Постоянный автор портала, кандидат богословия протоиерей Александр Паничкин в публикуемой статье делает обзор храмов, действовавших в Санкт-Петербургской епархии в XVIII веке. Автор не обходит вниманием исторический контекст, в котором эти храмы строились и развивались.
Реформы Петра I имели огромное значение для изменения всего уклада жизни русского народа. Они не могли не выразиться и в облике новой столицы, которая строилась по западным образцам и с привлечением западных архитекторов. Это коренным образом отразилось и на строительстве петербургских храмов, которые должны были соответствовать новой архитектуре города. Город начинал строиться во время Северной войны как форпост русской армии на Неве. Единственной городской церковью до 1709 г. была церковь святых апостолов Петра и Павла в крепости, построенная весной 1704 г. На ее освящении присутствовали митрополит Новгородский Иов и Петр I. Церковь была крестообразная, «о трех шпицах», из которых средний имел вид башни в голландском стиле, служивший и колокольней.
После Полтавской битвы стало строиться больше храмов. В 1709 г. в Батальонной слободе была возведена церковь в честь Сампсона Странноприимца, в память о Полтавской победе. В 1710 г. на главной площади города был освящен деревянный Троицкий собор, в память основания города в день святой Троицы. На левом берегу Невы у Адмиралтейства строится церковь святого Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I. Все церкви этого времени были деревянными или мазанковыми и очень простой архитектуры.
Первым каменным храмом в городе стал собор святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости, который с небольшими изменениями сохранился до наших дней. Он стал кафедральным собором. Это был единственный каменный, достойный столицы собор. Он имел наибольший штат духовенства (штат его состоял из протопопа, 5 попов, 4 диаконов (из них 1 протодиакон), 2 дьячков и 2 пономарей)[1]. Здесь совершались по большей части торжественные богослужения, в которых принимал участие архиерей, а также вызывавшиеся ежегодно для священнослужения архимандриты, здесь проходили публичные отречения от раскола и всенародное покаяние подлежащих по определению Синода епитимье.
Архитектура и убранство дают нам возможность понять, насколько изменился дух страны в Петровское время. В облике храма получили отражение идеи протестантизма и ориентации всей русской культуры XVIII века на западные образцы. Постройка собора была поручена Петром итальянскому архитектору Доменико Трезини, ведавшему строительством крепости. Начатый в 1712 г. собор был завершен уже после смерти Петра в 1733 г.
По указу Петра собор становится усыпальницей русских императоров и членов царской фамилии. Еще при жизни Петра в нем был похоронен его малолетний сын Петр, умерший в 1723 г. В 1725 г. в еще недостроенном соборе был похоронен сам Петр I. В соборе находились многочисленные святыни: многоцелебная риза Спасителя, глава мученика Иакова Персиянина в ковчеге, мощи разных святых в одном большом ковчеге, а также исторические реликвии: паникадило из слоновой кости, выточенное Петром I; второе паникадило, сделанное им же в 1724 г. во время пребывания на олонецких водах. В середину яблока этого паникадила была положена хартия: «Сие приносится в знак благодарения Господу Богу за целебные воды. Сделано при оных, марта 14 дня 1724 года. Петр». Там также хранились крест из слоновой кости, выточенный им же; ковчежец с хлебом, поднесенным Суворову жителями Варшавы вместе с ключами города в октябре 1794 г.; трофеи, добытые нашими войсками в сражениях с турками[2].
По образцу Петропавловского собора строились все храмы города вплоть до Елизаветинского времени. Все они были одноглавыми, с высокими колокольнями и шпилями в голландском стиле, придававшими облику Петербурга сходство с западными средневековыми городами. Остальные соборы носили это наименование по исторической традиции, связанной с именем Петра I, но представляли собой ветхие, грозившие обвалом деревянные здания. Так, в 1742 г. Троицкий собор пришел в такую крайнюю ветхость, что по причине опасности богослужения в нем были прекращены и перенесены временно в апартаменты Синодальной Канцелярии.
