itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Африканская школа отца Филиппа

0
224
Время на чтение 7 минут

В этой школе никто не слышал об интерактивной доске или электронных дневниках. Здесь нет даже электричества, а ее стены построены руками учителей и их помощников. Знакомьтесь: православная средняя школа в местечке Ишамара, центральная Кения.

«Сегодня мы едем в нашу школу, - в мой гостиничный номер врывается со своей белозубой африканской улыбкой настоятель храма святого Антония и директор здешней школы священник Филипп, - только сначала надо заглянуть в супермаркет». Сказано - сделано: мы покупаем несколько буханок свежего хлеба, банку маргарина (хлеб с маслом - он и в Африке хлеб с маслом), упаковку копеечных леденцов, (каждому школьнику достанется по конфетке), и отправляемся в школу.



Отец Филипп Гатари очень уважаемый человек. Мы идем по деревне, и каждый встреченный нами человек почтительно здоровается с батюшкой. В свое время священник получил богословское образование в Европе, а в 2006 году вместе со своими прихожанами построил на прилегающей к храму святого Антония территории среднюю школу, в которой сегодня обучается 50 человек.
Уроки в кенийской школе начинаются ранним утром и заканчиваются ближе к вечеру. Для того чтобы попасть на занятия, многие ученики ежедневно преодолевают до десяти километров пешком. Бывшая английская колония, Кения свято хранит традиции школьной формы. У каждой школы она своя, собственная. На школьном свитере - надпись: «Православная средняя школа, Ишамара».


На этом месте, показывает отец Филипп, ученики уже гоняют мяч на переменах. Но когда-нибудь здесь появится настоящая спортивная площадка.

«Среднее образование в Кении является добровольным, - объясняет отец Филипп, - поэтому среди моих учеников лишь те, кто действительно хочет учиться». Действительно, согласно официальной статистике, менее 50% выпускников обязательной для всех детей начальной школы переходят на обучение в среднюю. Но те, кто решают продолжить учебу, придают школе огромное значение.

Православные общеобразовательные школы в Кении - отнюдь не экзотика. Первые православные общины пришли в страну благодаря школам народа кикуйю, представители которого познакомились с Православием в поисках веры, не связанной с колонизаторскими войнами против населения Черного континента.



Ученики школы отца Филиппа - подростки, пришедшие сюда после окончания начальной школы. Впрочем, и учитель (внизу, слева) выглядит ненамного старше школьников.



Построить школу в Кении может любая организация или частный инвестор. Однако кому бы ни принадлежало учебное заведение, оно должно соответствовать государственным стандартам. Ученики и учителя регулярно проходят аттестацию.

Несмотря на то, что школа называется православной, в ее программе нет каких-то специальных религиозных предметов. Религия изучается в рамках государственных стандартов. «Но мы открываем нашим ученикам дорогу к знаниям, - объясняет отец Филипп, - а знания - это жизнь, работа, место в обществе. Никто из моих учеников не сможет отозваться о Церкви плохо».

Большая перемена

Отец Филипп водит меня по школьной территории. Отсюда открывается прекрасный вид на гору Кения - самую высокую точку страны. Директор православной школы рассказывает о своих планах: здесь он хотел бы построить оборудованный по всем правилам кабинет химии, здесь - общежитие для студентов, чтобы им не приходилось ходить на учебу пешком, а там - поле для занятий спортом.


Со школьного двора открывается великолепный вид на гору Кения. Однако снежная вершина этой горы видна не всегда: нередко гору окутывает плотный слой тумана. В этом случае местные жители говорят: «гора Кения прячется от приезжих».

Прихожанин храма святого Антония, архитектор по имени Эрастас, создал в специальной компьютерной программе проект будущей школы, включающий подробные планы всех помещений. Но пока это только мечты, а из реально построенных за пять лет зданий - учебное помещение, сарайчик для учителей и деревянный туалет. Все это сделано усилиями прихожан и настоятеля храма святого Антония.

Школа кормит себя сама. На перемене я вижу, как один из учителей, взяв в руки мотыгу, идет ковыряться на школьном огороде. Кто-то из учеников бежит кормить всеобщую любимицу - школьную корову. Чай с молоком в Кении - национальный напиток, куда же без буренки?


Местные жители живут исключительно собственным трудом на земле.


В Кении почти нет железных дорог. Между городами курсируют огромные автобусы, похожие на вьючных мулов.



На территории храма святого Антония расположен единственный в округе источник воды. За водой сюда приходят местные дети. Возможно, это будущие ученики школы отца Филиппа.


Harambee!

