Кавказ - заповедник тейпов?

Стратегия сохранения в регионе традиционных этнических укладов - путь к распаду страны

0
354
Время на чтение 8 минут

Продолжающаяся бурная дискуссия вокруг лозунга «Хватит кормить Кавказ!» выявила различные оттенки двух основных точек зрения. Стремясь как можно решительнее отмежеваться от «нацдемов», отдельные поборники государственного единства России в пылу полемики выдвигают весьма спорные рецепты сохранения этого единства. О том, что выполнение таких рекомендаций может на практике привести к результатам противоположного свойства, возможно, не догадываются сами их авторы и сторонники.

9 ноября с.г. интернет-газета «Файл-РФ» опубликовала статью директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина «Личное мнение. Пути развития Кавказа с русскими и без». Поскольку автор является и лидером «Евразийского союза молодёжи», то мы вряд ли ошибёмся, если будем считать, что его «личное мнение» разделяется более-менее широкой группой людей.

Статья предваряется констатацией факта: «Модернизация Северного Кавказа - это проект, который напрямую увязан с притоком русского населения. Сейчас же, напротив, наблюдается его отток». Будем исходить из того, что под модернизацией названный автор подразумевает то же, что и я, то есть - реальное развитие экономики и социальной сферы на благо большинства граждан.

Далее автор статьи задаётся вопросом: «Как переломить ситуацию и какую нужно принять стратегию развития Северного Кавказа со стороны федерального центра?» и рассматривает «первый вариант» такой стратегии. Это означает «кардинально взяться за проблему оттока русского населения на федеральном уровне, поставить эту задачу - возвращение русских на Северный Кавказ - в один ряд с существующими на сегодня национальными проектами».

Данная стратегия, по мнению автора статьи, предусматривает основной принцип: «Федеральные инвестиции - вместе с русскими. Потому как индустриализация Северного Кавказа, безусловно, основана на кадрах, которые прибывают традиционно - и в советский период это было также - с территории Центральной России. Если выделяются федеральные средства на Северный Кавказ, то вместе с ними направляются и специалисты на их освоение - инженеры, технологи, программисты, экономисты - из других регионов России, с полным социальным пакетом, предоставлением жилья и подъёмными средствами ... Так будет восстановлен хотя бы минимальный баланс представительства русских на территории».

Рассуждения лидера «Евразийского союза молодёжи» исходят пока из разумных оснований и выглядят вполне логичными. Ибо абсолютно ясно, что без русских нет Российского государства.

Те, кто дочитали указанную статью лишь до этого места, могли счесть её автора сторонником полной интеграции Северного Кавказа в политико-правовое и социокультурное пространство, где доминирующим этносом является русский. Тем более, что дальше идёт разумная критика лозунга «Хватит кормить Кавказ» с позиции сохранения единства России.

Автор статьи справедливо пишет: «Лозунг "Хватит кормить Кавказ" - это вовсе не безобидная шалость группы московских "националистов", а реальный деструктивный мем, имеющий под собой основания и ведущий, в конце концов, к отделению Северного Кавказа, что для России категорически недопустимо. Сегодня любой, кто произносит или ретранслирует эту формулу в сети, вольно или невольно становится соучастником американской стратегии геополитической дефрагментации большого пространства России-Евразии. "Хватит кормить Кавказ" - это национальная измена».

Возможно, на этом месте я бы и прервал чтение, решив, что позиция автора совпадает с моей. Но, из профессионального интереса заглянув чуть дальше, я увидел то, что и заставило меня взяться за перо. Цитируемый автор, оказывается, вовсе не сторонник обрисованного им вначале сценария модернизации Кавказа. Напротив, он его убеждённый и принципиальный противник! И рисовал он его лишь для того, чтобы показать, со своей точки зрения, несостоятельность такого сценария.

Руководитель молодых «евразийцев» неожиданно даёт нам понять, что, «при правильном рассмотрении», в процессах оттока русских с Кавказа и деиндустриализации региона «нет ничего катастрофического».

