На Божьей грядке

0
399
Время на чтение 10 минут

В предыдущем выпуске газеты мы опубликовали статью наших корреспондентов, побывавших в Хутынском монастыре Новгородской области. В ней говорилось об истории обители, её святынях и нынешнем дне. А сегодня мы снова предлагаем вашему вниманию рассказ о монастыре - с точки зрения трудницы, вынесшей для себя оттуда замечательные духовные уроки.

Среди постоянных паломников и трудников Спасо-Преображенского Хутынского монастыря можно встретить людей самых разных профессий и судеб. Одна из них - Ирина, сотрудница Детского кризисного центра в Петербурге и прихожанка Чесменской церкви. Она стала работать психологом с 2007 года, после непростых поисков своего предназначения в жизни. В этом, по её словам, помогло обретение веры.

- Ирина, как всё начиналось?

- С детства мечтала заниматься наукой, биологией, и мечта сбылась. После окончания института работала на своей любимой кафедре. Уже тогда я начинала воцерковляться, мировоззрение менялось. Научная карьера тоже меняет людей, но по-другому. Без веры в Бога я бы никогда не ушла оттуда, просто не смогла бы. Оставив науку, мыкалась по разным работам, искала какую-то новую цель - и решила пойти учиться на психолога.

- А как в Церковь пришла?

- Ещё в студенческие времена. Одна моя однокурсница-протестантка активно проповедовала, подарила мне Библию. Прочитав её один раз, я поняла: да, что-то в моей жизни будет очень сильно меняться. Мне было тогда 22 года.

Такой у меня характер - если попадаю куда-то, то мне хочется в это нырнуть с головой. Где больше всего можно узнать о христианстве? В монастыре... Вообще-то, идея поехать трудницей в монастырь у меня появилась давно, но мешали гонения на православную веру квартирного масштаба - родители слышать ничего не хотели о Церкви, уж какой там монастырь! Поэтому нужно было организовать свой побег.

- Неужели всё было так сложно?

- Да, они были против православных книг, икон. Причём категорически, как-то ревностно против. Не могу назвать родителей атеистами, они верят в существование Бога, но какого-то своего, особенного, и в церковь упорно не идут. Раньше мне казалось, что они просто не могут принять таких быстрых перемен во мне, но постепенно всё это придёт. Ничего подобного! Даже с моим уходом из дома отношение не изменилось. Мы сейчас можем говорить о чём угодно, но если тема касается Церкви - словно аллергическая реакция начинается.

- Так случается, когда кто-то один в семье начинает воцерковляться...

- О, я этих историй знаю множество! Моя мама не думала про Церковь до того, как я стала в неё ходить. Не было у неё никогда такой ненависти. Откуда она взялась? Стоит сделать шаг к Богу - и первыми против этого выступят твои домашние. Это не значит, что они одержимые, просто зло начинает идти через них, а они не могут ему противостоять.

- «Враги человеку - домашние его». Наверно, именно о такой ситуации говорил Спаситель. Это имеет отношение к психологии?

- Судя по тому, с чем я сталкивалась в разных семьях, это можно описать с помощью психологических терминов. Если человек на себя не похож, у него горят глаза, он выходит из себя, кричит что-то бессвязное, кидает вещи, а утром его разбудишь и он говорит: «А что вчера было?» - это не что иное, как психотический эпизод. Как православный человек, могу это истолковать иначе: им что-то овладело. Но это не значит, что человека нужно сразу на отчитку. Или что его нужно сразу лечить, колоть. Мне кажется, человек, который не ведёт церковную жизнь - не молится, не постится, не ходит на исповедь, не причащается - уже потенциальный проводник зла. Он, так скажем, не принимает «лекарства», и поэтому через него всё что угодно может идти.

- Но вернёмся к тому, что ты собралась ехать в монастырь. Что было дальше?