Сам же Троицкий собор на петербургском острове был построен в 1703 г. из дерева, в память основания Петербурга в день Святой Троицы, и освящен в 1710 г. В 1746 г. вместо него была выстроена новая церковь точно в такого же вида и 17 мая 1746 г. освящена в присутствии государыни. Сюда во все воскресные и праздничные дни приходил Петр и пел на клиросе. Из святынь в храме находились иконы со святыми мощами апостола Андрея Первозванного и преподобного Нила Столобенского[3].
При жизни Петра в 1717 г. был заложен еще один каменный храм в честь святого Исаакия Далматского, в день празднования которого родился Петр I. Он строился по проекту видного зодчего Г.-И. Маттернови. В 1721 г. строительство возглавил архитектор Н.Ф. Гербель, а завершил - каменных дел мастер Яков Неупокоев. Церковь была окончена и освящена в 1727 г. и по архитектуре напоминала Петропавловский собор. Она имела также колокольню с часами-курантами, а интерьер напоминал интерьер Петропавловского собора. Резной золоченый иконостас был создан Иваном Зарудиным. В 1768 г. по проекту архитектора Ринальди началось сооружение собора из мрамора, но ни в царствование Екатерины, ни в царствование Павла собор не был полностью завершен. Проект Ринальди претерпел в ходе строительства значительные изменения, и только при Александре I он был заново построен архитектором О. Монфераном[4].
По образцу Петропавловского собора была построена и церковь Рождества Богородицы на Невской першпективе в 1710 году. Это была маленькая часовня. В 1712 г. устроена была церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 24 августа 1733 г. императрица Анна Иоанновна заложила новую церковь Рождества Богородицы и к освящению ее в 1737 г. взяла образ Казанской Богоматери, украсила его драгоценными камнями и поставила в новом храме. С 1745 г. в нем совершались молебствия в торжественные дни и бракосочетания лиц Высочайшей Фамилии. По мере обветшания храма император Павел решил построить Казанский собор, утвердил составленный академиком Воронихиным план и 14 ноября утвердил особую комиссию для строительства собора под председательством графа А.С. Стороганова[5].
Кроме того, в столице было еще несколько каменных приходских церквей:
- Изначально деревянный храм преподобного Сергия на углу Литейного проспекта и Сергиевской улицы, построенный при артиллерийских слободах в 1731 г. и сгоревший в 1738 г. В 1743 г. была заложена каменная церковь с приделом Николая Чудотворца. Освящена она была в присутствии государыни в 1746 г. Причта в ней положено по штату: протоиерей, 2 священника, диакон и церковник[6].
- Церковь апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове на 6-й линии. Деревянный храм был построен 1728 г. во имя Рождества Богородицы, а после 1732 г. освящен во имя апостола Андрея Первозванного; в нем прежде собирались кавалеры Андреевского ордена. Вскоре он сгорел от молнии. 18 июня 1764 г. построен был каменный. При храме: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 причетника. К Андреевскому собору причислена церковь Трех Святителей с приделом Благовещения. Храм заложен в 1740 г., освящен в 1760 г.[7]
- Собор Воскресения Христова всех учебных заведений в Смольном монастыре - на том месте, где стоял летний дворец Елизаветы Петровны. Собор строился по проекту архитектора Растрелли. В 1757 г. он был уже построен, но из-за Семилетней войны строительство было приостановлено до 1825 г. Он был достроен только в 1835 г.[8]
- Собор святого равноапостольного князя Владимира на петербургском острове, в Никольском переулке. Рядом с этим местом была построена деревянная церковь Успения Богородицы с приделами Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, которая дважды горела. Собор святого князя Владимира был заложен в 1740 г. Имеет три придела: князя Владимира, Успения Богородицы и Николая Чудотворца. В соборе служит один священник, диакон и два дьячка[9].
