Проницательный и пылкий
Среди первых проповедников христианства трудно найти людей более несходных по характеру и темпераменту, нежели апостолы Петр и Павел.
Апостол Петр появляется на страницах Евангелия вслед за своим братом Андреем, первым учеником, которого выбирает Христос. В момент призвания Симон - таково природное имя Петра - взрослый семейный человек, имеющий в руках надежное ремесло рыбака. Основательность характера делает его, пожалуй, самым уважаемым членом апостольской общины. Его и только его Христос называет «по имени - отчеству» - Симон сын Ионы, явно выделяя его из ряда других учеников.
Простота Петра не лишает его духовной проницательности. Именно он угадывает в Иисусе из Назарета Мессию, Сына Божия, пришествие которого было предсказано древними пророками.
Эта духовная проницательность позволяет Симону приобрести новое имя. Христос называет его Петром, по-гречески камнем, который должен стать первым и краеугольным в основании будущей Церкви.
Известный эпизод предательства Христа раскрывает другую важную черту характера Петра - предельную искренность и природную пылкость. Внимательный читатель Евангелия не может не заметить, что не один Петр клятвенно обещал душу положить за своего Учителя. Как отмечает евангелист Матфей: «подобное говорили и все ученики» (Мф. 26,35). Но все они разбежались из Гефсиманского сада. И только Петр предпринял попытку защитить Христа, ударив в душевном порыве мечом одного из слуг первосвященника (Ин.18,10). История же троекратного отречения Петра, о которой охотно рассказывают все четыре евангелиста, делается широко известной из-за глубокого и искреннего раскаяния апостола, который считает нужным говорить о своем малодушии.
После Воскресения и Вознесения Христова Петр сразу становится во главе апостольской общины. Он распространяет проповедь христианства за пределы Палестины и совершает крещение первого язычника - римского сотника Корнилия.
В дальнейшем проповедь христианства среди язычников становится делом апостола Павла и его соратников. Петр проповедует главным образом среди иудеев. Однако в конце своей жизни, уже после смерти Павла, он оказывается в Риме, откуда пишет два своих знаменитых Соборных посланий, обращенных к христианам малоазийских общин. В них, кроме нравственных наставлений, Петр поднимает глубочайшие вопросы, которые легли в основание богословской науки в последующие эпохи.
Апостол Петр погибает в 67 или 68 г. во время второй волны гонений императора Нерона. Как иудея его подвергают позорной казни через распятие. По преданию, Петр заявляет о том, что он недостоин умереть так же, как умер Спаситель, и его распинают вниз головой.
По дороге в Дамаск
Павел, первоначально именовавшийся Саулом или Савлом, появляется на страницах Нового Завета значительно позднее Петра. Он является уроженцем малоазийского города Тарса и наследует от отца звание римского гражданина, которое впоследствии много поможет ему в апостольской проповеди. В отличие от Петра, Павел получает прекрасное образование, дающее ему возможность хорошо разбираться в античной культуре. Обращаясь к христианам языческого происхождения, Павел будет уверенно цитировать знаменитых греческих поэтов. Он имеет представление о философии стоиков, и это станет причиной появления в Средневековье его подложной переписки с родоначальником этого направления античным философом Сенекой.
Образование не мешает Савлу быть ревностным фарисеем. Он уверен, что причиной всех бедствий еврейского народа является отступление от веры отцов, частным случаем которого является христианство. Впервые мы встречаемся с ним во время убийства первомученика Стефана. Это побиение камнями является ритуальной казнью вероотступника. Поэтому юноша Савл только сторожит одежду разгоряченных гневом уважаемых членов фарисейского сообщества.
Духовный переворот происходит на пути в Дамаск, куда Савл отправляется с карательной экспедицией, получая от Синедриона право преследовать иудеев, ставших христианами. Явившийся Христос заставляет Савла мгновенно пересмотреть свою жизнь и свои убеждения. Он удаляется на родину в Тарс и только через три года оказывается в Антиохии, которая в это время становится центром апостольской проповеди. Свои послания, обращенные к христианам основанных им общин, он подписывает новым именем Павел, Паулюс - малейший или ничтожнейший, признавая свою малость по сравнению со старшими апостолами.