- Ещё до поездки мне удалось в православном клубе встретиться и поговорить с монахом. Говоря о монастырях, в которых можно потрудиться, он сказал, что в каждой обители своя атмосфера, и добавил, что ему понравилось в Хутыни. Помню только, что ушла с этими словами: «Хутынский монастырь». Потом нашла адрес и поехала. Меня благословил и довёз туда мой духовник - отец Сергий. Приехали утром, и через 15 минут я уже была на грядке. Я в монастырь приехала с вещами: специально купила юбки, рубашки, явилась в парадной форме, в белых носочках - и прямо в этом меня на картошку. Так с Хутынью и познакомилась (Ирина смеётся).

- Как это?

- Ну, как? Мы вышли из машины, зашли на территорию монастыря, матушка Нонна нас встретила и сказала: «Трудиться? Хорошо. Вещи - туда, а сама пойдём со мной». - «Куда? А вещи, вещи?!» - «Да, ладно...» - «Батюшка, до свидания!»

Мне-то казалось, приеду - мне экскурсию организуют: вот храм - пожалуйста, помолитесь, свечки поставьте. Похожу, птиц послушаю... А тут через 10 минут уже песок в руках перетирала. Пололи картошку. Спину было не разогнуть... Самих монахинь было больше, чем трудниц. Всё строго. К вечеру нас отвели кушать, потом я устроилась, вещи свои разложила. И первое, что я подумала, придя в келью: «Да уж, приехала в монастырь!»

- В келью?

- В гостиницу для приезжих. Там двухместный номер, и если есть деньги, можешь поселиться там. А в паломнической - бесплатно, но там тяжело, народу много.

- Расскажи о распорядке дня.

- Подъём там не очень ранний, часов в семь. На раннюю службу - по желанию. После завтрака - в поле. Там мы работали до ужина, с перерывом на обед. Иногда и после ужина - до 22 часов, потому что я попала в то время, когда нужно было срочно убрать картошку - она начала портиться. Вернёшься с поля, правило прочтёшь - и выключаешься до утра. И так две с половиной недели.

- Какие-то особые впечатления остались от первой поездки?

- Все впечатления особые. Я поняла: православная вера именно там. Никто мне ничего не объяснял, лекций не читал. Мне кажется, что это важная черта православия, в отличие от того же протестантизма, где тебе всё разжуют и в рот положат - только успевай открывать. В монастыре, наоборот, приходилось самостоятельно постигать какие-то вещи, находить и читать, учиться молиться. При этом тебе всегда помогут; но там поддерживались твои инициатива и силы.

- Тебе не кажется, что это подходит сильным людям, а слабых скорее оттолкнёт?

- К сожалению, так и происходит. Люди ориентированы на получение того, чего желают, к чему считают себя готовыми: «Сегодня я хочу узнать о православии. Рассказывайте, так и быть. Я к вам пришёл - любите, учите меня». А в монастыре всё на своих местах. Если ты чего-то хочешь, пожалуйста - иди и делай. Часто я слышала: «Вы сюда зачем приехали?» И вот это меня поначалу удивляло: «Я же не на каторгу сослана, в конце концов!» На самом деле всё правильно. Потому что если ты приехала трудиться, тогда трудись.

- А помолиться?

- А чем тебе мешает картошка-то? Там все молчат на грядках - сиди и молись. Вот если ты в храме, на службах хочешь присутствовать, это значит, что ты приехала как паломник. Хочешь укрепляться в вере - пожалуйста, там условия созданы, чтоб человек был смиренным, терпеливым, трудолюбивым. И чтоб полюбил службу - потому что если ты можешь пойти на неё в любое время, то перестаёшь её ценить. А вот когда ты 10 дней просидишь на грядке и тебя не пускают на литургию, потому что работы много, то ты этой литургии так ждёшь! И потом бегом бежишь. Монастырские службы часа по четыре, а то и больше, но ты готов, только пустите. В день приезда у меня на вечерней службе ноги устали, но через неделю я уже совсем с другим настроением стояла.

- Где тебе в монастыре больше нравилось? Может, место какое-то было любимое?

