Черкассы. Собор Архистратига Михаила
Парк: возвращение на круги своя
В августе этого года храм отпразднует десятилетний юбилей со дня освящения. А вырос он в Черкассах во всей своей красе в 2000 году. Фактически самый большой храм Украины был построен за шесть лет. Принадлежащий Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, собор действительно собирает православных вокруг себя в наше нелегкое время расколов. Интересно, что уже на его освящение здесь символично собрались представители православия со всей огромной канонической территории православных церквей. Проводил богослужение тогда митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, известный защитник церковного единства, сослужили ему митрополиты Онуфрий (Черновицкий и Буковинский) и Нифонт (Луцкий и Волынский), владыка Софроний, а также архиепископ Аргентинский и Южноамериканский Платон. В Черкассы прибыло духовенство из России, Беларуси, Молдовы, Сербии, Чехии и Германии. Международное православное присутствие изначально как бы означало особую роль этого храма в жизни украинского православия.
И сейчас ни один двунадесятый праздник не обходится без массового паломничества горожан сюда - будь то освящение вербных веточек и пасхальных корзинок или торжественные праздничные всенощные службы. С каждым годом количество прихожан растёт. А ведь совсем недавно все было иначе. Черкасщане хорошо помнят, как «в штыки» восприняли в городе весть о том, что городской парк станет местом для храма. Раздавались возмущенные возгласы: как можно строить церковь в месте, где люди так хорошо отдыхали, катались на аттракционах, ходили танцевать к летней эстраде... Но мудрость черкасского владыки - тогда еще архиепископа, Софрония, оценили все те, кто был знаком с историей этого места.
Аона оказалась трагической. В уже отдаленные от нас двумя десятилетиями 90-е многие горожане впервые узнали, что в советские годы веселье в парке было буквально плясками на костях. Церковным местом территория парка была изначально, до революции здесь было кладбище.
«Из всех предложенных мне участков для строительства храма я выбрал место на бывшем кладбище, - рассказывает черкасский владыка. - На то время это был парк Первомайский, где до 1992 года жители города танцевали на могилах умерших. Я поставил перед собой задачу - сберечь память об умерших черкасщанах, покаянием, молитвой в построенном соборе просить у них прощение за грехи тех, кто глумился над их гробами...»
Само городское кладбище в дореволюционные годы принадлежало главному собору Черкасс - Свято-Николаевскому, как его тогда называли - «матери черкасских церквей». Была на территории парка и богадельня, в которой жили бездомные инвалиды Крымской войны. На приходском кладбище хоронили людей всех вероисповеданий: помимо основной православной части, католических могил, существовали части - мусульманская (юго-западная часть) и лютеранская (северо-восточная). Здесь же по традиции размещалась кладбищенская Свято-Успенская церковь (фактически - на месте, примыкающем к нынешнему собору со стороны алтарной апсиды). Сегодня еще можно увидеть здесь остатки фундамента церкви.
В богоборческие годы прекратились службы в Свято-Николаевском соборе, а в 1936 году было закрыт последний черкасский храм - кладбищенская Свято-Успенская церковь. Тремя годами раньше пострадал от безбожной власти и еще один храм, находившийся на территории кладбища. На месте советской открытой эстрады когда-то стояла Свято-Георгиевская церковь. Она появилась здесь в разгар Первой мировой войны в память о павших воинах. Простояла всего 16 лет. Церковь строили буквально всем миром. Историк-краевед Ю. Мариновский пишет: «... строительство православного храма было делом всего города без оглядки на национальность и религиозную принадлежность». В частности, известно, что на его строительство выделила финансы мать умершего пленного австрийца-католика. Церковь Святого Георгия имела богатый позолоченный иконостас. В первые десятилетия советской власти это сыграло не последнюю роль в деле ее гибели: храм был разграблен и в конце концов - разрушен.
После
Великой Отечественной войны Свято-Николаевский собор взорвали, кладбище
снесли, а на его месте был построен парк культуры и отдыха.
В
течение длительного времени Первомайский парк был популярным местом
отдыха среди жителей города, поколения черкасщан вырастали в этом парке:
для жителей окрестных городков особой диковинкой был здешний детский
паровозик с вагонами, катающийся по кругу, комната смеха. Старожилы
Черкасс помнят, как в парковых аллеях проходили удивительные выставки
цветов, чье великолепие так и не удалось повторить в постсоветские годы.
Однако уже к 1990-м парк очень быстро пришел в упадок. И после
возрождения Черкасской епархии, встал вопрос о возведении здесь
кафедрального собора. Возвращение церкви стало логичным и знаменательным
событием. Парк стал церковным, а с 2000 года получил новое официальное
имя - «Соборный».
Прекрасный в любое время года
Главный объект здесь, конечно, Свято-Михайловский кафедральный собор. Его золотые купола видны из самых разных уголков города. Все прямые аллеи Соборного парка выведут нас сегодня к храму, прекрасному и величественному в любое время года.
В Соборном парке строится сегодня и самая высокая храмовая колокольня Украины (планируемая высота - 134 м).
Свято-Михайловский
собор или, как его еще называют - Храм Архистратига Михаила, - построен
по проекту митрополита Черкасского и Каневского Софрония.
