Не зарастет на сердце рана...

0
251
Время на чтение 6 минут

— Давайте поговорим сегодня о петербургских старообрядцах, — предложил протоиерей Александр Паничкин. Мы не в первый раз ведём беседы с этим батюшкой, историком, кандидатом богословия, — мы говорим с ним о церковной жизни Северной столицы в XVIII веке, при Петре Великом и его преемниках, и, судя по откликам, читателям нравятся эти путешествия в давнюю, основательно забытую эпоху. И вот новая тема для нового разговора…
— Казалось бы: столица выстроена на немецкий лад, царь устремлён в будущее, презирает старину и всё, что с ней связано, общество обновляется, экономика перестраивается… При чём тут старообрядцы? И тем не менее определённую роль в становлении нашего города они сыграли…
— Да когда же, каким образом они вообще появились в Петербурге? Ведь, по-моему, в те времена на них были серьёзные гонения, и сами староверы побоялись бы ехать в столицу …
— Сами — да… Но когда начал строиться город и сюда стали сгонять подневольных рабочих, власти поняли, что кто-то должен заниматься снабжением всей этой массы работного люда. Кто же этим займётся? Далее: необходимо, выражаясь современным языком, найти инвестора для большого строительства. Где искать инвестиции? По большей части наши русские бизнесмены оказались приверженцами старых обрядов. И Пётр, нимало не обижаясь на то, что многие старообрядцы считали его антихристом, начал привлекать раскольничьих воротил к строительству своей столицы. В свою очередь раскольники, не смущаясь тем, что работают на «антихриста», охотно торговали в Петербурге, брали подряды на строительство и строили не только жилые дома, но даже наши православные церкви. Оказывается, вера у них не мешала бизнесу…
— А как же пресловутые гонения, на которые старообрядцы до сих пор не устают жаловаться?..
— Мы говорим про определённую эпоху: первую половину XVIII века, — а в те времена гонения заключались в следующем. Во-первых, желая поселиться в Петербурге, старообрядец должен был официально заявить о своей приверженности к расколу. Во-вторых, он должен был дать обязательство не принимать у себя расколоучителей, не проповедовать раскол и не привлекать православных в свою веру. И в-третьих, — самое серьёзное: подушная подать со староверов взималась в двойном размере. Вот и всё. Никаких иных гонений в то время не было.
— Выходит, никакого противостояния между «официальной Россией» и Россией, ушедшей в раскол, не было? А откуда же тогда само понятие «раскол» взялось?
— Нет, разделение было, и очень жёсткое. Но шло оно не столько от государства, сколько от самих старообрядцев. Вот я вам рассказал об условиях, на которых староверы могли поселиться в столице. Как вы думаете, сколько их официально заявило о себе?
— Сколько?.. Сто человек? Двести? Тысяча?
— По официальной статистике, в 1737 году в Петербурге не оказалось ни одного записного раскольника! А в уездах, по губернии, их насчиталось шесть мужчин и шесть женщин. Вот и всё. (Подрядчики и купцы столичными жителями не являлись.) И это при том, что раскольников-то в Петербурге было немало, — совсем немало!.. Но все они оставались потаёнными. Человек называл себя православным, — более того: ходил в православный храм, лицемерно молился там… Более того: исповедовался облыжно и причащался (считая Причастие дьявольским соблазном)!.. И вечером он шёл к какому-нибудь подпольному «старцу» и там с радостью слушал злобные обличения «никониан».
— Так от чего же они прятались, если гонений не было?
— Можно предположить, что им было в тягость платить двойную подать… Можно предположить, что не хотели терять связь со своими старцами-учителями… А можно предположить, что они очень дорожили возможностью вести проповедь среди петербуржцев. У них ведь были свои «стряпчие», люди, искушённые в законодательстве, одновременно и расколоучители… Нужно учитывать особенности эпохи: согнанное, сдёрнутое с обжитых мест население столицы теряло, так сказать, духовную устойчивость; многие таили в сердце обиду — или на власть, или на Церковь… И тут приходил старовер-проповедник и начинал вещать: «Чего ж ты хочешь? Власть-то антихристова, и Церковь-то еретическая, и город-то немецкий… То ли дело у нас, в скитах!.. Тишина, благолепие, благодать!..» Успех у такой проповеди был большой. Но нередки были случаи и возвращения к Матери-Церкви. Человек уезжал в Выговский скит, проводил там годик-другой и к ужасу своему обнаруживал, что вместо благолепия и благодати там царят раздоры, нестроения, корыстолюбие и властолюбие…
— Странная выходит картина: огромная часть населения страны таится, скрывается, конспирируется, считает власть и Церковь своими врагами. Эти конспираторы обладают деньгами, людской силой, ресурсами… На все попытки власти разрешить ссору мирным путём они отвечают усилением борьбы, углублением тайны… Это же какая-то ползучая гражданская война!
— Да, именно так…
