Загробная жизнь. Часть 4

Отрывки из книги монаха Митрофана. (СПб. 1897 г.)

0
407
Время на чтение 9 минут

Часть 1
Часть 2
Часть 3

ЗЕМЛЯ В ОГНЕ
После всеобщего, открытого, строгого, страшного, решительного и последнего суда над существами духовно-нравствен­ными, немедленно в тот же день и момент последует кончина мира, конец на земле благодатного царства Христова и начало царство сла­вы, начало новой, блаженной жизни праведников и вечной жизни - страдания грешников. Эту истину за­свидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: «Жат­ва есть кончина века, а жнецы - суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сожигают; так будет при кончине века сего» (Мф. 13, 39). Не следует понимать под этим словом - конец - уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится - как не уничтожается человек, изменяясь и превращаясь из состояния тленного в нетленное, из смертного в безсмертное.
С изменением человека последует новое устроение мира, соответ­ственно наступающему новому порядку в царстве Христовом. Изме­нение мира будет произведено огнём, по свидетельству слова Божия. Так, ап. Петр говорит: «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечести­вых человеков... Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, рушатся, земля и все дела на ней сгорят...» (2 Пет. 3, 7-10).

Весь види­мый вещественный мир, во зле лежащий, должен очиститься от ги­бельных следствий человеческого греха и обновиться, чтобы прийти в соответствие с обновленным человеком: «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (Рим. 8, 21). Обновление мира совершится в последний день посредством огня, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда.
Точно так же учили о конце мира и все учители церкви. Св. Ириней: «Не сущность и не вещество творения упраздняется (ибо исти­нен и силен Тот, Кто устроил его), но переходит образ мира этого, т.е. то, в чём произошло расстройство... Когда же перейдёт этот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля».

Св. Кирилл Иерусалимский: «Придёт с небес Господь наш Иисус Христос, придёт со славою при скончании мира этого в последний день. Ибо будет скончание мира сего, и сотворенный мир обновится. Поскольку разврат, воровство, прелюбодейство крайне распростра­нились, и кровопролитие следует за кровопролитием,  то, чтобы эта чудная обитель всего живого не осталась навсегда испол­ненной беззакония, падёт мир этот, дабы снова явиться лучшим... Уберёт Господь небеса не для того, чтобы истребить их, но чтобы опять явить их в лучшем виде».
Бл. Иероним: «Ясно показывается, что кончина и по­гибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение в луч­шее. Равным образом и то, что написано в другом месте: «свет луны будет, как свет солнца» (Ис. 30, 26) значит не погибель прежнего, но изменение в лучшее. Размыслим о сказанном: преходит образ, а не существо. То же выражает и св. Петр - не сказал: узрим иные небеса и иную землю, но прежние и древние, измененные на луч­шие».

Слово Божье открывает нам три периода бытия мира: 1) до паде­ния, 2) после падения и 3) после восстановления. Первое состояние мира, или первый период его бытия, носит характер, высказанный Самим Богом, что всё - очень хорошо. В царстве Бога, Господа Иисуса Христа, жизнь во всём Его творении: жизнь в первобытном земном раю, где всё дышит согла­сием, блаженством, где всё служит с любовью и радостью друг другу, где небо и земля находятся в союзе и гармонии с духовно-нрав­ственным миром (с прародителями), или физическая природа в сою­зе с духовной природой, как в человеке тело с душой. Это - первый период бытия мира в его невинном, безгрешном, блаженном состоя­нии, с характером и отличительным его свойством, Самим Господом засвидетельствованным: «все добро зело». В понятии «добра» нет понятия «зла». Но долго ли продолжался первый период бытия мира, т.е. его блаженное состояние, и какова была мера и степень блажен­ства? Слово Божье этого не открыло. За нарушение закона Божьего, закона нравственного, - последовало не уничтожение виновных и ми­ра, но праведнейшее наказание.

Из характера же второго периода открывается только то, что блаженство первого периода потеряно, и зло, которого совершенно не было в первом периоде, теперь в мире господствует уже так, что и самое добро не остается без примеси зла: «весь мир во зле лежит». С падением прародителей тотчас же изменилась в свойствах вся видимая природа: 1) тело восстало на дух, 2) земля изменила своё плодородие, а изменением свойств земли, подпавшей неблаго­словению и проклятию, изменилась и атмосфера, изменилось небо и земля, звери ополчились на бывшего прежде своего царя и т.д. Однажды данная ми­ру жизнь не отнята, но блаженная жизнь изменилась в жизнь плача и скорби. Так точно, как часто мы, своевольно разрушая здоровье, впадаем в болезнь. Ныне, по словам ап. Павла, восстали части человека одна на другую: дух воюет на плоть, а плоть на дух, и человек часто не то творит, что хочет, но то - что ненавидит, исполняя волю тела и порабощая ему дух.