Почему? Потому, дескать, что «и романовская имперская Россия, и советская Россия, по сути, осуществляли принудительную - сначала русификацию, а потом и индустриализацию, зачастую искусственно ... А хотели ли кавказские традиционные этносы оцивилизовываться, индустриализироваться? Этим вопросом никто никогда не задавался и никто их об этом не спрашивал. Пришло время спросить».

Этот внезапный поворот вектора рассуждений способен ошеломить так, что далеко не всякий читатель заметит тут подмену понятий и искусственные натяжки. Ведь мало кто, вопреки прежним идеологическим штампам, знает, что целенаправленной русификации Российская империя на Северном Кавказе не проводила. В её времена горцы жили в основном традиционным бытом, во многих местностях действовали шариатские суды. Имперское правительство не пыталось превратить своих туземных кавказских подданных в цивилизованных русских граждан. Правильно это было или нет, но характерно, что их лояльность обеспечивалась только ореолом «белого царя» да присутствием колоний вооружённых казаков. Как только в 1917 году монархия пала, национальные кавказские области отделились от России. Воссоединяли их с Россией большевики, причём на другой, модернизационной основе.

В советское же время вообще не приходится говорить ни о какой русификации Кавказа. Национально-миграционная политика была во многом обратной той, что проводила Российская империя. Большинство русских поселений на Кавказе было физически ликвидировано большевиками и их союзниками-горцами в событиях гражданской войны 1917-1920 гг. и в первые годы после неё.

Советская власть придумала национальные алфавиты для бесписьменных народов Кавказа, ввела всеобщее обучение на национальных языках. Какая же тут русификация?!

То есть, для необходимых автору статьи выводов, ему приходится ввести неверные изначальные посылки.

Автор статьи пишет дальше:

«...Естественной средой для традиционных этносов, которые живут на Северном Кавказе, является сельская местность. Города же ассимилируют по единому цивилизационному стандарту, приводят к общему социальному поведенческому шаблону. Именно Северный Кавказ как раз и является той естественной средой, тем "вмещающим ландшафтом", в определениях Льва Гумилёва, где гармонично существуют традиционные этносы. И деиндустриализация Северного Кавказа в этом аспекте означает не что иное, как восстановление, возрождение традиционных этнических социальных моделей. То есть традиционные этносы в этом случае возвращаются к своей изначальной форме существования - гармоничного бытия в условиях естественного для них вмещающего ландшафта».

Давайте отбросим восхищение архаикой и ссылки на Льва Гумилёва и посмотрим, что остаётся в сухом остатке. Выше автор говорил о принудительном характере индустриализации для народов Кавказа. Но почему только для них одних? А разве русских спрашивали об их согласии, когда в конце 20-х гг. прошлого века начинали ускоренную индустриализацию? Сложно, конечно, оспаривать тот факт, что эта индустриализация была вынужденным шагом, благодаря которому в то время русские только и могли сохраниться в качестве народа, обладающего великой государственностью. Но речь сейчас не об этом. Мы следуем лишь логике автора разбираемой статьи.

Если, по его мнению, «пришло время спросить» об этом народы России, то почему, в таком случае, не начать с русского народа как самого многочисленного? Или уже настолько привыкли к тому, что русские в России не имеют политической субъектности?

А русские разве не имеют права жить «в условиях естественного для них вмещающего ландшафта»? И что это за разделение этносов на «традиционные» и прочие? Опять - одни народы «равнее» других?

А фактически, в сухом остатке от прекрасных слов о естественной среде для традиционных этносов, одна лишь консервация существующего положения вещей на Кавказе. Консервация процессов окончательного изгнания русских из региона, деиндустриализации, и, как вы уже, наверное, догадались, усиленных миграций «традиционных» кавказских этносов в остальную Россию.

Деиндустриализация Северного Кавказа уже произошла. И его народы живут в основном традиционным бытом. Там повсеместно, особенно в наиболее проблемных республиках (именно потому они и проблемные), возродились традиционные формы племенной социально-политической организации. Именно эти формы, консервирующие воспеваемые В. Коровиным «традиционные этнические социальные модели», и являются естественной питательной средой для сепаратизма на Северном Кавказе и общинной поруки боевиков-террористов.

