Боязнь поста: все грани

0
200
Время на чтение 4 минуты

Часто в среде верующих людей перед началом Великого (впрочем, не только) поста можно услышать такую фразу: «Ну, надо нам собраться вместе, посидеть, сходить в гости и т.д. (нужное вставить), а то скоро - нельзя ничего будет». Знакомо? Да... Жизнь многих христиан делится на «до поста» и «во время поста» - и вот это «во время поста» кажется страшным и нерадостным. А как же - «весна духовная»? Как же - «постимся постом приятным»?.. Что же страшного во времени поста, почему хочется христианину словно «надышаться» перед его наступлением? Какой-то странный страх обуревает многих. Какова его природа? И как его изжить? С этими и другими вопросами мы обратились к протоиерею Михаилу Воробьеву, настоятелю храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска.

- Совершенно правильно, что жизнь православного человека имеет четкое разграничение на «до поста» и «во время поста». Было бы странным, если бы такой границы в поведении не существовало и мы уходили бы в затвор на Светлой седмице, избегая общения с ближними, питаясь одной только чечевицей. Столь же неправильным было бы ходить по гостям на Страстной или, например, Крестопоклонной седмице, мешая сосредоточенному уединению друзей и близких.

Любой пост, и тем более Великий,- это труд, труд телесный и духовный. А к любой работе лучше всего приступать хорошо отдохнувшим. Поэтому мы и стремимся не то чтобы «надышаться» перед облачением в вериги, а вкусить от некоторых безобидных радостей, чтобы постом они не напоминали о себе слишком уж настойчиво. В православной традиции есть даже специальное понятие - «заговенье». Заговеться - это значит в последний раз с удовольствием вкусить, почувствовать, что да, пожалуй, что уже и хватит.

Следует заметить, что традиция заговенья - вовсе не народная, полуязыческая, а церковная. Перед Великим постом Церковь благословляет заговляться в течение целой седмицы, когда уже появляются земные поклоны с молитвой «Господи и Владыко живота моего...» и полная Литургия совершается не ежедневно, но зато - самое время для гостей, разнообразных блинов с еще более разнообразными начинками. Здесь, как, впрочем, и во всем, необходимо соблюдать меру, не упускать из виду конечную цель.

Ну, а если говорить о страхе, который испытывает православный человек перед наступлением поста, то следует вспомнить одно замечание апостола Павла: ...Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Страх поста, который испытывает утвердившийся в церковной жизни человек,- это страх оказаться не на должной высоте, страх того, что ненароком согрешишь, кого-то осудишь, не сможешь использовать благодатное время поста для усовершенствования своей душевной жизни. Это боязнь не почувствовать того, что пост - это в глубинном смысле «веселое время», «весна духовная», радость от приближения к Богу и взращивания в себе хотя бы мельчайших ростков Небесного Царства. Этот «страх» духовно мобилизует человека, заставляет его внимательнее всматриваться в себя и в точном соответствии с Апостолом ведет к подлинному, глубокому, а не мнимому и поверхностному покаянию.

Но, безусловно, существует и другой страх, присущий тем переступившим порог Церкви людям, которые не поняли и не приняли слов Христа: Сберегший душу свою потеряет ее; а по терявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10, 39). Это страх повредить своему здоровью грубой и непитательной пищей, страх одиночества и уныния от ограничения в пустопорожнем общении и развлечениях, страх выпасть на довольно продолжительное время из привычного легкого, удобного и необременительного образа жизни. Человек, вступивший в пост с такими страхами, не сможет понять, что такое «весна духовная»: пост, даже если он его до конца выдержит, будет наполнен только одной печалью о заболевшем желудке, о больных ногах, о гнетущем состоянии души. Духовная польза от такого поста очень и очень сомнительна.

Чтобы этого избежать, нужно решительно перестать жалеть себя. Нужно внутренне согласиться с тем, что скорби - неизбежная часть человече ской жизни, что страдать - естественно, что страдание, если его принимать по-христиански, всегда вознаграждается радостью. Причем не где-то в пакибытии, в будущей жизни, а в самой обыденной земной!

Одной из высочайших нравственных ценностей христианства является свобода. Перечитайте Послания апостола Павла, и вы убедитесь, что слова «свобода» и «любовь» встречаются в них чаще всего. Но в наше время понятие духовной свободы ловко подменяется либерализмом. Разница этих понятий очевидна: свобода - это, прежде всего, ответственность, либерализм - это оправдание своих желаний.

В последние годы отчетливо проявляется стремление свести пост к одной только духовной стороне. Вроде бы ограничение в пище - это не главное, это только первая ступень поста, а вот духовное делание: молитва, милосердие, любовь - это и есть настоящий пост. Вообще, следует помнить, что по лестнице лучше подниматься, начиная с первой ступени, а не с последней. Вера проявляется и в уважении к уставу Церкви, в стремлении выполнить его даже в тех подробностях, которые кажутся неважными, а иной раз и устаревшими.

Подготовила Наталья Волкова

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56689&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Михаил Воробьев
Апостолы любви
Какими людьми были Петр и Павел?
10.07.2013
Рука Дамаскина
Воспоминания протоиерея Михаила Воробьева о Пасхе в маленьком советском городке Вольске
09.05.2013
Поповские яблоки
РАССКАЗ
16.10.2012
Все статьи Протоиерей Михаил Воробьев
Последние комментарии
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.05.2024 14:31
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от kuzanez
20.05.2024 14:02
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
20.05.2024 13:49
Левые патриоты России, остановитесь!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.05.2024 13:35
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.05.2024 13:26
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от Александр А.Б.
20.05.2024 12:53