itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Музыка - живое дыхание богословия

0
217
Время на чтение 7 минут


Диакон Сергий Трубачев (1919 - 1995) происходил из рода потомственных священнослужителей Великоустюжской (Архангельской) епархии. Его отец - протоиерей Зосима - служил и регентовал церковным хором. Учителем и духовным наставником о. Зосимы был известный богослов и ученый священник Павел Флоренский. Начало 20 столетия было тяжелым временем атеизма и церковного раскола, репрессиям подверглась и семья Трубачевых. Частые аресты, ссылки и преследования власти не сломили решимости о. Зосимы к священническому служению, он продолжал свой пастырский подвиг. В 1938 г. протоиерей Зосима был отправлен в Таганскую тюрьму и расстрелян. На Архиерейском соборе в 2000 г. о. Зосима прославлен в сонме новомучеников Российских - память 13/26 февраля. После смерти отца семья Трубачевых переехала в Сергиев Посад. С этих пор вся жизнь Сергея стала неразрывно связана с этой твердыней русского Православия.

Именно от своего отца Сергей Зосимович унаследовал музыкальное дарование и духовные устремления. С ранних лет мальчик прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Отец обучил его нотной грамоте и игре на фортепиано. В 1936 г. он поступил в Музыкальное училище им. Гнесиных на фортепианное отделение, но учеба была прервана призывом в армию и Великой Отечественной войной. Лишь через 6 долгих лет он продолжил обучение в училище и Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, где освоил теоретико-композиторские навыки.

В 1950 г. Трубачев поступил в Московскую государственную консерваторию на оперно-симфонический факультет и окончил его с отличием. В это время Сергей Трубачев женился на дочери о. Павла Флоренского Ольге (в школе они были одноклассниками). Супругов сближал и тот факт, что они являлись детьми репрессированных «врагов народа». К сожалению, это накладывало отпечаток на общественную деятельность молодого дирижера: на сценах звучал репертуар, обязательный для советского музыкального мира; о работе, связанной с церковными хорами, и исполнении церковной музыки на концертной эстраде не могло быть и речи.

Сергей Зосимович начал работу дирижера симфонического оркестра Карельского радио и телевидения, одновременно создал Петрозаводскую хоровую капеллу, осуществил фондовые записи карельских композиторов. Чуть позже возглавил кафедру оркестрового дирижирования в институте им. Гнесиных, где работал до пенсионного возраста. За годы работы на кафедре им было написано большое количество методических статей, посвященных дирижерскому исполнительству.

В 1975 г. Трубачеву предложили помогать Издательскому отделу Московской Патриархии в подготовке нотных приложений к изданиям Октоиха, Ирмология, Триоди и Минеи. На то время Сергей Зосимович уже имел опыт работы в переложении нотных образцов для оркестра и выступал как автор нескольких музыкальных произведений. Работа в Издательском отделе была настоящей удачей. Он очень бережно и трепетно относился к церковным музыкальным рукописям, стараясь не вносить нелогичных корректив и поправок. Таких же строгих правил записи нотного текста он требовал и от других корректоров отдела. Один из назидательных случаев вспоминает современный церковный композитор Г.Н. Лапаев: «Мне было поручено перевести партитуру П. Турчанинова из трех строк в две с использованием сложившихся современных правил записи. Я, будучи практикующим регентом, пошел дальше и в некоторых тактах позволил себе исправить и голосоведение. Сергей Зосимович, проверяя при мне партитуру, заметил изменения: "Нет, ну что Вы! Разве можно? Ведь это же Турчанинов, классика! Я Вас понимаю, но нас с Вами никто не поймет!"». Удивительно, насколько значимыми и важными были для Трубачева старинные рукописные тексты; даже своего рода «опечатки» композиторов прежних времен корректор пытался объяснить и доказать их логичность - ведь именно такого звучания, возможно, искали авторы песнопений.

Проживая с семьей в Сергиевом Посаде, Трубачев часто посещал Троице-Сергиеву Лавру. Здесь его особенно привлекало пение монастырского хора, которым управлял архимандрит Матфей (Мормыль). Однажды Сергей Зосимович подошел к о. Матфею, чтобы обсудить особенности одного из песнопений. Это стало началом их дружеских отношений, основанных на профессиональных интересах. Архимандрит Матфей начал приглашать Трубачева на спевки, советовался с ним и однажды пожаловался на однообразность репертуара монастырского хора.


Сергей Зосимович откликнулся на желание регента внести в пение новое звучание и выполнил обработку одного из песнопений. Предложенный вариант был принят и стал исполняться. В дальнейшем Трубачев стал писать не только обработки, но и самостоятельные сочинения, предлагая их к исполнению. Архимандрит Матфей, являясь автором многих произведений для церковного клироса и глубоким знатоком хорового дела, оказал на творчество Трубачева самое плодотворное влияние. Он был первым слушателем, строгим рецензентом и исполнителем этих произведений. В то же время, Сергей Зосимович, прослушав хоровое исполнение песнопения, будучи сам опытным педагогом и дирижером, давал ценные советы регенту и хоровому коллективу в отношении исполнительской культуры. В таком содружестве проявились черты соборного церковного творчества, которое приносило обильные плоды. Не только обогатился и стал особенно выразителен репертуар хора Троице-Сергиевой Лавры, но под влиянием репертуара несколько изменились и обрели завершенность некоторые церковные чинопоследования (Пассия, царские часы, утреня Великого Пятка, Погребение Пресвятой Богородицы, Служба в память 1000-летия Крещения Руси).

