Диакон
Сергий Трубачев (1919 - 1995) происходил из рода потомственных
священнослужителей Великоустюжской (Архангельской) епархии. Его отец -
протоиерей Зосима - служил и регентовал церковным хором. Учителем и
духовным наставником о. Зосимы был известный богослов и ученый священник
Павел Флоренский. Начало 20 столетия было тяжелым временем атеизма и
церковного раскола, репрессиям подверглась и семья Трубачевых. Частые
аресты, ссылки и преследования власти не сломили решимости о. Зосимы к
священническому служению, он продолжал свой пастырский подвиг. В 1938 г.
протоиерей Зосима был отправлен в Таганскую тюрьму и расстрелян. На
Архиерейском соборе в 2000 г. о. Зосима прославлен в сонме новомучеников
Российских - память 13/26 февраля. После смерти отца семья Трубачевых
переехала в Сергиев Посад. С этих пор вся жизнь Сергея стала неразрывно
связана с этой твердыней русского Православия.
Именно от своего отца Сергей Зосимович унаследовал музыкальное дарование и духовные устремления. С ранних лет мальчик прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Отец обучил его нотной грамоте и игре на фортепиано. В 1936 г. он поступил в Музыкальное училище им. Гнесиных на фортепианное отделение, но учеба была прервана призывом в армию и Великой Отечественной войной. Лишь через 6 долгих лет он продолжил обучение в училище и Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, где освоил теоретико-композиторские навыки.
В 1950 г. Трубачев поступил в Московскую государственную консерваторию на оперно-симфонический факультет и окончил его с отличием. В это время Сергей Трубачев женился на дочери о. Павла Флоренского Ольге (в школе они были одноклассниками). Супругов сближал и тот факт, что они являлись детьми репрессированных «врагов народа». К сожалению, это накладывало отпечаток на общественную деятельность молодого дирижера: на сценах звучал репертуар, обязательный для советского музыкального мира; о работе, связанной с церковными хорами, и исполнении церковной музыки на концертной эстраде не могло быть и речи.
Сергей Зосимович начал работу дирижера симфонического оркестра Карельского радио и телевидения, одновременно создал Петрозаводскую хоровую капеллу, осуществил фондовые записи карельских композиторов. Чуть позже возглавил кафедру оркестрового дирижирования в институте им. Гнесиных, где работал до пенсионного возраста. За годы работы на кафедре им было написано большое количество методических статей, посвященных дирижерскому исполнительству.
В 1975 г. Трубачеву предложили помогать Издательскому отделу Московской Патриархии в подготовке нотных приложений к изданиям Октоиха, Ирмология, Триоди и Минеи. На то время Сергей Зосимович уже имел опыт работы в переложении нотных образцов для оркестра и выступал как автор нескольких музыкальных произведений. Работа в Издательском отделе была настоящей удачей. Он очень бережно и трепетно относился к церковным музыкальным рукописям, стараясь не вносить нелогичных корректив и поправок. Таких же строгих правил записи нотного текста он требовал и от других корректоров отдела. Один из назидательных случаев вспоминает современный церковный композитор Г.Н. Лапаев: «Мне было поручено перевести партитуру П. Турчанинова из трех строк в две с использованием сложившихся современных правил записи. Я, будучи практикующим регентом, пошел дальше и в некоторых тактах позволил себе исправить и голосоведение. Сергей Зосимович, проверяя при мне партитуру, заметил изменения: "Нет, ну что Вы! Разве можно? Ведь это же Турчанинов, классика! Я Вас понимаю, но нас с Вами никто не поймет!"». Удивительно, насколько значимыми и важными были для Трубачева старинные рукописные тексты; даже своего рода «опечатки» композиторов прежних времен корректор пытался объяснить и доказать их логичность - ведь именно такого звучания, возможно, искали авторы песнопений.
Проживая с семьей в Сергиевом Посаде, Трубачев часто посещал Троице-Сергиеву Лавру. Здесь его особенно привлекало пение монастырского хора, которым управлял архимандрит Матфей (Мормыль). Однажды Сергей Зосимович подошел к о. Матфею, чтобы обсудить особенности одного из песнопений. Это стало началом их дружеских отношений, основанных на профессиональных интересах. Архимандрит Матфей начал приглашать Трубачева на спевки, советовался с ним и однажды пожаловался на однообразность репертуара монастырского хора.
Сергей
Зосимович откликнулся на желание регента внести в пение новое звучание и
выполнил обработку одного из песнопений. Предложенный вариант был
принят и стал исполняться. В дальнейшем Трубачев стал писать не только
обработки, но и самостоятельные сочинения, предлагая их к исполнению.
Архимандрит Матфей, являясь автором многих произведений для церковного
клироса и глубоким знатоком хорового дела, оказал на творчество
Трубачева самое плодотворное влияние. Он был первым слушателем, строгим
рецензентом и исполнителем этих произведений. В то же время, Сергей
Зосимович, прослушав хоровое исполнение песнопения, будучи сам опытным
педагогом и дирижером, давал ценные советы регенту и хоровому коллективу
в отношении исполнительской культуры. В таком содружестве проявились
черты соборного церковного творчества, которое приносило обильные плоды.
