Моцарт живописи

post thumbnail

«Моцарт живописи» - это образное определение закрепилось за блистательным русским живописцем Константином Коровиным с лёгкой руки его старшего коллеги педагога Бориса Иогансона. Оно вспоминается в связи со 150-летием (родился 5 декабря 1861 г. по н.ст.) выдающегося живописца, жизнь и творчество которого связывают Крым и Россию. Их он вдохновенно воспел, подарив нам радость соприкосновения с настоящим искусством.

Первый русский импрессионист

Яркий, самобытный и глубоко национальный художник, усвоивший заветы учителей Московского училища живописи, ваяния и зодчества Алексея Саврасова и Василия Поленова, Коровин впитал импрессионистическую чистоту цвета, фактуры, умение передать на полотне световоздушную среду. Он первым из русских художников стал писать не только пейзажи, но и портреты, жанровые картины на пленэре. Личности и творчеству Коровина присущ особый артистизм, изящество и внутренняя свобода. Неслучайно друзья-художники называли его «русским французом». А ещё говорили, что «ему улыбаются все краски мира». Он создал красочную живописную симфонию, оживив полотна поэтическим чувством. Он признавался, что при виде истинной красоты испытывает благоговейную радость: «Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я...» В отличие от пейзажей левитановского направления, где природа была как бы резонатором настроения художника, для Коровина сама натура - носитель всей гаммы чувств, и свою задачу он сводит к созданию её цветового образа. В его этюдах с колористической изысканностью переданы приглушённые тона северных пейзажей, чарующие состояния ночных городов, ослепительные цвета залитых солнцем южных пейзажей.

 

В.А. Серов. Портрет К.А. Коровина. 1891 г.

За что бы ни брался Коровин - всё он делал со вкусом, ярко и талантливо, был не только непревзойдённым живописцем, но и писателем, прекрасно понимал музыку и театр, хорошо пел. Его участие в выставках известнейших художественных объединений «Союз русских художников», «Мир искусства» становилось событием. Станковист, декоратор и монументалист, он разрабатывал эскизы для интерьеров, писал декорации для Частной оперы Саввы Мамонтова, Большого и Мариинского театров. Когда открывался занавес на спектаклях «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Садко», половодье красок сверкало на сцене и вызывало бурные восторги публики.

Плоды его педагогической деятельности - мировая известность учеников, среди которых Роберт Фальк, Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Илья Машков, Александр Куприн, Александр Герасимов.

Розы, море, домик Чехова

История дома Коровина началась со встречи с Чеховым, который предложил ему поселиться на Гурзуфской даче, у самого моря. Художник отказался - не мог спать так близко от шумной стихии, вызывавшей у него сердцебиение. И построил себе мастерскую не у самого берега, из ее окна был виден домик у скалы, где когда-то жил Антон Павлович. В его воспоминаниях читаем: «Этот домик я часто воспроизводил в своих картинах. Розы... и на фоне моря интимно выделялся домик Антона Павловича. Он давал настроение далёкого края, и море шумело около бедного домика, где жила душа великого писателя, плохо понятого своим временем».

Мастерская постепенно расширилась, превратившись в виллу из четырнадцати комнат, которую владелец и автор проекта назвал «Саламбо» - по роману о карфагенских страстях Густава Флобера и одноимённому балету в Большом театре, к которому Коровин написал декорации.

Гурзуфский период был недолгим - с 1911 по 1917 год, но плодотворным. Работы этого времени отличаются особой лёгкостью, артистизмом. «На берегу моря», «Пристань в Гурзуфе», «Гурзуф вечером», «Базар цветов» «Рыбачья бухта» буквально завораживают. Именно на юге появляется интерес Коровина к натюрморту, недооцениваемому им ранее жанру.

 

 

К.А. Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1914 г.

Многие годы в Доме творчества им. К.А. Коровина, созданном на вилле «Саламбо», существовала мемориальная комната. Там хранились картины, мебель, вещи, принадлежавшие живописцу. Старые работники Дома творчества рассказывают, как в «лихие 90-е» она была разграблена. Засвидетельствую, что в комнате сохранилась особая атмосфера, в которой оживают комнатные цветы, гибнущие в других помещениях. Теперь перед окнами мастерской Коровина на террасе, знакомой нам по многим работам живописца (на ней десятки лет писали этюды гости Дома творчества), сооружена харчевня, заслонившая море. Словно в знак торжества пошлости и издевательства над памятью хозяина дома, завещавшего его коллегам, она названа «Саламбо»... И не увидеть теперь из окна чеховский «домик у скалы», вдохновлявший Мастера. Из окон дома Коровина в его времена были видны Адалары - две скалы, которые стали потом визитной карточкой «Артека» и пленили Шаляпина, мечтавшего построить на них «Замок искусства».

