Диалог с историей

в творчестве братьев Сергея и Алексея Ткачевых

0
439
Время на чтение 4 минуты

Путешествуя ли по выставке братьев Ткачевых или просто листая альбом с репродукциями их картин, как будто шаг за шагом проходишь, проживаешь непростую историю своей страны. Историю, осмысленную художниками через человеческие лица. И при всей своей собирательности образы тех, кто изображен ими на полотнах, конкретны и узнаваемы. Вот та старушка - вроде похожа на мою родную бабку. А там - ну вылитый отец моего соседа. Люди, судьбы...

Одна из главных тем в творчестве Сергея Петровича и Алексея Петровича Ткачевых - война («Между боями», «Дети войны», «В партизанском крае», «Родная земля. Победители»).
О ней Ткачевы знают не понаслышке. За плечами старшего, Сергея Петровича, участие в Великой Отечественной войне, тяжелое ранение...


Май 1945 года.


«Мы все были в одинаковой степени ответственны за судьбу Родины и, чувствуя, зная это, шли под пули, - вспоминает Сергей Петрович. - Потому и сумели выстоять и победить! Как нам не хватает этого единения! Ведь сегодня кто в лес, кто по дрова, придумали какой-то "национальный вопрос". Тогда мы все, сражавшиеся бок о бок, люди разных национальностей, были друг другу братьями. Помню, первый командир роты у нас был лейтенант Насыров, татарин. Второй командир роты - лейтенант Кибурия - грузин. Лейтенант Твердохлеб - украинец, так научил нас пулеметному делу, что мы ему не раз говорили спасибо в боях под Великими Луками, подо Ржевом. А Миша, рязанский парень, заводила и музыкант, не раз говаривал: "Держись меня, Сережа, я счастливый". И действительно, мы оба остались живы».


Дорогами войны.


Когда выпадало свободное время, солдаты просили Сергея Петровича: «Сделай-ка фото!» И он рисовал их. Эти рисунки в треугольных самодельных конвертах отправлялись к матерям, женам, чтобы те еще раз могли вглядеться в дорогие им лица.
«На войне, как известно, атеистов не бывает, - говорит Сергей Петрович. - Служил с нами человек по имени Виктор, лет на десять меня старше. И мы все называли его не иначе как попом, потому что он никогда не снимал большой нательный крест. Он на самом деле раньше был псаломщиком, но мы, молодые ребята, в этих деталях не разбирались. И вот каждый раз перед боем к нему шли комсомольцы, партийные и беспартийные: "Благослови!" Надеясь, что благословение, молитва "попа" поможет остаться в живых. И он - благословлял (не как священник, конечно). Затем он был ранен, и наши дороги разошлись. А в 1988 году мы с братом были на праздновании 1000-летия Крещения Руси в Богоявленском соборе в Вышнем Волочке. И увидели у присутствующего там митрополита Тверского и Кашинского Алексия военные награды. Решили подойти к нему. Владыка, взглянув на мои планки, стал расспрашивать, где я воевал. Оказалось, что воевали мы с ним рядом. И вообще владыка - тот самый "поп", к которому солдаты обращались за благословением. Помню, как мы обнялись, после чего владыка, показывая на наши бокалы с минеральной водой, сказал: "Знаете что, выливайте свою воду с пузырями и наливайте коньяк!" Мы с ним выпили за Победу. И тогда же он нам приказал: "Напишите картину 1000-летия Крещения Руси". Так, с благословения владыки, и родилась наша картина».


Июньская пора.


Не менее важной для самих братьев Ткачевых стала тема семьи («Семья» (1987-1990), «Май сорок пятого», «Семья Пакетовых», «Родительский дом. Вернулся»).
Братья Ткачевы росли в большой семье: восемь братьев и сестра. Как бы жизнь ни разбрасывала детей по разным уголкам страны, родители, Петр Афанасьевич и Мария Васильевна Ткачевы, делали всё, чтобы они собирались вместе. Сергей Петрович и Алексей Петрович рассказывают: «Родители всегда готовились к встрече с детьми как к большому празднику. А для отца честь семьи была превыше всего. Вообще Россия всегда была сильна своими семьями. Сегодня ситуация, увы, другая, и, чтобы не расстраиваться, наверное, о ней лучше и не говорить».
Глядя на работы, понимаешь, что самое важное место в семье художники отводят женщине и матери. Эпиграфом к их работам можно было бы вынести строчки из стихотворения Михаила Исаковского:

«Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!»


Война началась. Из цикла «Русские женщины».


В картинах Ткачевых всегда явственно видно восхищение русской женщиной - склонилась ли она, чтобы грудью покормить ребенка («Леня и Маня»), или помогает своему малышу увереннее ступать по земле («Первые шаги»), или делится секретами с подругой («Подруги»). Это восхищение смешано с острым сочувствием: сколько довелось вынести женщине на своих плечах («Дорогами войны», «Война началась» - из цикла «Русские женщины»)! Но в их полотнах нет трагического, пугающего противопоставления детства, молодости, зрелости, старости («Матери»). Наоборот, смысл и истинная красота жизни видится художникам в их тесной связи и преемственности поколений. И каждая возрастная пора по-своему одухотворена в их картинах. Даже старость со всем грузом пережитого, так явно читающегося в образе пожилой женщины во вдовьем черном платке... Располагая своих героев лицом к зрителю, художники словно приглашают нас вступить в диалог и задуматься - о судьбе этих людей, судьбе страны, да и о нашей собственной жизни.


Детвора.



http://www.foma.ru/article/index.php?news=5584
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Головко
О художнике Юрии Боско и его работах
Благодарность жизни и её защитникам
06.04.2024
«Так ли важна традиция в церковном искусстве?»
Ищем ответ на выставке копий в Российской академии художеств
07.03.2024
Что впереди у церковного искусства?
Впечатления от выставки «Видеть и слышать»
01.11.2023
«Художник отвечает не только перед заказчиком, но и перед Творцом»
Беседа с иконописцем Андреем Патраковым
25.10.2023
Все статьи Оксана Головко
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31