Девятого августа ведущий дело Андерса Брейвика прокурор Пааль-Фредрик Краби заявил: «Я могу подтвердить, что Брейвик непосредственно перед совершением преступления принимал незаконные наркотики. Я не намерен обсуждать здесь вид наркотиков, но я подтверждаю факт их приема». Смысл данного заявления понятен - это еще один штрих к портрету террориста, которого уже объявили психопатом и маньяком.
Напомним, 25 июля МВД Норвегии выступило с заявлением, что Андерс Брейвик действовал в одиночку: «Очень вероятно, что он спланировал и осуществил атаку единолично, без какой-либо помощи со стороны». В связи с всплывшим на волне трагедии так называемым «Манифестом» Брейвика, который представляет собой в основном набор крайне правых идеологем, правоохранительным органам пришлось сделать специальное заявление: «Террористические акты, которые произошли 22 июля, не свидетельствуют о том, что угроза, исходящая от известных праворадикальных групп стала более серьезной».
Усилия норвежских властей представить все происшедшее, как кровавую выходку психически неуравновешенного одиночки вызвали жесткую критику со всех сторон. Немедленно в средствах массовой информации и в разного рода сетевых блогах потоком пошли опровержения и всевозможные версии. Прогнозируемой оказалась реакция слева. Так, известный леволиберальный публицист Джеймс Петрас расценил теракт в Норвегии не иначе, как «неофашистско-сионистский заговор»:
«Аргументы в пользу версии «одинокий волк - террорист» не выдерживают критики. Эта паутина лжи используется для прикрытия соучастия государства, преступлений спецслужб, а также резкого правого поворота во внутренней и внешней политике стран НАТО».
Далее Петрас предполагает, что Брейвик действовал в составе специально подготовленной группы: «Начиненный взрывчаткой автомобиль, который разрушил деловой центр города Осло, был весьма сложным оружием, которое требует специальных знаний и координации, каковыми обладают государственные или разведывательные службы, такие как Моссад. Любители типа Брейвика, без спецподготовки в области взрывчатых веществ, обычно либо взрывают сами себя, либо не могут подключить электронные часовые устройства к детонатору... Такие действия, как перевозка бомбы, получение (кража) транспортного средства, размещение взрывного устройства на стратегическом объекте, успешная детонация устройства, приобретение специальной полицейской формы вместе с арсеналом в сотни патронов и отъезд в другом автомобиле на остров Утойя, подход с месту расположения активистов Рабочей партии, убийство десятков людей, добивание раненых и преследование пытавшихся убежать и уплыть - никак не могут быть осуществлены фанатиком-одиночкой. Свидетели показали, что стрельба на острове Утойя велась из двух видов оружия и выстрелы слышались с разных направлений». В завершение Петрас высказывает свое мнение об истоках заговора: «Решение Норвегии и других скандинавских стран принять участие в крестовых походах американских империалистов против мусульманских народов и, в особенности арабского народа на Ближнем Востоке, заметно активизировали неофашистских правых. Они хотят «послать сигнал» Лейбористской партии: либо она принимает полностью неофашистскую произраильскую повестку дня, либо ожидает новые массовые убийства, ещё больше фашистов, ещё больше последователей Андерса Брейвика».
Отметим, что на мысль о «сионистском заговоре» Джеймса Петраса натолкнуло обращение Брейвика к «иудейским братьям» в своем «Манифесте».
В отличие от сторонников «теории заговора», другие эксперты практически едины в оценке причин происшедшего в Норвегии: распространение на волне нарастающих миграционных потоков радикального ислама в Европе вызывает такую же радикализацию на правом фланге европейского политикума. Поскольку успешное противодействие таким угрозам, как нелегальная иммиграция, а также порождаемые ею организованная преступность и исламский терроризм, в рамках существующей либерально-демократической парадигмы невозможна, в западных обществах усиливается политический и социальный запрос на правые и крайне правые лозунги. Комментируя двойной теракт в Норвегии, президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов заявил в интервью газете «Взгляд», что Андерс Брейвик выражает определенную идеологическую позицию, которая стала достаточно популярной в Европе. «Другое дело, что большинство представителей этой линии не готовы взять в руки оружие и идти убивать. Но рост правых настроений в ЕС фиксируется всеми опросами общественного мнения и отражается в результатах избирательных кампаний как на национальном уровне (Венгрия, Нидерланды, Великобритания), так и на уровне Европарламента, где оказывается все больше и больше представителей праворадикальных организаций. Особенно явно новая тенденция проявилась во время ливийского кризиса: Италия и Франция выступили против массового притока беженцев, а Дания фактически выгородила себе границу с ЕС», - сказал политолог.
