В дни Святой Четыредесятницы особое значение приобретают слова Спасителя: «…Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. …так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35–40). О том, насколько важны для нас дела милосердия и что добро нужно делать правильно, наш разговор с руководителем епархиального Отдела по делам благотворительности и социального служения священником Сергием Кляевым.
- Человек, внимательно относящийся к своей духовной жизни, старается провести дни Великого поста с пользой для души: больше молится, посещает богослужения, не вкушает скоромную пищу, меньше смотрит телевизор, избегает прочих развлечений. Однако в синаксаре, посвященном Неделе о Страшном Суде, говорится, что когда мы предстанем пред Господом, Он не спросит с нас ни поста, ни бедности, ни чудотворений, хотя и это благо; но взыщет гораздо лучше этого - милостыню и сострадание. Можно ли сказать, что милосердие как христианское делание важнее поста и молитвы?
- Православному христианину необходимо все: и пост, и молитва, и добрые дела. Молитва - это пища для души. Если мы оставим молитву, то душа умрет с голоду. Но если мы будем только молиться и не будем совершать добрых дел, то это тоже будет неправильно - вера без дел мертва (Иак. 2, 20). Поэтому нужно следовать Евангелию: ...сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23, 23). Если у человека есть свободное время, то вместо каких-то развлечений лучше направить его на добрые дела, но не в ущерб молитве. Ее ни в коем случае оставлять нельзя. Без молитвы, без Богообщения мы просто не сможем сделать ничего доброго. Как говорит Господь: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), а молитва - это наша связь с Богом. И наши добрые дела, если мы делаем их без Божией помощи и не освящаем их молитвой, не приносят пользы.
- Говоря о посте, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». С чего нужно начинать дела милосердия?
- Православный христианин, видя чужую боль и страдания, не может оставаться равнодушным. Вопрос в том, как определить для себя меру деятельного труда?
Церковному человеку в этом отношении проще - он все делает с благословения. Но наше современное общество, к сожалению, невоцерковлено. И если мирской человек хочет следовать словам святителя Иоанна Златоуста, то он должен прийти в церковь и сказать: «Я хочу делать добрые дела, научите меня, как». Потому что мы сегодня не научены делать добрые дела. Я не говорю о тех случаях, когда надо, к примеру, помочь старушке перейти дорогу или подать милостыню нищему. Но если человек хочет заниматься делами милосердия планомерно и уделять этому какую-то часть своего времени - к примеру, 2-3 часа в неделю, он должен научиться делать добро. Потому что милосердие - это тяжелый труд. И одной из целей создания епархиального Общества милосердия как раз было желание помочь людям научиться делать добро правильно.
- Тот человек, который захочет помогать, может просто прийти в Общество милосердия и найти там дело, которое принесет пользу душе?
- У волонтеров Общества есть несколько направлений работы, каждое из которых имеет свои особенности. И у нас сегодня существуют определенные наработки, которыми может воспользоваться человек, чтобы обойти подводные камни, в том числе и те, которые возникают в духовной жизни.
- В чем опасность этого пути, какие искушения могут подстерегать человека, решившего служить другим людям?
- Одно из искушений, когда человек начинает думать, что он спасает мир. Это большое заблуждение, потому что мир спасает только Господь, а мы - раби неключимии, то есть сами по себе ничего не стоящие (см.: Лк. 17, 10). Но если человек думает по-иному, то он впадает в гордость. Другое искушение - когда человек решает, что он все знает и все умеет, и начинает делать все сам без благословения духовника и совета профессионала. В доброделании не должно быть самочиния - нужно обязательно просить у Бога помощи, говорить: «Господи, благослови. Вразуми меня, как помочь другим людям и себе не навредить». Вот, пожалуй, две основные опасности. Когда же человек начинает что-то делать сам, без Бога, или считает, что он спасает мир, тогда лукавый всякое сделанное им доброе дело обращает во зло.