А затем стали всё более и более следовать из­менения и в физической природе, которые окончательно доверши­лись во всемирном событии - потопе, окончательно изменившем и землю, и небо, т.е. атмосферу. После потопа прежних неба и земли не стало; вода изменила землю, а земля всегда находится в соотно­шении с атмосферою; следовательно, последовало и изменение не­ба - атмосферы. И тогда явились, по слову Апостола, «нынешние небеса и земля» - состояние лежащего во зле мира, чуждого прав­ды, ибо земля лишена благословения, проклята, а с землею и все воздушные стихии враждуют. Значительно - и очень значи­тельно! - сократилась, противу первого периода, жизнь человече­ская, и ухудшились самые условия жизни.

И, наконец, наступит третье состояние мира, или третий период бытия его, где всё ново: и человек, и небо, и земля, и где живёт толь­ко правда, по свидетельству ап. Петра. Нынешние небо и земля не уничтожатся, но изменятся в новые посредством огня, как первый период бытия мира и челове­ка уступил второму посредством воды. Вода и огонь имеют важное, таинственное значение в религии вообще. Как золото очищается от посторонних примесей огнём, так и миру (небу и земле, т.е. земле с её атмосферою) надлежит очиститься от зла, в котором лежат, по­средством огня, по апостольскому свидетельству. Иначе и быть не может.

ЖИЗНЬ, СЛОВНО КАМЕНЬ ДРАГОЦЕННЫЙ
После воссоединения душ со своими воскресшими телами и после окончания всеобщего суда наступит второй период загробной нескон­чаемой жизни: не души только, как было в первый период, но вечной жизни полного человека, из души и тела состоящего.

Второй период загробной жизни есть дальнейшее и безконечное развитие нравствен­ного состояния души (или доброго, или злого) усвоенного душой ещё на земле.

Невинному блаженному состоянию наших прародителей до их падения соответствовала и природа, их окружающая (т.е. земная); ибо место, где они жили - был рай на земле. Ничто не нарушало их блаженства; ничто не будет нарушать блаженства спасённых в цар­стве небесном во второй период, на обновленной и измененной земле, ибо то зло, в котором лежит весь мир, истребится, и враг будет за­ключён с грешниками в геенне.

В царстве небесном нет ни солнца, ни луны, ни звёзд; оно, т.е. царство небесное, освещается славою Божьей, и единственным всеосвещающим светилом есть Господь Иисус Христос. Там не ощущается ни зноя солнечного, ни моро­зов, ни бурь, ни непогоды, ни голода, ни жажды, ни темноты ночной. Там нет ни уныния, ни скорби, ни печали, ни стонов, ни вздохов, ни искушений. Нет ни страха, ни отчаяния, ни разлуки с ближними, ни смерти. Там будет вечный, непомрачаемый день, веч­но цветущий, озаряемый Самим Господом Богом; там небо и земля новые; там царство безсмертной и слаженной жиз­ни, и эта жизнь поддерживается водами жизни и древом жизни. Древо жизни - Господь Иисус Христос, а воды жиз­ни - неистощаемое обилие неоцененных и неисчислимых даров св. Духа. Царство благодати кончится, и наступит цар­ство славы, в котором праведники наследуют уготованное им от со­творения мира царство, где разум человеческий, не подвергаясь ни ошибкам, ни заблуждениям, ясно будет созерцать вечные истины и восхищаться познанием их. Воля, не уклоняясь на строптивые пути порока, будет ощущать высочайшее наслаждение в совершенной покорности воле Божьей, желания сердца совершенно будут удовлетворены созерцанием славы Божественной; взор - вос­хищаться видением лицом к лицу Спасителя нашего Иисуса Христа, как Он есть. Слух не перестанет услаждаться песнопениями ликов ангельских; обоняние - упиваться невыразимо приятным благоуханием; вкус - полным наслажде­нием. Так что всякий удостоившийся наследовать царство небесное постоянно будет ощущать в себе такое удовлетворение своим состоя­нием во всех отношениях, как если бы был погружен в пучину безсмертных радостей и восхитительнейших наслаждений.

