Была середина мая, и погода стояла по-весеннему прохладная. В саду у отца Иоанна Миронова среди цветов и зелени вновь встретились батюшка и главный редактор «Православного Санкт-Петербурга» Александр Раков. Конечно, были у редактора нарочно к этой встрече заготовлены вопросы, но главным было желание просто посидеть рядом с батюшкой. Пусть даже молча: ведь самое главное говорится без слов.
Но и совсем без слов не обойдёшься…
— Пожалуюсь вам, батюшка… На епархиальной выставке ко мне подскочила женщина — глаза выпучены, злой взгляд: «Я тоже духовное чадо отца Иоанна! Не те вопросы вы задаёте в интервью, и вообще за столько лет вы ничему у него не научились!» Другая произнесла, указывая на мои книги: «Памятник себе строите?» За что они так?
— Так это же хорошо. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать» (Мф.5,11), — говорит Господь. «Блаженны есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще» (Мф.5,11). Надо учиться принимать людскую ненависть с любовью. Надо понимать, что это для нашего же исправления, и благодарить всех людей, которые исправляют нас, а не злиться, не сердиться. И не гордиться. Враги наши всё замечают в нас, все недостатки наши, — а ты слушай и мотай на ус! Друг побоится тебя обидеть, и не узнаешь от него, в чём ты грешен, — а враг тебе всё расскажет. Старшие так говорили: «Это очень хорошо, когда нам замечания делают, — как бы мы иначе исправлялись?.. А плохо, когда о нас говорят только хорошее, — гордыню нашу тешат». Вот какое дело-то, Сашенька. Так что эти женщины тебя к блаженным причислили, сами того не желая: «Блаженны, когда поносят вас!» А нас бы всё хвалить да по головке гладить — этак мы с тобой совсем испортимся…
— Это правда, но мне, батюшка, всё же обидно…
— Обижаться нельзя!
— Что они на книги мои нападают? Я уже не хочу писать книги! Восьмую вы мне не разрешали писать, да я против вашей воли пошёл…
— Зато девятую я благословил…
— Вот теперь по вашему благословению я и начал писать… Скриплю пером… Но только по благословению: сам бы не стал, даю вам слово. Я уже очень устал.
— Мы все устали, да надо потихоньку работать. Пока живы человеки, должны они трудиться, трудиться и ещё раз трудиться. Вот и собачка наша, Жуленька: хоть и покусали её, а она всё трудится, охраняет нас, хлеб зря не ест…
— Теперь о другом вопрос: у нашей знакомой две больные дочери, но в церковь они не ходят. Я говорю им: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Отвечают: «У нас Бог в душе».
— Многие так говорят… Но я считаю, что в душе-то Бога иметь — это действительно хорошо, а в доме-то Божием молиться Ему — ещё лучше. Почему мы идём в дом Господень? Здесь, едва переступая порог, мы уже чувствуем себя в раю. Здесь всё: и иконы, и ладан, и святая вода — всё освящает человека, всё помогает спастись. Были люди, что спасались, не ходя в храм, — но что это за люди? какие у них силы были? Нам такое и не снилось!.. Вот преподобная мать Мария Египетская: всего лишь раз в жизни причастилась — и ушла за Иордан, где несла 40 с лишним лет покаяние, не посещая храма, не участвуя в таинствах… И как 17 лет она мучилась в пустыне Заиорданской, помнишь? Но разве она бы вынесла такое, если бы наперёд не причастилась?.. И разве в конце жизни она не попросила старца Зосиму, чтобы он вновь причастил её? Видишь: всё равно начался её подвиг с Причастия, Причастием и кончился. Хорошо иметь Бога в душе, очень хорошо, — да как же без Причастия ты будешь Его иметь?..
— Вы запрещаете верить снам. Но почему так часто, даже в Великий пост, видишь во сне всякие гадости? Правда, должен вам признаться, — и пусть не думают люди, что это гордыня, — мне недавно приснилось или привиделось, как служил Литургию Святитель Николай. Я был так счастлив, что просто не знаю, как описать.
— Это Господь посылает нам такие сны в утешение, чтобы мы не думали, что всё только худое, чтобы напомнить, что бывает и хорошее. А я-то, конечно, всегда говорю, что пагубно верить снам. Один монах, он верил своим снам, верил, — и вправду у него сны вещими были: он и предсказывал каждому монаху, что с тем случится сегодня… А потом оказалось, что это бес ему нашёптывал незаметно… И однажды нашептал ему во сне, что все иудеи пойдут в рай, а христиане — в ад. И пошёл тот бедняга, привыкший верить своим снам, сделал обрезание у иудеев, чтобы с ними вместе в рай попасть… А вскорости черви съели его тело живьём. Или Никита, святитель Новгородский… Бес ему: «Ты читай только Ветхий Завет, а я буду молиться за тебя!» Он и послушался на беду… И хорошо, что старцы киево-печерские помолились о Никите, выявили, что бес им руководит. Он одумался, и стал потом великим святителем новгородским, и спас свой город от пожара. Много чудес от его мощей и ныне является. Нетленные его мощи… Я служил у святителя Никиты несколько лет, — великий святой!
— Это же он помнил всю Библию наизусть?