Например, сейчас невозможно представить великопостную службу Пассии без стихиры «Днесь висит на древе», распетой и гармонизованной С.З.Трубачевым по шестому гласу напева Валаамского монастыря. Сдержанное по своему строению произведение звучит вполне в духе простых речитативных мелодий, свойственных гласовому пению, но, вместе с тем, отличается большой молитвенной глубиной, сообщаемой мелодией напева. Это одно из самых сильных песнопений Трубачева, оно настолько органично вошло в состав богослужения, что скоро получило широкую известность и стало исполняться не только в храмах Москвы, но и в других городах России и зарубежья.

К Трубачеву стали обращаться регенты различных приходов с просьбой выполнить обработку какого-либо сочинения для определенного состава хора или написать песнопение для вновь прославленного святого. Произведения автора и его обработки стали исполнять на концертах, в которых участвовали лаврский хор и хоровой коллектив Регентской школы, хоры Данилова и Валаамского монастырей.

В своих гармонизациях старинных древнерусских распевов и монастырских напевов Сергей Зосимович продолжал традиции композиторов Синодального училища. Во многом он опирался на теоретические и практические наработки А. Кастальского, П. Чеснокова и других композиторов московской школы. Музыка С. Трубачева - живое дыхание богословия. Она пронизана духом молитвы. В основе заложена древняя мелодия, которая «отшлифовывалась» веками, композитор лишь облек ее в гармонию нового времени, даровал ей вторую жизнь. Сам автор писал: «Основное назначение церковного пения - быть выражением молитвы... Если православная иконопись есть "умозрение в красках", то церковное пение - богословие в звуках».

Не удивительно, что именно знаменный распев - высшее проявление певческого творчества Древней Руси - стал первенствующим в композициях автора. В знаменных мелодиях Трубачева привлекали строгость распева, ритмическое своеобразие текстово-музыкальной ткани, а самое главное, молитвенность и отрешенность. Именно знаменный распев стал праосновой создания «Малого славословия», «Великого славословия», «Песни Богородицы» - произведений, широко известных в церковной практике. В переложениях старинных распевов раскрылось великое дарование Трубачева - бережного собирателя и хранителя истории церковной музыкальной культуры.

Параллельно с сочинением духовной музыки Трубачев ведет активную просветительскую деятельность: пишет статьи о церковном искусстве, об истории Сергиева Посада и его окрестностей. Помогает в постановке клиросного пения многим храмам, расположенным вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Принимает активное участие в подготовке к изданию большинства сочинений о. Павла Флоренского. Участвует в создании в Сергиевом Посаде Музея Павла Флоренского и становится первым экскурсоводом этого музея. Пишет воспоминания о своем отце - священномученике Зосиме Трубачеве.

В 1990 г. Сергей Зосимович по настоянию своего духовного наставника архимандрита Кирилла (Павлова) обращается в Московский Патриархат с прошением о рукоположении его в диаконский сан. Рукоположение состоялось 20 августа 1995 г. в Покровском храме Московской Духовной академии. Указом Святейшего Патриарха Алексия II диакон Сергий Трубачев был определен «к служению в Троице-Сергиевой Лавре и ее скитах сверхштатным диаконом». Принятие священного сана было для о. Сергия давним и сокровенным желанием, на исполнение которого он не решался и не надеялся многие годы. Несмотря на состояние здоровья и 76-летний возраст, диакон Сергий старался служить как можно чаще. Одновременно со служением продолжал писать церковную музыку. Последним его произведением, почти завершенным, стали «Блаженны». В этот момент жизни Господь и призвал его к вечному блаженству. В ночь с 19 на 20 октября, под день памяти святых Сергия и Вакха, о. Сергия срочно госпитализировали в Сергиево-Посадскую центральную районную больницу. 25 октября 1995 г. он скончался от обширного инфаркта миокарда.

Отпевание диакона Сергия состоялось в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры и было необыкновенным по своему торжественно-ликующему настрою. Общее руководство тремя хорами - лаврским, академическим и Регентской школы - осуществлял архимандрит Матфей. Собралось такое множество людей, которое можно было увидеть лишь в дни церковных праздников. Редкое отпевание проходит с такой полнотой, величавой торжественностью и музыкальной насыщенностью. Погребли о. Сергия на Благовещенском кладбище, откуда Лавра видна как на ладони и слышны звуки лаврского благовеста.

Сейчас интерес к произведениям и личности диакона Сергия Трубачева только увеличивается. В настоящее время организуются концерты, составленные из произведений автора, выставки, посвященные жизни и творчеству музыканта, публикуются статьи и исследования, раскрывающие черты стиля церковной музыки композитора, вышел в свет сборник авторских сочинений Сергея Трубачева. Песнопения композитора исполняются на богослужениях повсеместно, записываются на музыкальные диски и входят в репертуар многих профессиональных академических хоров России. Творческое наследие диакона Сергия Трубачева, наряду с произведениями признанных мастеров духовной музыки, занимает заслуженное место в сокровищнице церковного искусства. Вся его творческая жизнь была направлена на возрождение церковного пения в России, а главное - во славу и благодарение Бога.


http://www.trsobor.org/listok.php?id=335

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вера Попечителева
Все статьи Вера Попечителева
Последние комментарии