом высокопоставленных еретиков; ему отрезали язык, отрубили правую руку, отправили в дальнюю ссылку, но принять ересь так и не смогли заставить. И выходит, что высота богословия святого Максима покоится на высоте его подвигов, сила ума - на силе души. Вот чем светские интеллектуалы отличаются от Святых Отцов: те полагались только на свой ум и забредали порой в непроходимые дебри, а эти соединяли ум и сердце с молитвой - и устремлялись прямо к Божественной Премудрости. Обращаюсь к интеллигентам: помните, как в своё время мы все увлекались немецким писателем-философом Германом Гессе, его книгой «Игра в бисер»? Что же теперь? Игра осталась игрой - пусть даже интеллектуальной. Помогла ли она нам сделать душу чище, а сердце добрее?
Святоотеческое наследие - это не только книги древних. Святые Отцы во всякую эпоху есть на земле; к святоотеческому наследию относятся и такие сравнительно недавние труды, как творения святителя Феофана Затворника, которого отделяют от Максима Исповедника более тысячи лет. Святоотеческое наследие - это и писания Иоанна Кронштадтского, созданные в ХХ веке. Видимо, и письма отца Иоанна (Крестьянкина) - нашего современника - это плоды с того же древа. Но моя специальность - Святые Отцы древности. Вы спросите меня: к чему нам, современным людям, творения древних Святых Отцов? Ведь они жили в мире, ни в чём не похожем на наш: старцы в египетской пустыне целые недели проводили в одиночестве, в безмолвной молитве, лишь изредка собираясь для совместного богослужения; они могли (и такие случаи бывали!) над одной - всего лишь одной! - строкой из Писания размышлять не только неделями и месяцами, - годами! Как нам, суетным, равняться на них? И зачем?

Ну, хотя бы затем, что без Святых Отцов мы никогда не сможем по-настоящему понять Слово Божие. Вне Церкви постижение Священного Писания вообще невозможно; я, будучи неверующим, не раз принимался читать Библию и даже с грехом пополам одолевал Книгу Бытия. Но когда дело доходило всего лишь до Книги Левит, я - в ту пору уже кандидат наук - пасовал и прекращал чтение. Только начав участвовать в церковных таинствах, впервые попытавшись исполнять заповеди, я вдруг почувствовал, что ум открывается навстречу Писанию. И всё-таки даже церковному человеку нельзя полагаться только на свой ум. Разумеется, каждый нормальный православный человек читал Евангелие, и не раз, и каждый уверен, что понимает его достаточно хорошо. Но попробуйте почитать Иоанна Златоуста - его толкования на Евангелие от Матфея, - и вы вдруг с удивлением обнаружите, что не подозревали и о десятой части тех богатств, которые предлагает нам евангелист. Более того: вам может показаться, что вы вовсе не читали Новый Завет или читали какую-то иную книгу, - так глубоко толкует Евангелие Златоуст. Да, надо немного приспособиться к его языку, столь не похожему на язык современности. (Мне даже кажется иногда, что современная речь, чудовищный современный жаргон - это и не язык вовсе, а некая форма безсловесности; мы понемногу обращаемся в безсловесных тварей). Преодолейте это, совершите такой труд - и перед вами откроются глубины богопознания. Читайте Иоанна Златоуста, читайте Феофилакта Болгарского - без этого вы не можете утверждать, что поняли Евангелие, без поддержки Святых Отцов Писание в наших душах не живёт.
Вот о чём хочется ещё сказать: когда читаешь Святых Отцов, то понимаешь, как мы их недостойны внутренне. Это понимание даёт нам смирение, в том числе и интеллектуальное смирение. Порою мы безуспешно бьёмся над той или иной мыслью из святоотеческого труда и вдруг понимаем, что слишком грешны, чтобы её понять. И приходится усилить молитву, усилить труды по очищению души - так Святые Отцы потихоньку подтягивают нас до своего состояния. Богослов без стремления к праведной жизни - не богослов.

Святые Отцы прекрасно знают, что не всё можно объяснить словами, что есть нечто, что навсегда останется тайной: например, соединение в Иисусе Христе двух природ - Божественной и человеческой. Мы никогда не поймём умом, как происходило это соединение, и лишь в Таинстве Евхаристии можем чуть-чуть приблизиться к постижению этой тайны. И всё же Господь не запрещает нам рассуждать о ней, пытаться её постигнуть. Как в таком случае поступают Святые Отцы? Откройте труды Григория Богослова - вы поразитесь, с какой бережностью, с каким смирением говорит он о непостижимом. С каким целомудрием! Вот чему ещё мы можем учиться у наших древних учителей - целомудрию ума, вещи в наши дни почти непредставимой. Григорий Богослов в своих трудах лишь тонко очерчивает для нас границы тайны. Он пытается приблизить эту тайну к нам, но никогда не пытается раскрыть её полностью, говорить о том, о чём не надо говорить.

Святые Отцы очищают нашу мысль. Вы помните, я в своё время изучал древние ереси и тогда очень увлекался учением Оригена. Ориген, как вы знаете, говорил, что Бог настолько милостив, настолько любит Своё творение, что Его милость и любовь превзойдут все человеческие немощи, грехи и зло, - и в конечном итоге все спасутся. Причём спасутся не только самые страшные грешники - убийцы и так далее, - но спасётся и диавол, потому что любовь Божия безсмертна и всепоглощающа! И я вслед за Оригеном полагал, что только так и должно быть. Разве милость Божия чем-то ограничена? Он же нас так любит! Если любовь Божия не может превзойти наших немощей, то что же это за Бог такой?

И только изучая Святых Отцов, я начал понимать: ничто нечистое в Царствие Божие войти не может. Бог может и убийцу очистить против его воли, - но это будет акт насилия, а не любви. Бог же ищет любящих его. Мы любим Бога и из этой любви поднимаем на себя подвиги, бежим от греха, стремимся жить нравственно. Любовь - агапе (греч.) - вот термин, постоянно встречающийся у Святых Отцов. Эта любовь лежит и в основе их богомыслия, ибо без любви невозможно постигнуть ничего - не только Бога, но и ближнего своего, с которым бок о бок живёшь много лет. Только возлюбив его, как самого себя, можно и понять его, как самого себя, а до тех пор все наши умственные построения будут весьма приблизительными и неточными.

Вот, наверное, главный урок Святых Отцов: в основе познания лежит любовь, источником мудрости является любовь, силы уму и сердцу даёт только любовь. Такое не прочтёшь ни у одного светского философа - для них это закрыто. А перед нами эта тайна распахнута - остаётся только взять её и поставить в основу жизни.

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Сидоров
Патристика и патрология
Узкий путь святоотеческого богословия. Этюд 1-й
24.02.2020
Патрология – это живая жизнь Церкви
Беседа с доктором церковной истории, профессором Алексеем Ивановичем Сидоровым
21.05.2010
Все статьи Алексей Сидоров
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35