 

 

К.А. Коровин. Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина.
1911 г.

Шаляпин уехал за границу в 1922-м, Коровин - в 1923 году. Задолго до этого между ними состоялся такой разговор. Фёдор Иванович пожаловался другу: «Меня сегодня обязали выступить перед конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы? - Не знаю, что такое конные матросы, - мрачно ответил Коровин, - но уезжать надо...»

Они вернулись в Гурзуф в XXI веке: скульптурными памятниками из бронзы у входа в Дом творчества имени Константина Коровина.

 

 

У Дома творчества вас встретят Коровин и Шаляпин

«Чародей, маэстро живописи» в Севастополе

Жизнь во Франции, где Коровин так и не вошёл в художественную жизнь, тоскуя по России, надолго сделала его имя запретным на любимой им Родине. Оно возвращается к нам. Жизнь и творчество разносторонне талантливого человека внимательно исследуют, в том числе и в Крыму. Среди влюблённых в творчество Коровина - искусствовед Севастопольского художественного музея имени Михаила Крошицкого Людмила Смирнова.

- Произведения из коллекции нашего музея напоминают о некоторых интересных страницах биографии мастера, - говорит Людмила Константиновна. - В художественной среде, у критиков и исследователей творчества Коровина до сих пор сохранилось довольно устойчивое мнение о том, что маэстро практически не писал городские пейзажи. И только Париж со знаменитыми бульварами, улочками, кафе, активной ночной жизнью занимал исключительное место в душе художника, а потому и отражён в его работах. Однако Коровин писал и Москву, и при более тщательном исследовании наследия мастера становится очевидным, что встреча с еще одним городом - Севастополем не была «проходной», случайной, а стала важным событием и не прошла бесследно. Во многих музейных и частных коллекциях хранятся яркие, солнечные, легко узнаваемые севастопольские пейзажи: «Фаэтон в Севастополе», «Севастополь. Базарная площадь», «Севастопольский базар», «Севастополь зимой», «Севастополь вечером», «Севастополь. Рыбачья бухта».

- Коровин ведь не жил в Севастополе?

- Вначале он только бывал в нашем городе проездом, так как тогда многие маршруты крымских путешествий начинались отсюда. Бывало, что задерживался, чтобы побродить по городу, порыбачить в Балаклаве. Актриса Н. Комаровская позднее вспоминала, как «ярко горевшая на солнце рыбина - морской петух, выловленная балаклавскими рыбаками, настолько поразила Коровина, что увиденное позже подсказало ему решение образа царя Додона для оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о Золотом петушке». А зимой 1915-1916 года в течение нескольких месяцев художник лечился в Романовском институте физических методов лечения, жил в гостинице «Кист» на площади Нахимова. Несмотря на тяжелую болезнь, Коровин много работал, внимательно наблюдал за происходящим вокруг него, за бурлящей жизнью города и очень живо интересовался зрительской реакцией на созданные им полотна. «...Здесь в Севастополе... Я стал писать из окна. Мне видна гавань и корабли. Я и написал этот вид. Когда доктор пришёл и увидал, что написана картина, то сначала спросил: «Что это?» Я сказал, что это вид из окна. Он опрометью стал бросаться от одного окна к другому, страшно беспокоясь. «Позвольте мне сравнить? Да неужели это отсюда вы рисуете?» Он был сильно сосредоточен и нашел, что не готово; и столбов трамвайных еще нет, а потом сразу всё беспокойство бросил, или, вернее, нашёл, что всё готово, и успокоился, успокоился окончательно и стал меня спрашивать о болезни. Это хороший доктор. Московские, те - каждый по картине спрашивают. Московский доктор Щуровский берет 50 руб. за визит и картины отдельно, и их ассистенты - тоже по картине вдобавку».

- Слышала, что ему, академику живописи, запретили писать в Севастополе. Почему?