Что же может быть блаженнее этой жизни? Не нужно там бояться бедности, ни болезни, не увидишь ни обижающего, ни обижаемого, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни зави­дующего, ни распаляемого гнусною похотью, ни мучимого заботою о поисках средств к жизни, и скорбящего о начальстве и власти; ибо вся буря наших страстей, затихнувши, перестанет, и всё будет в мире, веселье и радости, всё тихо и спокойно, всё - день и ясность, и свет; свет не нынешний, во столько крат светлее этого, во столько этот (солнечный) ярче света от свечи. Ибо там свет не помрачается ни ночью, ни набегом облаков; не жжёт и не палит тела; потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времени; но иное какое-то состояние, такое, которое узна­ют одни достойные. Нет там ни старости, ни спутников старости; но все тленное изгнано, потому что повсюду господствует нетленная слава. А что всего этого важнее, это непрерывное наслаждение в об­ществе со Христом, вместе с ангелами, архангелами, с горными силами.

Посмотри теперь на небо, и перейди мыслью к тому, что выше неба. Представь себе преобразованную всю тварь, потому что она не останется такой, но будет гораздо прекраснее и светлее.
К блаженству душ святых в царстве небесном присовокупится и то, что здешние их добродетели: их вера, человеколюбие, любовь к истине - процветут в царстве вечной любви, вечной истины и веч­ного добра. Сколько сладких чувств в здешнем мире ощущают живущие в Боге от плодов духовных, которые, по исчислению ап. Павла, суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздер­жание! Те же духовные плоды войдут с душами святыми в царство небесное, и, конечно, получат новое совершенство и усугубят меру блаженства душ святых.
Будет блаженство ду­ховное, внутреннее, и внешнее, соответствующее новому, тонкому: эфирному телу. Это внешнее, так сказать, чувственное блаженство составляют: 1) природа райская, нигде и ничего подобного красоте которой душа не видела, не слышала, а потому и вообразить себе не может, и 2) общество св. ангелов и святых душ.

Учение Господа Иисуса Христа о небесном блаженстве следую­щее: «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 4, 2). Эти слова Господа не нужно принимать так, что они означают разные степени блажен­ства на небесах. Они, как пишет архимандрит Михаил в своём тол­ковании Евангелия на это место, означают только великое число обителей, пространное место, могущее вмещать много. Учение Иису­са Христа о разных степенях блаженства основывается на других Его словах: «Прощаются ее грехи многие, за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7, 47). Вот свидетельство награды, но не в одинаковой степени: «приидет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16, 27). Как различны дела, так различны и воздаяния, и как одна и та же добродетель (добрые дела) может иметь большую или меньшую степень, так и одна и та же награда будет иметь разные степени. Все по­лучают награду, но не в одинаковой степени. О том же пишет и ап. Павел: «Не всякая плоть та же плоть: но одна плоть человекам, иная скоту, иная рыбам, иная птицам. И тела небесные, и тела зем­ные: но одна небесным слава, и иная - земным. Иная слава солнцу, иная слава луне, иная слава звездам; звезда от звезды отличается в славе. Также и воскресение мертвых» (1 Кор. 15, 39-42).
Полное блаженство человека наступит тогда, когда он с ощущением внутрен­него самоуслаждения будет и извне ощущать приятное отношение к себе других существ.

Блаженство постоянно за гробом будет возрастать, увели­чиваться. Душа каждого праведника, утвердившаяся в добре и святости, будет стараться непрестанно всё более и более приближаться к Богу, а следовательно искать большего, внутренне­го совершенства, и это желание души постоянно будет удовлетво­ряться. Души праведников, возрастая в своих совершенствах, делаются всё премудрее и святее и будут всё ближе и ближе подходить к безконечному совершенству Бога - Господа Иисуса Христа, Которого образ и подобие на себе носят.
Слова Господа о жиз­ни райской свидетельствуют, что в раю будут жить одни только вер­ные Господу Иисусу Христу, верные всех народов, времен и мест, а не одни только евреи, как это они думали о себе.

Всякий возраст имеет свой горизонт сознания и ему соответствую­щую степень понимания. Заключим настоящую статью словами ап. Павла, что райскую жизнь первого периода, мы, ещё живущие на земле, познаём только отчасти, как бы гадаем. А о втором периоде загробной жизни, как райской, так всё равно и гееннской, ничего подобного себе и представить не может. Если земля и всё земное ещё было в некоторой степени образом, подобием, символом загроб­ной жизни первого периода, то второй период не имеет себе ничего подобного ни на земле, ни на небе, которое есть преддверие рая, царства небесного, блаженства которого не могут представить не только пребывающие ещё на земле, но и уже находящиеся на самом небе.

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06