Владыку не зря называют «храмостроителем». Всем известно его предыдущее
произведение - храм в городе Борисполь. Но черкасский собор превзошел
его по всем параметрам. Это самый большой храм в Украине, достигающий 72
м в высоту. Длина его 58 м, ширина - 54 м. Надкупольная часть храма с
крестом составляет 17 м. Одновременно в соборе может находиться до 12
000 прихожан.
Собор возведен в классическом византийском стиле, главной архитектурной особенностью считается использование в отделке кирпичной кладки, которая роднит наш собор с древними сербскими православными церквями. И это не единственная «сербская» параллель, связанная с собором (об остальных - ниже). Что тоже радует как подробность, объединяющая большие православные территории. Сами сербы, увидев наш собор, отмечают: стенами он действительно очень похож на балканские церкви. Отличие только в форме куполов.
Войдя
в храм, нельзя не подивиться его размерам. Как говорят обычно
иностранцы, которые впервые переступили порог Свято-Михайловского
собора, здесь мог бы уместиться целый монастырь!
Охватывает душу особый подъем от разнообразия росписи на стенах, колоннах и в куполах. (На протяжении многих лет храм расписывает известный черкасский художник Николай Дзвонык).
Конструкция
самого здания уникальна - при его сооружении не использовано ни одной
балки, перемычки, панели. Поэтому вся постройка словно дышит и
поднимается вверх. Обильное заполнение стен фресками, игра света,
струящегося из каждого окошка и резного крестика в стенах, создает
ощущение особой святости места. Праздничная светопись здесь обычно
наблюдается ранним пасхальным утром, когда солнечные лучи падают прямо
на святые дары в алтаре храма.
Сегодня наш храм является примером современного православного зодчества. Сюда за опытом приезжала высокая комиссия из Киева, отвечающая за постройку самого главного храма православной Украины - Свято-Воскресенского Кафедрального собора в столице. Несколько месяцев назад ответственным от Священного Синода УПЦ за возведение Кафедрального Собора УПЦ МП в столице Украины был назначен митрополит Черкасский и Каневский Софроний.
Главная Черкасская святыня
В
храме мы обязательно подходим к раке со святыми мощами
Преподобномученика Макария Каневского, которые покоятся здесь с мая 2005
года. Рака находятся в право-центральной части храма, богато украшена,
иконе Святого верующие с благодарностью дарят свои крестики - самое
дорогое, что у них есть.
Светильник православия родился в Овруче (ныне Житомирская область), в благочестивой православной семье Токаревских. Дата его рождения неизвестна, скорее всего, это было первое десятилетие XVII века. Служил Святой сначала на православной Волыни, где принял монашеский постриг с именем Макария, что на греческом языке означает «блаженный». Боролся с униатами. В 1672 году его назначили архимандритом Свято-Успенского монастыря в городе Каневе. Здесь состоялся знаменитый подвиг Макария Каневского.
Во второй половине XVII века земли Западной и Правобережной Украины особенно страдали от натиска сторонников унии с папским Римом и постоянных нашествий крымских татар и турок. В сентябре 1678 года турки в очередной раз вторглись в наши земли. К славному казацкому городу враги подошли 4 сентября и взяли его, уничтожив все население, не успевшее укрыться в монастыре. Когда под натиском врага упали монастырские врата, народ бросился спасаться в Свято-Успенский собор. Известно, что враги требовали от архимандрита монастырское золото и другие драгоценности, но услышали в ответ знаменитую фразу Преподобного Макария: «Мое золото на небесах, а не на земле». После отказа архимандрита отдать ценности монастыря, его привязали за руки и за ноги между двумя столбами. Стойкий архимандрит был подвергнут страшным пыткам и мученической смерти от меча. И тут его судьба и подвиг напоминает нам о подвиге другого архиерея - сербской православной церкви, ревнителя православия, противостоявшего турецкой экспансии на своей земле.
Святой
Теодор из города Вршац в банатском округе Сербии погиб на 116 лет
раньше Макария Каневского - но при похожих обстоятельствах. В 1594 году
епископ Банатский возглавил восстание в своем регионе. Тамошний
ставленник султана - Темишоарский паша - схватил владыку Теодора и обрек
на страшные мучения: с него живого была содрана кожа. Так в историю
православия вошли подвиги двух святых ревнителей веры православной...
Уже
через 10 лет после трагической кончины Преподобного Макария в Каневе
произошло много исцелений от его мощей: при перестройке храма тело
Преподобного было извлечено из земли и обнаружено нетленным. С целью
спасения чудесных мощей, ограждения от посягательств, их перенесли в
Переяслав.
В советские времена Святому Макарию снова пришлось пострадать. Рака с мощами была перевезена в Ленинград в музей атеизма, где ученые собирались изучать нетленные останки. Позже, церквям начали возвращать экспроприированные ценности. Однако оказалось, что в Переяслав мощи Святого вернуть невозможно - там были разрушены храмы. Так Святой Макарий Каневский оказался в Черкассах... 26 мая 2005 года состоялось второе в истории Украинской Православной Церкви перенесение мощей святого Преподобного мученика Макария в новый собор Архистратига Михаила. С тех пор каждый четверг во время Акафиста, а также на дни памяти Преподобномученика (7 сентября и 13 мая) черкасщане и гости города могут молиться возле открытой раки со святыми нетленными мощами. Святой Преподобномученик Макарий Каневский и сегодня - на страже православия.
Кафедральный собор Черкассы