- В Измайловском полку против казарм стояла часовня в честь Святой Троицы, в которой по преданию венчался Петр с Екатериною. На её месте была построена церковь Святой Троицы с приделом святого Иоанна Воина и освящена 1 июля 1756 г. В 1778 г. сооружена другая церковь, но тоже деревянная, на каменном фундаменте[10].
- Церковь святого апостола Матфея на Петербургском острове. Предполагается, что этот храм был первым в Петербурге, находился на месте нынешнего Петропавловского собора и поначалу именовался в честь Петра и Павла. В 1719 г. он был перенесен в солдатские слободы и там был освящен в честь святого апостола Матфея. В 1800 г. вместо деревянного был построен каменный[11].
- Церковь святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на Фонтанке: построена по указу Петра из дерева в 1712 г. в честь тезоименитства его дочери цесаревны Анны Петровны. Императрица Анна Иоанновна на ее месте заложила в 1731 г. также в честь своего тезоименитства новую каменную церковь, которая через два года была окончена по проекту архитектора Земцова и 27 января 1734 г. в присутствии государыни освящена. При этом присутствовали грузинский митрополит, 6 архиепископов, множество духовенства и 92 певчих. В церкви было два придела: во имя Архистратига Михаила и преподобного Ефрема Сирина, в память дня рождения Анны Иоанновны. Императрица любила эту церковь, часто посещала, причислила её к придворным и благолепно украшала. В 1797 г. император Павел посвятил Симеоновскую церковь ордену св. Анны и велел при входе поставить знак ордена. Устройство иконостаса приписывается митрополиту Стефану Яворскому и архиепископу Феофану Прокоповичу[12].
- В 1718 г. Петр Великий, желая принести благодарение Богу за победу над шведами при Гангуте, велел построить церковь в честь св. великомученика и целителя Пантелеимона, в день памяти которого, 27 июля 1714 г., была одержана эта победа. Первоначально она была деревянной, но когда в тот же день в 1720 г. была одержана вторая победа над шведами при Гренгаме, было решено построить каменную церковь. 27 июля 1739 г. церковь была освящена и находилась в ведении Адмиралтейств-Коллегии. Имеет придел в честь святой великомученицы Екатерины. Причт: 2 священника, диакон и 2 церковнослужителя[13].
- Деревянная церковь святого Сампсона Странноприимца была построена в честь Полтавской победы, состоявшейся в день памяти святого Сампсона в 1711 г. и служила кладбищенскою. Каменная церковь была освящена 18 августа 1740 г. Имелись два придела: Архистратига Михаила и Иоанна Богослова[14].
- Церковь Владимирской иконы Божией Матери была заложена 26 августа 1761 г. между кузнечным переулком и Басманной улицей и освящена 8 ноября 1768 г. архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким). Имеет на первом этаже 3 придела: во имя Иоанна Дамаскина, пророка Илии и мученика Харлампия и на втором этаже в честь Владимирской иконы Божией Матери. Причт составляли: протоиерей, 4 священника, диакон и 4 дьячка[15].
- На Васильевском острове на кладбище была построена сначала деревянная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери и освящена 30 сентября 1760 г. В 1786 г.[16] была заложена каменная церковь, строительство которой было окончено в 1790 г. В неё были перенесены из старой церкви иконостас и престол[17].
- Также на Васильевском острове на 8-й линии в 1738 г. была построена стараниями купца Иродиона Чиркина деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Каменная была заложена в 1749 г. и освящена 7 сентября 1764 г. Имеет 7 престолов: внизу Благовещения Пресвятой Богородицы, святителя Николая и Сретения Господня; наверху Воздвижения Креста Господня, пророка Илии, Покрова Богородицы; на хорах Иоанна Крестителя[18].
- В Морском кадетском корпусе на Васильевском острове на набережной Невы в 1794 году был основан домовый храм в честь святого Павла Исповедника, архиепископа Константинопольского. Окончено строительство и освящен храм был архиепископом Псковским Иннокентием в 1797 г. Причт составляли: священник, диакон и служитель[19].