Об опасности радикализации правых европейских сил говорит и профессор Университета Ноттингема Мэтью Гудвин, который со страниц британской газеты Guardian предупреждает о том, что антиисламский террор может прийти на смену исламскому. Гудвин, интервьюировавший представителей правых европейских группировок, утверждает: «Это движение культивирует несколько нарративов для последователей. Они верят, что вовлечены в битву за расовое и культурное выживание; что их расовая, религиозная и культурная группа находится перед неизбежным угасанием; что существующие политические силы не способны ответить на эту угрозу; что срочные и радикальные действия необходимы, чтобы дать отпор этой угрозе; и что последователи движений должны выполнить эту обязанность, чтобы оставить наследие своим детям и правнукам». Причем поддержка крайне правых в обществе постоянно возрастает. Данную тенденцию отчетливо показал проведенный в сентябре прошлого года фондом Фридриха Эберта опрос среди населения Германии, в ходе которого были получены говорящие сами за себя результаты.
Так, 10% опрошенных немцев заявили, что «стране нужен фюрер» и еще 30% высказались за появление в Германии «сильной партии, отстаивающей интересы немецкого народа».
Надо думать, и эти цифры вынудили федерального канцлера Ангелу Меркель во всеуслышание объявить о том, что «мультикультурализм мертв».
Если рассмотреть ситуацию в самой Норвегии, то она не является исключением. Эксперты Интерпола не первый год говорят о том, что в этой скандинавской стране активно орудует этническая огранизованная преступность, причем доминирующее положение занимают группировки косовских албанцев и сомалийцев. Серьезную угрозу представляет собой исламский экстремизм. Напомним, что 8 января 2009 года в Осло произошли массовые погромы и беспорядки, которые устроила исламская молодежь. Причиной стало недовольство мусульманской общины официальным митингом, устроенным у здания парламента Норвегии, на котором государственный министр Сив Йенсен выступила с речью в поддержку действий Израиля. Интересно отметить, что 8 июля 2010 года на сайте Узбекско-Норвежского культурного центра появилась статья, в которой выражались серьезные опасения: «Исламский терроризм все глубже пускает корни в Европе и сегодня идеологи терроризма орудуют не только в мечетях. Благодаря системе приема и защиты беженцев они получили способ ухода от ответственности в своих странах, через интернет - огромную аудиторию для пропаганды своих идей, а также международную юридическую защиту - в лице правозащитников. Ситуация парадоксальная и критическая, но что-то надо делать, об этом все чаще говорят политики, которые опасаются распространения идей религиозного экстремизма в Норвегии. Для примера, нужно заглянуть в любой тренажерный зал в Осло и вам все станет понятно. Мусульманская молодежь качает мускулы и слушает радикальные проповеди, а их норвежские сверстники пьют пиво в барах, курят марихуану, подсаживаются на наркотики или вдаются в гомосексуальные отношения - сейчас это модно».
Следует отметить еще одно существенное обстоятельство. 30 июля в Норвегии с прилавков компьютерных магазинов исчезли компьютерные игры с элементами насилия (т.н. «стрелялки»).