Хутынский млонастырь

- Грядки - одно из самых любимых мест, - улыбается Ирина. - Хотя там было очень тяжело, до искр в глазах. Но, кстати, почему эти грядки такие волшебные? У каждого из нас есть свои хронические заболевания. Часто можно слышать: мне, мол, этого нельзя, у меня вот то-то. Но в монастыре я делала то, что мне «нельзя», и ничего плохого не случалось. Мы рвали траву руками (полоть-то было сложно - трава по пояс, её сначала скосить бы). Перчаток вечно не хватало, а те, что были, - рваные, грязные. Представляешь, что значит целый день эту траву голыми руками рвать? К вечеру ладоней не видно: мясо и кровь вперемешку. А утром встаёшь - нормально, руки целы. Ну, порезаны, что-то закоптилось, подсыхает, но работать можно. И они не отваливаются, не гноятся. Вот что интересно. У меня слабый иммунитет: стоит посадить занозу - и сразу начинается нагноение. А там не было лекарств вообще, и все эти чёрные, грязные раны закрывались сами собой. Потом и шрамов не осталось. Об этом не я одна - многие рассказывали. Болезни отступали, если ты действительно доверял Богу своё тело, а не берёг его из соображений, что «этого мне нельзя, а это - только потихоньку». С чем можно это сравнить? Будто ты заходишь в тёмную комнату и идёшь только на голос. Вот что такое доверять. Там я поняла, что человек понятия не имеет о своих возможностях. Люди гораздо больше могут, чем они думают...

- Это, наверно, городская жизнь приводит нас в состояние расслабленности?

- Мне кажется, что это одно из искушений, которое сидит у тебя на плече и говорит: «Ты устала, больше ты не можешь, хватит...» Так вот, в монастыре оно точно пропадает, потому что там всё можно.

- Хотелось остаться там, где всё можно?

- Да, конечно! Я поняла, что только там возможно полностью воплотить то, что тебе дано. Здесь очень сложно, всё мешает. Тут нужно одной рукой работать, а другой креститься. Тебя словно что-то раздирает пополам. Я ещё до поездки о монашестве думала, на самом деле... Многие из живущих в монастыре говорят, что там легче, чем в миру, укрепляться в вере, идти к Богу. Здесь, возможно, легче просто жить. В монастыре сложней жить, но вот молиться - легче. Там тише, поэтому Его голос слышнее.

- Но не все могут туда попасть, есть какие-то требования...

- Главное, на что обращают внимание в монастыре, - что ты можешь делать. Во-первых, они нуждаются в силе, а во-вторых, помни, что идёшь туда отдавать. А если пришёл ни с чем, что ты отдашь?

Есть послушания, на которые ставят без вопросов. То есть надо сделать - ты идёшь и делаешь. Там всё построено очень грамотно. Сначала они проверяют твоё смирение. Всех собирают и говорят, что сейчас мы идём делать то-то. А один человек, допустим, предлагает своё: «Я видел там метлу, можно подмету?» И всё - свободен. Там очень умные люди. Потом, конечно, и тебя разглядят, выяснят, какую пользу ты можешь принести обители и руками, и головой.

- Тебе удалось познакомиться, пообщаться с кем-то из сестёр?

- Монахини неохотно начинают дружить. Это и не для них. Они замкнуты, при этом приветливы - узнают, что за беда приключилась, и помолятся за тебя лишний раз. С кем-то я на грядке работала. И по тому, что они говорили, я поняла: это очень непростые люди. Да, просты в общении, но при этом - очень глубоки. Там мне никто ничего не объяснял, но я очень многое сама поняла. Не знаю как. Возможно, через их поступки я понимала суть.

- Там люди поступают не так, как в подобной ситуации в миру?

- Работали мы, человек 5-6, на грядке, и была среди нас девушка, которая не складывала сорняки, как было указано, а кидала их себе под ноги, а потом уже сгребала в кучу. Тоже хорошо делала работу, но по-своему. Пришла старшая, посмотрела - и все у неё стали неправы из-за одной. Это было так обидно! Третий день в монастыре, делаю, как сказали, выкладываюсь, как от себя не ожидала - а тут мне ещё ни за что выслушивать такое. Меня эмоции переполняют, сижу насупившись, лицо красное. Смотрю: рядом монахиня слушает так спокойно. А ведь тоже не виновата! Потом мы это не обсуждали, никто не стал ту девушку обвинять или учить. Всё как-то легко продолжилось, а девушка начала складывать сорняки в кучу. И все стали работать хорошо. Так просто и так гениально. Я увидела, насколько я отличаюсь, со своей грязью, мутью, от соседки напротив, которая спокойно так заметила: «Ну да, получили, а что такого? Главное, чтоб всё было прополото». Ценности другие и отношение к ним.