Большая часть приходских церквей были деревянными из-за скудости средств и нехватки материалов. Многие деревянные церкви после постройки на их месте каменных переносились в другие места. Церкви были в основном низкими и невзрачными. В петербургском климате дерево быстро гнило, и храмы быстро ветшали.
На период 50-х - 60-х годов XVIII в. приходится время значительного благоустройства Петербурга. Старые ветхие храмы стали заменяться более вместительными и благолепными каменными. Были построены храмы:
- Преображенский (Преображенского полка) собор на Пантелеймоновской улице. Здесь находились казармы Преображенского полка, солдаты которого возвели на престол Елизавету Петровну, которая, желая ознаменовать это событие памятником, 9 июня 1742 г. заложила на месте Преображенских светлиц (казарм) каменную церковь Преображения Господня, которую велела соорудить архитектору Трезини. 5 августа 1754 г. она была освящена с приделами преподобного Сергия, священномученика Климента, папы Римского, и Петра Александрийского и наименована собором всей гвардии. В соборе имелись: напрестольный крест с разными мощами, принадлежавший царю Алексею Михайловичу и царице Марии Ильиничне и др.
- Никольский собор в Морской слободе (1753-1762 гг., архитектор С.И. Чевакинский). Имеет 4 придела: святителя Николая - внизу, святителя Димитрия Ростовского, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Богоявления Господня - наверху. Екатерина II наименовала этот храм собором. Причт: протоиерей, 2 священника, диакон, 4 церковнослужителя[20].
- Собор Образа Спаса Нерукотворенного на Конюшенной площади: при императорских конюшнях построена деревянная церковь в 1737 г., а каменная заложена в 1746 г. и освящена в 1747 г.[21]
- В 1742 г., когда была открыта Санкт-Петербургская епархия, в городе было 19 приходских церквей и 4 собора, а в 1750 г. насчитывалось 32 приходские церкви и 5 соборов. В 1786 г. в Петербурге насчитывалось уже 62 храма[22].
Во время правления Екатерины II вошел в моду новый стиль - классицизм. В это время новых храмов почти не строится, только достраиваются начатые и перестраиваются старые. Лишь один большой храм строится в этот период по приказанию императрицы - это связанный с именем Петра I Исаакиевский (1761-1802 гг., архитектор А. Ринальди).
С начала строительства Петербурга в городе начали появляться домовые церкви. Петр I первому даровал А. Меншикову привилегию устроить церковь в своем доме. После этого церкви стали появляться в домах знати. Домовые церкви отвлекали богатых людей от приходских храмов. Они больше заботились о своих церквях, а не о приходских, не жертвовали на церковь. Убожество и бедность приходских церквей контрастировали с богатством и роскошью домовых церквей. Духовный Регламент высказался против домовых церквей.
Высочайшим указом Петра III от 5 марта 1762 г. повелевалось закрыть все домовые церкви, за исключением трех. Все церкви были опечатаны, антиминсы отобраны и переданы на хранение в Петропавловский собор. После низложения Петра III Екатерина повелела распечатать все закрытые домовые церкви и разрешила открывать новые.
Придворные церкви имелись в Зимнем дворце - Сретенская церковь, Знаменская в Царском селе и Знаменская в Петергофе. Богослужения в них совершались с особой торжественностью. По праздникам здесь служили и проповедовали члены Святейшего Синода.
В окрестностях столицы и в новозавоеванных землях церквей было мало. Почти все они были деревянными, самой простой архитектуры. Интерес представляла церковь в Кронштадте в честь Богоявления. Ее семиярусная колокольня была видна далеко с моря и служила вместо маяка.
Из уездных городов соборы были в Шлиссельбурге - Богородицкий, Кронштадте - Андреевский, Ямбурге - Михаило-Архангельский, в Копорье - Преображенский, в Выборге -Петропавловский, в Гдове - Дмитриевский, в Нарве - Преображенский, в Новой Ладоге - Никольский.
«РАСПИСАНИЕ О САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ЦЕРКВАХ
Первой части. Адмиралтейская сторона.
1. Преображенский собор.