Общины того времени нуждались в ясном изложении христианского вероучения, особенно тех его разделов, которые касались самой сущности христианства. Что принес на землю Христос? В чем состоит спасение человека? Что необходимо сделать для того, чтобы спастись? Эти и многие другие вопросы вероучения нашли отражение в знаменитых Посланиях апостола Павла.
Свой среди чужих
Главная заслуга Павла состоит в решительном расширении границ Церкви. В миссионерских путешествиях, которые охватывают все большее пространство, включая в итоге и Западную Европу, его ожидает множество опасностей, но и немало курьезов. Так жители Листры собираются принести ему жертвоприношение, принимая за сошедшего с Олимпа бога Гермеса.
Его ораторское искусство и литературное мастерство отражаются в посланиях, из которых сохранилось четырнадцать, и которые представляют собой вершину христианской мысли. При этом каждое из этих посланий - не отвлеченный богословский трактат, а исполненный живым чувством, по преимуществу любовью, но иногда негодованием и даже гневом призыв быть верными Христу. «У вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4,15) - напишет он христианам Коринфа.
Главная тема посланий Павла - оправдание верой. Человек спасается не делами закона, не добродетелью, к которой он себя может принудить, но живой верой. При этом вера понимается не только как убеждение или доброе намерение, не как согласие с высоким нравственным содержанием Евангелия, но как жизнь во Христе, как каждодневный подвиг. Только в этом случае вера становится настолько совершенной, что превращается в силу, спасающую человека. Так в Первом Послании к Коринфянам читаем: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13,2). Это означает, что даже та труднодостижимая вера, которая позволяет с легкостью передвигать горы, без любви не имеет никакой ценности и не приносит никакой пользы. И что любовь является высшим проявлением веры, только такая вера становится средством спасения человека. Апостол Павел в послании к Галатам говорит об этом очень определенно: «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5,6).
Эта «вера, действующая любовью» переносит христианина в Вечность. «Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится »(1 Кор. 13, 8). При этом все остальные категории земного бытия, даже такие необходимые как вера и надежда, претерпят изменения и как ненужные исчезнут: «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13,10).
Апология свободы
Среди понятий, чаще всего встречающихся в посланиях апостола Павла, особое место занимает свобода. Для него она - главная онтологическая характеристика человека. По апостолу Павлу свобода является драгоценным даром Божиим и одновременно священной обязанностью человека. Свобода - это всегда риск: Бог рискует, допуская в Эдем искусителя, но без возможности выбора первый человек не был бы в полном смысле свободным. Эта рискующая свобода в нравственном отношении предпочтительнее порабощающего знания, и вера, не мыслимая без свободы, становится духовным подвигом человека, делом всего его существа, а не только размышляющего интеллекта. Нравственная ценность свободы постоянно подчеркивается апостолом Павлом: " К свободе призваны вы, братья!" (Гал. 5:13) " Вы куплены дорогой ценой, не делайтесь рабами человеков!" (1 Кор. 7:23) " Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. " (Гал.5:1) " Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17)
Последние годы своей жизни апостол Павел проводит в Риме. В течение двух лет он находится в заключении, ожидая императорского суда. Как гражданин Рима он имеет на это полное право. Земная жизнь Павла завершается во время первого гонения Нерона примерно в 64 г. Статус римского гражданина помогает ему избежать мучительной смерти через распятие. Смертная казнь была совершена через отсечение головы...
* * *
При всем несходстве жизни и судьбы, апостолы Петр и Павел едины в своем искреннем исповедании христианской веры. Меньше всего они хотели быть лидерами Церкви, помня о немощи, присущей каждому человеку. Павел говорил о себе, что "недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию" (1Кор.15,9). Петр же всегда помнил о петухе, пропевшем в роковую ночь во дворе иерусалимского первосвященника. Их миссия не была основана на епископской власти, хотя иногда они могли употребить ее очень решительно. Успех апостольской проповеди основывался на личном примере, на личном исповедании Евангелия, завершившемся мученичеством обоих. В этом они твердо следовали наставлению Учителя, промыслительно назвавшего Своих учеников апостолами: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16)...
Газета «Саратовская панорама» №25 (902)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-07-10-23-41-18-apostoly-lyubvi