— А если законспирированного раскольника разоблачали — что ему светило? Пытки? Казнь?
— Покаяние. Рядовой раскольник обязан был законным образом раскаяться в своих заблуждениях. Упорствующих определяли к какому-нибудь известному православному духовнику — на перевоспитание. Расколоучителей могли сослать в дальний монастырь. Сам обряд присоединения к Церкви происходил обычно в Петропавловском соборе: рождённые в расколе перекрещивались — им даже давалось новое имя! Совратившиеся из Православия присоединялись через исповедь и проклятие ересей. А неимущим оказывалось даже денежное вспомоществование, хотя, надо признаться, довольно скудное. Вообще государство не слишком-то горело рвением в разоблачении староверского подполья. Например, в 1730-х годах архиепископ Феодосий попросил было городской магистрат помочь ему в борьбе с расколом, но сперва чиновники многозначительно промолчали в ответ, а при повторных просьбах нехотя сообщили, что все питерские старообрядцы выбыли-де из столицы — стало быть, и речь вести не о чем. Так раскольничьи учители оставались безнаказанными, а к следствию привлекались случайно попавшиеся лица…
— Возможно, среди чиновников тоже были тайные старообрядцы?
— Нет, нет… Среди дворянства их не было совершенно. Большинство староверов принадлежали к третьему сословию… У дворянства была своя язва: хлыстовство.
— Хлыстовство? Но ведь это же изуверская, совершенно дикая секта!.. Как могли образованные, культурные дворяне?..
— А вы знаете, что изуверское хлыстовство было завезено к нам из цивилизованной Англии? Что оно тесно связано с масонством? В Англии эта секта называлась «квакерством», — и у нас она долгое время так именовалась. Да, секта яростная, даже бешеная. Они на своих радениях доходили до неистовства, хлестали себя прутьями, и всё заканчивалось свальным грехом. И при всём том у них была жёсткая дисциплина, строжайшая конспирация… И при всём том они считали себя христианами… В Петербурге к ним принадлежал, например, такой замечательный человек, как художник Боровиковский — талантливый портретист, не раз писавший портреты августейших особ… Но вообще-то хлыстовство пришло в столицу из Москвы. Именно там в 1730-х годах было раскрыто крупное хлыстовское гнездо, базировавшееся в крупных монастырях. Обличённые сектанты были жестоко наказаны: старицу Настасью из Ивановского монастыря и монахов Филарета и Тихона из Петровского монастыря казнили, а прочих монашек-хлыстовок сослали в девичьи монастыри Тобольской епархии. Но секта продолжала распространяться и вскоре перекинулась в Петербург. Здесь её возглавили купцы Чуркины, братья Иван и Герасим с сестрой Василисой. Долгих одиннадцать лет специальная правительственная комиссия пыталась разоблачить конспираторов, и многие рядовые члены были арестованы, но из главарей удалось поймать лишь Ивана Чуркина — его сослали на каторгу в Эстляндию, — а Герасим и Василиса канули безследно. Одолеть хлыстов так и не смогли вплоть до революции, когда большевики, кажется, всё-таки прихлопнули их. Но и это не факт: никто не может утверждать, что хлыстов сейчас нет, — ведь конспирация у них на высоте, а подделываться под православных им всегда удавалось.
— А чем вы, батюшка, объясняете такую страшную глубину раскола — ведь он и до сих пор не преодолён…
— И никогда и не будет преодолён, как мне кажется. Для простого народа обряд всегда будет важнее и понятнее, чем высоты веры. Люди до сих пор не понимают, что для удовлетворения духовной жажды нужно совершить усилие, а не ждать, что какой-то дядя начнёт тебе с ложечки вливать Божественный нектар… Одно дело — читать Евангелие, Святых Отцов, выполнять заповеди, а другое — следить за окружающими: кто в платочке, а кто без, кто в брюках, а кто в юбке, кто как свечку ставит, кто как поклоны кладёт… Кто крестится двумя перстами, кто — тремя… Это, конечно, проще и понятнее, и на это можно долго ещё уловлять не искушённых в вере христиан. Опять же — обиды на священство… Ведь человек как устроен? Сначала он терпит, не замечает, смиряется… Но это — до поры до времени, капля за каплей… Потом вода из переполненного стакана выплёскивается — и душа у человека необратимо меняется: он уже и мыслить начинает иначе, и глаза у него иначе открываются на Церковь… Конечно, от обид никуда не денешься… Но надо нам, священству, учиться терпеть свою паству — тогда, может быть, и она будет нас терпеть. Надо сказать, что народ наш добрый и ко многим недостаткам священства относится с пониманием, но такие грехи, как корыстолюбие, — тут понимания встретишь меньше. Давайте же будем относиться терпимей друг к другу!


Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://www.pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Бакулин
Все статьи Алексей Бакулин
Священник Александр Паничкин
Все статьи Священник Александр Паничкин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27