— Да, да, да… А потом всё забыл, потому что эта памятливость была у него от беса. Господь спас его по молитвам старцев. Поэтому не надо на себя возлагать то, что не полагается, и на всё просить сил у Господа. И не верить всякому видению, — даже если оно тебе очень нравится…
— Светская статистика утверждает, что в России 85% православных верующих. Верить статистике нельзя. Но другие цифры говорят о 2—3% регулярно причащающихся. И кому же верить?
— Верить-то надо Господу, Саша! Верим мы, что Господь силён из малого стада сделать великое, а из великого сделать малое. Но Он и малому стаду сказал: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12,32). Господь до скончания века с нами. Я вот служил в Неделю о расслабленном — более 300 человек причащалось!.. А в Пасху и 500… Батюшек было семеро…
— Хорошо, что другие священники помогают, а то бы вам не справиться… Батюшка, а само посещение службы, когда человек не молится, а думает о своём, даёт пользу душе? Запомнил фразу монаха: «Одни ноги идут к Причастию»… Он был прозорливец и видел, что люди идут причащаться, а лжица мимо них проносится…
— Может, раньше и было так, потому что причащались по приказу, не свободно… Поэтому и видел старец такое. А сейчас — всё свободно. Каждый своей волей готовится к Причастию, каждый читает молитвы… И я смотрю по лицам: все лица делаются светлее после Причастия, и некий свет озаряет каждого человека, который причастился Святых Христовых Таин. И Господь говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6,56). Так что будем надеяться на Господа. А кто и как причастился — мы, смертные, не будем судить. Господь рассудит каждого человека.
— А вот говорят, батюшка, что, если после принятия Святого Причастия человек становится злым, если начинает грубить всем, то он недостойно причастился, в суд себе.
— Это бывает, что злоба нападёт: враги искушают. Да будет воля Господня над каждым человеком. Не будем осуждать никого.
— Так случилось, что я человек искренний и говорю правду в глаза. А Святые Отцы учат держать сокровенное поглубже в душе. Как быть?
— А когда видишь, что человек тебя сердцем слушает, то можешь открыться, сокровенное сказать. А если чувствуешь, что человеку твои слова как об стенку горох, то лучше уста свои загради.
— Но в книжках, батюшка, я не могу по-другому писать.
— Как чувствуешь, так и хорошо. От души и пиши!.. И Господь благословит каждое твоё слово.
— Мы поссорились с давней знакомой, и вы приказали мне попросить у неё прощения. Я выполнил послушание, но она вылила на меня ещё ушат помоев…
— Это хорошо, хорошо! Скажи: «Спасибо, дорогая моя! Я достоин всякого поношения и уничижения».
— Трудно это, батюшка… Я-то ожидал примирения. Там ничего серьёзного не было… Из-за ерунды какой-то раздулась ссора… Но Бог с ним… Батюшка, люди очень любят ваши службы: вы всех вовлекаете в молитву. А сколько духовных сил для этого требуется! Где черпаете силу?
— У Господа, у Господа. Господь — сила моя и Пастырь мой. И слабый другой раз, и немощный, а иду, и вместе с народом оживляюсь. Увижу их радостные, любвеобильные лица, — и Господь укрепляет пастыря Своего. Надо только любить людей. Не отталкивать, а любить.
— Как вы любите, я-то знаю, батюшка. И слава Богу, люди научаются у вас любви: вижу, как вас любят, как за вас молятся. Я думаю, их молитвы тоже помогают вам.
— Помогают! Я и говорю: только их молитвами и живу.
— Что ни говори, а годы идут. 25 ноября, дорогой батюшка, вам исполняется 85 годков. Если по правде, старость — не в радость?
— А я не чувствую старости. Я всё как юноша. Я вспоминаю юношество, войну вспоминаю, и Семинарию вспоминаю, и Академию вспоминаю, и своих духовных наставников, — и возвращается юность. Мне всегда радостно. И старый, а выйду, увижу цветы — и полевые, и те, которые посажены ручками, — какая красота у Господа!.. С одной чёрной земли — и беленькие, и жёлтенькие, и красненькие: всё светится любовью Господней. «Дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси!» (Пс.103,24). Поэтому обижаться на старость нельзя, а радоваться надо. Для того Господь и оставляет нам эти годы, чтобы мы успели передать молодым всё, что сами пережили. Сколько наше поколение перестрадало: и ссылки, и гонения, и темничные узы — всё Господь дал для того, чтобы мы обрели мудрость и передали её молодым. Помоги, Господи, всем спастись и в разум истины прийти.
— Наступило долгожданное лето. Наконец после Святой Троицы и вы получите отдых. Могут ли православные, пока тепло, немного расслабиться?
— А расслабляться никогда не надо! Надо всегда держать имя Иисусово и в уме, и в сердце. И я часто говорю своим: «Где бы вы ни были: в поле трудитесь или на огороде, — всё читайте Иисусову молитву!» Привожу в пример одного русского эмигранта в Париже. В России он был высокого сана, а во Франции пришлось ему работать у станка. Другой бы непременно упал духом: каков удар для гордыни!.. А он этот удар употребил себе на пользу: работал за станком и каждую готовую деталь сопровождал Иисусовой молитвой. И достиг великого совершенства пред Господом, и был взят Господом уже чистым и убелённым сединами старцем! Поэтому пусть ваши читатели молятся всегда, не ослабевают в молитвах своих ни летом, ни зимой, ни осенью, ни весной, а только радуются о Господе. «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым подобает похвала» (Пс.33,1).