Не только обогатился и стал особенно выразителен репертуар хора
Троице-Сергиевой Лавры, но под влиянием репертуара несколько изменились и
обрели завершенность некоторые церковные чинопоследования (Пассия,
царские часы, утреня Великого Пятка, Погребение Пресвятой Богородицы,
Служба в память 1000-летия Крещения Руси).
Например, сейчас невозможно представить великопостную службу Пассии без стихиры «Днесь висит на древе», распетой и гармонизованной С.З.Трубачевым по шестому гласу напева Валаамского монастыря. Сдержанное по своему строению произведение звучит вполне в духе простых речитативных мелодий, свойственных гласовому пению, но, вместе с тем, отличается большой молитвенной глубиной, сообщаемой мелодией напева. Это одно из самых сильных песнопений Трубачева, оно настолько органично вошло в состав богослужения, что скоро получило широкую известность и стало исполняться не только в храмах Москвы, но и в других городах России и зарубежья.
К Трубачеву стали обращаться регенты различных приходов с просьбой выполнить обработку какого-либо сочинения для определенного состава хора или написать песнопение для вновь прославленного святого. Произведения автора и его обработки стали исполнять на концертах, в которых участвовали лаврский хор и хоровой коллектив Регентской школы, хоры Данилова и Валаамского монастырей.
В своих гармонизациях старинных древнерусских распевов и монастырских напевов Сергей Зосимович продолжал традиции композиторов Синодального училища. Во многом он опирался на теоретические и практические наработки А. Кастальского, П. Чеснокова и других композиторов московской школы. Музыка С. Трубачева - живое дыхание богословия. Она пронизана духом молитвы. В основе заложена древняя мелодия, которая «отшлифовывалась» веками, композитор лишь облек ее в гармонию нового времени, даровал ей вторую жизнь. Сам автор писал: «Основное назначение церковного пения - быть выражением молитвы... Если православная иконопись есть "умозрение в красках", то церковное пение - богословие в звуках».
Не удивительно, что именно знаменный распев - высшее проявление певческого творчества Древней Руси - стал первенствующим в композициях автора. В знаменных мелодиях Трубачева привлекали строгость распева, ритмическое своеобразие текстово-музыкальной ткани, а самое главное, молитвенность и отрешенность. Именно знаменный распев стал праосновой создания «Малого славословия», «Великого славословия», «Песни Богородицы» - произведений, широко известных в церковной практике. В переложениях старинных распевов раскрылось великое дарование Трубачева - бережного собирателя и хранителя истории церковной музыкальной культуры.
Параллельно с сочинением духовной музыки Трубачев ведет активную просветительскую деятельность: пишет статьи о церковном искусстве, об истории Сергиева Посада и его окрестностей. Помогает в постановке клиросного пения многим храмам, расположенным вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Принимает активное участие в подготовке к изданию большинства сочинений о. Павла Флоренского. Участвует в создании в Сергиевом Посаде Музея Павла Флоренского и становится первым экскурсоводом этого музея. Пишет воспоминания о своем отце - священномученике Зосиме Трубачеве.
В 1990 г. Сергей Зосимович по настоянию своего духовного наставника архимандрита Кирилла (Павлова) обращается в Московский Патриархат с прошением о рукоположении его в диаконский сан. Рукоположение состоялось 20 августа 1995 г. в Покровском храме Московской Духовной академии. Указом Святейшего Патриарха Алексия II диакон Сергий Трубачев был определен «к служению в Троице-Сергиевой Лавре и ее скитах сверхштатным диаконом». Принятие священного сана было для о. Сергия давним и сокровенным желанием, на исполнение которого он не решался и не надеялся многие годы. Несмотря на состояние здоровья и 76-летний возраст, диакон Сергий старался служить как можно чаще. Одновременно со служением продолжал писать церковную музыку. Последним его произведением, почти завершенным, стали «Блаженны». В этот момент жизни Господь и призвал его к вечному блаженству. В ночь с 19 на 20 октября, под день памяти святых Сергия и Вакха, о. Сергия срочно госпитализировали в Сергиево-Посадскую центральную районную больницу. 25 октября 1995 г. он скончался от обширного инфаркта миокарда.
Отпевание диакона Сергия состоялось в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры и было необыкновенным по своему торжественно-ликующему настрою. Общее руководство тремя хорами - лаврским, академическим и Регентской школы - осуществлял архимандрит Матфей. Собралось такое множество людей, которое можно было увидеть лишь в дни церковных праздников. Редкое отпевание проходит с такой полнотой, величавой торжественностью и музыкальной насыщенностью. Погребли о. Сергия на Благовещенском кладбище, откуда Лавра видна как на ладони и слышны звуки лаврского благовеста.
Сейчас интерес к произведениям и личности диакона Сергия Трубачева только увеличивается. В настоящее время организуются концерты, составленные из произведений автора, выставки, посвященные жизни и творчеству музыканта, публикуются статьи и исследования, раскрывающие черты стиля церковной музыки композитора, вышел в свет сборник авторских сочинений Сергея Трубачева. Песнопения композитора исполняются на богослужениях повсеместно, записываются на музыкальные диски и входят в репертуар многих профессиональных академических хоров России. Творческое наследие диакона Сергия Трубачева, наряду с произведениями признанных мастеров духовной музыки, занимает заслуженное место в сокровищнице церковного искусства. Вся его творческая жизнь была направлена на возрождение церковного пения в России, а главное - во славу и благодарение Бога.
http://www.trsobor.org/listok.php?id=335