Нужно помнить, что Господь любит каждого человека и заботится о каждом из нас лучше, чем мы сами можем позаботиться. Даже если какой-то человек страждет, нужно всегда помнить об этом. А мы можем только помочь ему - сделать то, что в наших силах, чтобы облегчить его состояние, потому что большинство из нас не могут понести чужие страдания. Мы только протягиваем руку помощи, а человек сам выбирает, какой дорогой ему идти дальше.
- Как понять, что поступаешь правильно, помогая другим?
- Нельзя делать добро в ущерб своей семье. Мы, конечно, должны накормить голодного, но мы не можем, к примеру, отдать свою квартиру и устроить в ней общежитие для бомжей, потому что в первую очередь мы несем ответственность перед Богом за своих родных. И мы не имеем права отбирать хлеб у своих детей.
- То есть человек, который хочет помогать дальним, должен помнить меру ответственности перед своими ближними?
- Да. Нужно уметь вовремя остановиться, чтобы не впасть в тщеславие и в крайность. Если дома, в семье наша благотворительность приводит к конфликтам, то она не принесет пользы для нашей души. К примеру, если человек, вместо того чтобы в свой единственный выходной побыть со своими детьми, идет ухаживать за отказниками, то это неправильно. Потому что его дети вырастут без должного воспитания, и если впадут в какой-то грех, то Господь спросит с него: почему тот не занимался своими детьми, которых Он ему дал?
Вот если у человека два выходных, то он, с согласия своей семьи, может потратить несколько часов на доброе дело. Потому что для христианина семья - его малая Церковь, и если он в своей малой Церкви не реализовался, разрушил ее или не сумел сохранить, то он и в большой Церкви ничего сделать неспособен. Как ты можешь любить дальнего, если ты не любишь своего ближнего? Сначала нужно дать ответ за тех, кого Господь тебе дал, а потом уже брать на себя труд заботиться о других. Однако, если Господь по каким-то причинам не дал человеку семью, тот может больше времени и сил уделить помощи другим людям.
- На протяжении нескольких лет волонтеры Общества милосердия ухаживают за отказными детьми. Каких навыков требует этот труд?
- Уход за отказниками - тяжелый, порой болезненный, духовный и физический труд. Это не просто - пришел, поиграл с детьми и ушел. И хотя каждому под силу накормить ребенка, переодеть его или почитать ему книжку, мы начали проводить семинары для наших волонтеров с участием врачей, чтобы уход за детьми был более профессиональным. Особенно в послеоперационный период, когда от правильного ухода во многом зависит успех выздоровления.
Волонтерам часто приходится решать довольно сложные вопросы. К примеру, брать детей на руки или не брать? Дело в том, что малыши очень быстро привыкают к рукам, и если мы не можем постоянно давать им ту любовь и заботу, которую они могут ждать только от мамы, не нужно их обманывать. Разумеется, можно взять ребенка на руки, если он плачет, чтобы успокоить, но не надо постоянно держать его на руках. Нужно четко понимать, что мы пришли помочь, а не стать мамой на два часа. Ребенок - не игрушка, ему не нужны псевдоматеринские чувства. Ему нужна рассудительная любовь и хороший уход.
Добрые дела нужно делать профессионально и обязательно спрашивать совета у врачей, у медицинских сестер. Доброта должна быть грамотной. Можно бабушку перевести через дорогу, потому что мы сами через эту дорогу ходим и знаем, как это делать. Можно огород бабушке вскопать, потому что мы умеем держать лопату. Но прежде чем идти в больницу, где лежат дети, нужно пройти инструктаж. Если человек не готов это понять - лучше вообще не начинать.
- Как волонтеру не «перегрузить» свою душу и не «перегореть»?
- Нельзя брать на себя больше, чем можешь понести. Когда человек начинает надеяться только на свои силы, оставляет молитву, не дает себе отдыха, то он «выгорает». Нужно не забывать о своей душе и во всем соблюдать меру - для этого есть духовник, который поможет эту меру определить.
Ольга Новикова
Фото Дениса Елистратова
Опубликовано на сайте Православие и современность
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56701&Itemid=4