2. Сергия Радонежского чудотворца.
3. Косьмы и Дамиана при артиллерийском лазарете.
4. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
5. Великомученика Пантелеимона.
6. Воскресения Христова за литецным двором.
7. Захария и Елисаветы при запасном дворце.
Домовые .
8. Графа Шереметьева.
9. Князя Вяземского.
Второй части.
1. Воскресенская Новодевичьего монастыря.
2. Благовещения Пресвятой Богородицы в конной гвардии.
3. Константина и Елены при богадельне.
4. Рождества Иисуса Христа на песках.
5. Входа Господня в Иерусалим у Лигова канала.
6. Благовещения Пресвятой Богородицы в Невском монастыре.
7. Преображения Господня на кирпичном заводе.
Третьей части.
1. Исаакиевский собор.
2. Рождества Пресвятой богородицы при перспективе.
3. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
4. Захария и Елисаветы при полиции.
5. Захария и Елисаветы при адмиралтействе.
6. Образа Нерукотворного Спаса при главной конюшне.
Домовые.
7. Князя Вяземского.
8. Князя Голицина.
9. Графини Румянцовой.
10. Графини Головиной.
11. Графа Розумовского.
Четвертой части.
1. Морской Богоявленский собор.
2. Вознесения Господня.
3. Успения Божией Матери на Сенной.
4. Великомученицы Екатерины.
5. Троицкий собор в Измайловском полку.
6. В Семеновском полку.
7. В Егерском корпусе.
8. Спаса в Волковой.
Домовые.
9. Графа Чернышева.
10. Дворянина Демидова.
11. В Чесме.
Пятой части. Петербургской стороны.
1. Петропавловский собор.
2. Троицкий собор.
3. Успенский собор.
4. Введения во храм Пресвятой Богородицы.
5. Апостола Матфия.
6. Николая Чудотворца в Трунилове.
7. Воскресения Христова в инженерном корпусе.
8. Преображения Господня в Колтовской.
9. На Каменном острову.
10. На Каменном носу.
Шестой части. Васильевский остр.
1. Апостола Андрея Первозванного собор.
2. Благовещения Пресвятой Богородицы собор.
3. Смоленской иконы Божией Матери.
4. Троицы в Галерной гавани.
5. Академии наук.
6. Сухопутного кадетского корпуса.
7. Академии художеств.
Седьмой части. Выборгская сторона.
1. Сампсона Странноприимца.
2. Сухопутной гофшпитали.
3. Морской гофшпитали.
4. Троицы на Большой Охте.
5. Мари Магдалины на Малой Охте.
6. Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в бочарне.
7. Пророка Илии на пороховом заводе.
Всего 62 церкви».
[1] О.Д.Д.Х.А. С.С. - т. 23. - СПб., 1911. с. 825-908.
[2] Пушкарев И.Г. Описание Санкт-Петербурга. СПБ. 1839. С. 162-163.
[3] Там же. С. 167.
[4] Там же. С. 175-176.
[5] Там же. С.169-170.
[6] Там же. С. 187-188.
[7] Там же. С.179-180.
[8] Там же. С. 182-184.
[9] Там же. С. 168-169.
[10] Там же. С. 195-200.
[11] Там же. С. 215-216.
[12] Там же. С. 251-252.
[13] Там же. С. 253-254.
[14] Там же. С.219.
[15] Там же. С. 265-266.
[16] ЦГИАСП. Ф.19.оп.1 ед.хр. 13094 л. 1-6 и 13259 л 1-2..
[17] Пушкарев И.Г. цит. соч. С. 225-226.
[18] Там же. С. 229-230.
[19] Колыбель флота. Издание всезарубежных морских организаций. Париж. 1951. С. 227-228.
[20] Пушкарев И. Г. Описание Санкт-Петербурга. СПб. 1839. С. 180-182.
[21] Там же. С. 206.
[22] ГИАСП. Фонд 19. оп. 1 . ед. хр. 13223.л.2-5. 10 авг. 1786 г.