Ни для кого не секрет, что именно традиционная социальная этническая модель служит основой бурного демографического роста народов Кавказа, а следовательно, и источником массовой миграции. Законсервировать эту модель означает сделать такую миграцию постоянно действующим фактором российских социальных процессов. К чему это приводит - мы все отчётливо наблюдаем (и испытываем на себе) уже теперь.

Но автору цитируемой статьи, видимо, мало уже существующих проблем на этнической почве для российской государственности. Он как будто хочет их непрерывного накопления и усугубления, при этом прямо призывая к интенсификации миграционных процессов:

«Пусть этносы возрождаются в своих традиционных моделях и живут на основании своих традиционных форм социального устройства. Тот же, кто решил отказаться от этого, должен иметь возможность покинуть родные земли, переселившись в города. У каждого должен оставаться свой собственный выбор. И этот выбор должен быть свободным».

То есть, оставить, не трогая, всё то, что мы видим сейчас и что ставит Россию как государство на грань существования.Автор статьи отстаивает именно этот путь как наиболее приемлемый для российской политики на Кавказе. Его обоснованию посвящены примерно две трети материала. Я нарочно привёл столь длинные цитаты, чтобы читатель видел, какими аргументами обставлены «рецепты» «эксперта».

Однако, любому, обладающему толикой научных знаний и здравого государственного мышления, должно быть, кажется, ясно следующее. Единственной эффективной стратегией, которая может привести к прекращению этнического разбалансирования на Северном Кавказе и по всей России, является модернизация социальных форм, в которых проживают титульные этносы данного региона. Она же является единственным сдерживающим фактором неконтролируемого демографического роста.

Единственный путь сохранения целостности любого большого государства - выравнивание социально-экономических условий по всей его территории, сглаживание социокультурных различий между его частями. Других методов политическая история человечества просто не знает.

Поэтому единственный путь сохранения целостности России - её модернизация.

Нам же предлагают прямо противоположное. Автор статьи, конечно, понимает, что его рекомендации не могут не вызвать сомнений даже у читателя, слабо разбирающегося в теме. Их он «разрешает» следующим образом:

«При принятии проекта деиндустриализации Северного Кавказа закрывается тема возвращения русских в этот регион, практически закрывается проблема выделения Северного Кавказа из состава России, так как снижается степень социальной динамики региона, однако открывается вопрос стратегической безопасности. В этой ситуации стратегический контроль Федеральный центр может восстановить за счёт возвращения в единое стратегическое пространство южных кавказских республик, то есть путём налаживания прямых военно-стратегических отношений с Азербайджаном, Арменией и Грузией. Реализация данной цели на сегодня наилучшим образом возможна в рамках большого евразийского проекта - Евразийского союза, который предложил Владимир Путин».

Помнится, так «кппсовцы позднего розлива» в оправдание своих антигосударственных решений неизменно ссылались на постановления партийных съездов и пленумов, а то и на самих Маркса с Лениным...

Опасная для государства разновидность консерватизма - стремление оставить всё как есть, ничего не менять в том положении вещей, которое стало причиной кризисной ситуации. Но опаснее всего, когда такой «консерватизм» набрасывает на себя покров такой вот лояльности.

Итак, в то время как одни открыто расшатывают единство России, призывая «не кормить» тот или другой регион, другие предлагают «лояльные» стратегии, которые при своём осуществлении вернейшим путём могут привести к распаду страны.

http://www.stoletie.ru/vzglyad/kavkaz__zapovednik_tejpov_2011-11-16.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Александрович Бутаков
Венский конгресс: сто лет мира
С 1812 по 1914 год неприятель не переходил западную границу России
05.09.2014
Нужны ли России русские?
У Федеральной миграционной службы РФ своя «государственная» политика
25.05.2012
Превратится ли КПРФ в ХДС?
Думские коммунисты выступили в защиту христианских ценностей
19.04.2012
В России появится партия «славянофилов»?
Альтернативой западничеству может стать только самобытная русская политическая доктрина
24.03.2012
Все статьи Ярослав Александрович Бутаков
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32