Мой приезд вносит коррективы в распорядок дня православной школы. Перед тем как раздать ученикам бутерброды и конфеты, ребят собирают в церкви. Проводится что-то вроде собрания с участием гостя из далекой России: выступают директор, учителя, потом ученики. Рассказывают о школе, о том, как рады гостям. А заканчивается собрание... танцами под барабаны! «Этого у нас не отнять, - отец Филипп вновь демонстрирует свою улыбку, - мы, африканцы, танцуем всегда и везде!»

Действительно, традиционные африканские барабаны, бубны и трещотки стали неотъемлемой частью православной культуры Кении. Если колокола можно встретить далеко не во всех местных храмах, барабаны есть даже в самых бедных приходах, и их здесь активно используют.


Появление в этих краях белого человека (на суахили «мзунгу») может развеселить даже алтарника!

В воскресный день в храме собирается, похоже, вся деревня. Пытаясь посчитать прихожан, я сбиваюсь после сотни. В церкви много детей: семьи в Кении, как правило, большие, и в храм принято ходить всем вместе, от малышей до бабушек. Сразу после воскресной Литургии начинается «неофициальная» часть богослужения, когда все присутствующие в храме люди, включая священников, выражают свои эмоции в пении и танце. Текст песни при этом зависит от конкретного дня, места и других обстоятельств. Так же, танцуя под звуки барабанов, прихожане подходят к священнику за священным хлебом - антидором. В остальном воскресная Литургия в кенийском храме мало чем отличается от такого же богослужения в России.


При храме святого Антония действует не только средняя, но и воскресная школа. Учеников в ней несколько десятков.


Проскомидия. Из большой просфоры вырезаются частицы. Одна из них - за всех православных христиан во всем мире, включая Россию.


На Великом входе, когда поется песнопение «Иже херувимы» (естественно, под барабаны), священник, согласно греческой традиции, обходит с Чашей весь храм.


На гербе Кении написано слово «Harambee», что означает «вместе», «всем миром». Такой девиз страна получила после многолетней борьбы с колониальной зависимостью. Не все знают, что эта борьба была тесно связана с Православием, которое исповедовали многие борцы за свободу, «воины ухуру». С тех пор «Harambee» - это девиз всей страны, который особо проявляет себя в церковной жизни.

Нечего терять

В сельском приходе отца Филиппа, кроме средней школы, действует комитет матерей, воскресная школа и еще несколько объединений по интересам. Кроме того, после богослужения и традиционных танцев один из прихожан произносит проповедь на заявленную заранее тему. Чтобы богослужение было понятно как можно большему числу людей (на территории Кении проживает несколько десятков племен, многие из которых не понимают языка друг друга), отец Филипп служит сразу на трех языках: английском, суахили и кикуйю.

«Я иногда общаюсь с европейцами, - размышляет отец Филипп, - они все время жалуются на кризис, падение финансовых рынков, инфляцию и крах экономики. А я не понимаю этих проблем. Знаешь, мне кажется, последние события в Греции - это не финансовый кризис, а кризис веры, любви и надежды».

И действительно. В Кении я увидел людей, у которых в домах нет электричества и нет денег, чтобы купить хлеб и масло. Я видел людей, которые не могут купить себе пару обуви, поэтому единственные ботинки донашивают по очереди всей семьей, от родителей к детям. Заходил в дома, стены которых изнутри оклеены старыми газетами. Видел школьников, которые, чтобы попасть на занятия, каждый день преодолевают несколько километров по пыльной дороге пешком.

Но я не видел ни одного страдающего, огорченного или растерянного человека. Люди, у которых по нашим меркам нет ничего, молятся Богу в своих церквях, танцуют под барабаны и помогают друг другу. «Нам нечего терять, - говорит отец Филипп, - и мы, похоже, счастливы. Хотя, - священник задумывается, - будь у меня деньги, я построил бы лучшую школу в этой стране. Православную школу».

Фото Дениса Маханько

Благодарим паломнический центр «Покров» за организацию поездки в Кению.
О том, как помочь Православной церкви в Кении, можно узнать у автора статьи, написав ему по e-mail: makhanko@yandex.ru
Также принимаются пожертвования на счет в системе Яндекс-деньги: 41001117383018

Автор: МАХАНЬКО Денис

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6595

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Денис Маханько
Рождественская лепта
Православный священник о Рождестве в Польше и не только
13.01.2010
На краю земли
Дела и вера калининградцев
16.05.2008
Первый шаг
Подвиги и будни Псковской епархии
23.04.2008
Все статьи Денис Маханько
Последние комментарии
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 10:58
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 06:48
«Мы проводим специальную операцию на своей территории»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 06:12
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 03:03
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 01:35
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
29.01.2023 01:31