- Получается, если человек поймёт, он и сам поймёт, а если нет, то рано или поздно его не будет с нами...

- Да. Знаешь, я привезла оттуда другую себя. Я стала видеть больше, понимать, что мои реакции возникали на пустом месте и что бывает гораздо хуже, но даже в этом случае можно улыбнуться и дальше пойти.

- А когда снова туда вернулась?

- 19 ноября того же года, на преп. Варлаама Хутынского. Для меня монастырь стал маленькой родиной. Сейчас не могу вспомнить, сколько раз с тех пор я там бывала. Иногда просто приезжала, потому что кто-то туда ехал, иногда сама - две электрички туда идут.

Однажды случилась тяжёлая ситуация и я целый месяц не могла прийти в себя. Бодрилась, ходила на работу, друзья помогали. Но через месяц я поняла, что рана не заживает. И подумала: а где сейчас я хотела бы оказаться? И вдруг вспомнила мои любимые грядки. Увидела эту высокую траву, солнце сквозь неё, почувствовала запах, услышала тот самый хруст, когда её в полной тишине рвут десять человек... И как же мне туда захотелось! А был март, травы, естественно, не было, но я поняла, что немедленно еду в Хутынь. Я там пробыла, может, 2-3 суток, что-то делала - не помню, что именно, - и когда уезжала, то не чувствовала какого-то сильного облегчения, ничего резко-чудесного, но я поняла, что, как некогда раны на руках, стала затягиваться и эта моя душевная рана.

Я не могу назвать Хутынь своим домом. Это что-то другое... Хутынь - не только лечебница. Это место дано мне не просто так - приехал, вылечился, уехал. Я понимаю, что буду туда возвращаться. Так, словно я птенец из этого гнезда...

С детства помню: мы всей семьёй ездили отдыхать на Селигер, и каждый раз, проезжая мимо Новгорода по объездной дороге, я видела, как вдалеке что-то блестело. Я была маленькая, не знала про церкви и не умела молиться, но всегда про себя говорила вот этой сверкающей штучке: «Привет!» Когда я стала старше, мне захотелось туда попасть. Я думала: «Вырасту и обязательно узнаю, что ж это такое». Годами я выстраивала отношения с какой-то «блестящей штучкой» и очень ждала следующего лета. В том детском общении было очень много всего, ещё не высказанного и не обдуманного. Прошло время, я стала взрослой, перестала ездить. Когда я узнала про Хутынь, то нашла монастырь на карте и поняла, что это и есть мой удивительный друг из детства. Обитель ведь стоит на самой высокой точке Новгородской области, с трассы виден ослепительно-белый храм! И я вспомнила своё обещание - вырасти и узнать.

- В житие преп. Варлаама сказано, что он основал обитель в лесу, где ему явился светлый луч...

- Да, - соглашается Ирина, - и теперь благодаря св. Варлааму этот чудесный свет стал материальным, видимым для всех. У каждого есть святой, который близок, ему чаще всего молишься. Думаю, не только мы выбираем, но и обратная связь существует - святой выбирает человека, он принимает наши самые нелепые молитвы, как-то слышит именно то, что мы хотим сказать.

Записала Елена ЛУКИНА

http://www.rusvera.mrezha.ru/641/6.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Лукина
Цена и память Победы
8 сентября 1941 года - начало блокады Ленинграда
05.09.2012
На Плещеевых берегах
Окончание
01.08.2012
Неперемолотые
Свидетельства несломленного духа
24.11.2011
Все статьи Елена Лукина
Последние комментарии
«Он возвысил достоинство наше, представляя героические подвиги»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.12.2024 09:23
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 08:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21