Под запрет попали такие популярные игры как World of Warcraft, Call of Duty, Modern Warfare - в общем, более пяти десятков игр, которые содержат элементы насилия. Причиной введения запрета на «стрелялки» стал, конечно, Андерс Брейвик. Полиция выяснила, что в своем дневнике он написал, что для подготовки убийства 77 человек почти год играл именно в World of Warcraft. Напомним, что в последний раз запрет на игры и фильмы с элементами насилия номинально объявлялся в марте 2003 года в Германии после так называемой «Эрфуртской бойни», когда 20-летний безработный Роберт Штампхойзер застрелил из помпового ружья 16 и ранил около 30 человек. Штампхойзер также был «зомбирован» компьютерными «стрелялками».
Выросший в мире «кроваво-сенсационного» телевидения, Брейвик не нашел более оптимального средства для «рекламы» своего «манифеста», нежели убийство нескольких десятков человек. И, надо сказать, не ошибся. Современные СМИ, смакующие кровь и насилие, готовые ради рейтингов «плясать на трупах», обеспечили ему полный успех. Именно потому, что без телевизионной рекламы его преступление было лишено всякого смысла.
В полиции Норвегии расстрел молодежного форума на острове Утойя назвали «исключительным событием на международном и национальном уровнях». Действительно, совершенный Брейвиком теракт серьезно обострил обстановку во всей Европе в целом. На сайтах радикальных исламских группировок появились призывы к джихаду. Более того, целый ряд западных экспертов заявили о том, что в других европейских странах последователи Брейвика могут совершить еще более масштабные теракты. Обозреватель американского аналитического центра Stratfor Марко Папич расценил фигуру Брейвика, как социально-политическое явление. «Поскольку ультраправые партии включаются в избирательный процесс в Европе, становятся легитимными, представляют собой политический выбор для правоцентристского и консервативного электората во многих странах, маргинальные элементы в этих партиях начинают ощущать, что они больше не могут выражать свои позиции в открытой форме в рамках этих движений. Поэтому, очень вероятно, что в 2011 увеличится число тех, кто, подобно преступнику в Норвегии, будет замышлять подобные теракты»», - подчеркнул аналитик. Сходные опасения высказал в интервью изданию Mitteldeutsche Zeitung председатель комитета Бундестага по внутренним делам Вольфганг Босбах, который считает, что в Германии вполне возможно повторение норвежских событий.
Тем не менее, в поддержку идей Брейвика начали открыто высказываться некоторые правые политики. Так, 30 июля член Европарламента от итальянской партии «Северная лига» Марио Боргезио был временно отстранен от исполнения служебных обязанностей за «поощрение манифеста Брейвика». А Национальный фронт Жана Мари Ле Пена снял с выборов в местные органы самоуправления Жака Кутеля, который в своем блоге назвал Брейвика «главным защитником западных ценностей». В свою очередь Никки Синклер, представляющая в Европарламенте Независимую партию Великобритании, назвала позицию Боргезио «шокирующей».Наряду с прочими левыми депутатами Европарламента она потребовала его отставки.
Однако последующие события предоставили и правым, и левым основательную пищу для размышлений. 2 августа африканские нелегалы устроили погромы в ряде городов Италии. Затем 6 августа гораздо более масштабные беспорядки вспыхнули в столице Великобритании, в населенном иммигрантами районе Тоттенхем. 9 августа вслед за Лондоном беспорядки и погромы распространились на другие английские города: Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер и Бристоль.
По утверждению полицейских, находившихся на месте событий, действия погромщиков приобрели ярко выраженный расовый оттенок: они целенаправленно нападали на белокожих владельцев домов и лавок.
Интересна реакция на эти события британских «интеллектуалов-гуманистов». Профессор Гас Джон из Лондонского университета заявил, что «чернокожие мигранты ни в чем не виноваты». Далее он сказал, что решение этой проблемы может быть лишь одно: «Молодым людям из проблемных районов следует уделять как можно больше внимания. Время и кропотливая работа должны быть инвестированы в этот процесс, чтобы разгневанная молодежь сама захотела измениться». После таких заявлений не приходится сомневаться в том, что типов вроде Брейвика порождают в первую очередь инфантильные, слепые как кроты либералы.
http://www.stoletie.ru/geopolitika/brejvik_vzryvajet_jevropu_2011-08-11.htm