- Об этом он горестно сообщал в письме директору Императорских театров В.А. Теляковскому: «А знаешь ли, мне запретили в Севастополе заниматься живописью; не доктора, нет, а просто я спросил позволения у властей писать, а мне ответили: нельзя, военное время - честное слово... Я теперь больше не буду спрашивать - уж очень всё строго. И писать больше не буду картин, ну их к чёрту. И кто вскоре мне достал разрешение, кто бы ты подумал, - еврей Якобсон, музыкант, пианист, ныне солдат, вольноопределяющийся... И потом всё хлопал меня по плечу и говорил: «Ничего, мы устроим, вы же знаменитый художник, но они же ничего не понимают».

Позже Коровин был командирован в Севастополь в действующую армию для устройства маскировки, эту непривычную для художника работу очень высоко оценило командование. И хотя шла Первая мировая война, его полотна оставались радостными и мажорными, ведь художник был уверен, что он всегда должен «дарить людям счастье», «передавать красоту и радость жизни».

- Чем севастопольские этюды Коровина отличаются от написанных в других местах?

- Они многокрасочны, наполнены солнцем и динамикой, суетой повседневной жизни, чем убедительно воссоздают образ южного приморского города начала XX века. Художник легко и артистично решает в них сложные задачи передачи изменчивой воздушной среды и вместе с тем они точны и «видово-конкретны». «Знаменитые» программные натюрморты «Рыбы, вино и фрукты» и «Рыбы» написаны в нашем городе. В них наглядно проявилась ещё одна характерная черта «русского импрессионизма» - декоративность.

 

 

К.А. Коровин. Рыбы, вино и фрукты. 1916 г.

Коровин, в противовес французским живописцам, не растворяет предметы, а подчеркивает их материальность, как гурман «смакует» полнокровность, «осязаемость» их плоти, любуется интенсивным цветом и красотой мощно вылепленных объемов. Отрадно, что именно севастопольские пейзажи, по утверждению известного искусствоведа Д.З.Коган, «являются теми произведениями, которые закрепили за Коровиным славу чародея, маэстро живописи».

Это - наш художник

В честь 150-летия выдающегося русского художника Гурзуфский поселковый Совет принял уникальное по своей культурологической значимости решение - объявил нынешний год годом Коровина. Разработан план памятных мероприятий, цель которых привлечь внимание к этому имени и восстановить справедливость - воссоздать уничтоженную мемориальную комнату.

- Мы отмечаем в этом году не только 150-летие со дня рождения Коровина, но и 100- летие дачи, 65- летие со дня основания Дома творчества имени Коровина, - отмечает культорганизатор Дома творчества Марина Забродская. - Мемориальная комната просто необходима - о ней постоянно спрашивают не только приезжающие на пленэры и на отдых художники, но и экскурсанты, интересующиеся жизнью выдающихся людей.

В Севастопольском художественном музее экспонируется выставка, объединившая шедевры Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника, Севастопольского, Симферопольского, Донецкого и Херсонского художественных музеев.

Председатель Крымской организации Союза художников Украины Николай Моргун отметил:

- Это в какой-то степени отдание нашего долга художнику, которому мы должны быть благодарны за внесённую им жизнерадостную нотку в живопись. Крымская живопись напрямую связана с Коровиным, она с него началась. Отличная от всех других, с собственным стержнем. Коровина надо поднимать на щит. Это - наш художник.

 

 

На открытии выставки: директор Севастопольского
художественного музея Наталия Бендюкова и
художник Иосиф Марчинский

http://rusedin.ru/2011/12/04/mocart-zhivopisi/
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Людмила Обуховская
Все статьи Людмила Обуховская
Последние комментарии
Перезагрузка? Нет, Перестройка!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.01.2021 11:56
Результатам выборов не верит Трамп или американский народ?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.01.2021 11:32
Обыкновенный сатанизм
Новый комментарий от Егоров
13.01.2021 11:27
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Новый комментарий от Андрей Козлов
13.01.2021 11:09
Американская Павлик Морозов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.01.2021 11:07
«Мы сотворяли и продолжаем творить новую русскую идеологию»
Новый комментарий от Советский недобиток
13.01.2021 10:58
Гудермес-95
Новый комментарий от Русский Иван
13.01.2021 10:55