Протоиерей Михаил Ходанов (далее - Прот. М.). Отец Лука, вы недавно совершили пастырскую поездку в далёкий Вьетнам. Даже по одному только названию страны - это весьма необычное событие. Вьетнам запомнился нам, людям, родившимся в СССР, как преданный друг Советского Союза, как страна, победившая американскую агрессию (помню, Вьетнам был неотделим от понятий «освободительная война» и «американский напалм») и с помощью СССР добившаяся независимости. Её жители всегда остаются в нашей памяти как открытые, тихие, улыбчивые и доброжелательные люди, добросовестно работающие и скромные в быту. В общем, это были всё те же советские люди, братья, находившиеся, правда, географически очень и очень далеко. Равно как и Куба. Оба этих государства были для советского человека по-особому родные - прежде всего своей общей идейностью.
Сейчас наша большая родина - СССР - распалась, её нет. В жизни страны произошли огромные изменения, сродни тектоническим процессам в земной коре. Наверное, какие-то изменения произошли и во Вьетнаме. Отец Лука, когда вы приехали во Вьетнам, что в нём можно было узнать из прежней страны и что нового бросилось в глаза?
Игумен Лука. Многое из нашего прежнего восприятия соответствует и теперешнему времени во Вьетнаме. Действительно - это добрые, улыбчивые, искренние люди. Они немного простоваты, но они любят свою страну - народ, правительство и армию. Там много спортивных людей. Общаясь с ними, мы как будто окунаемся в наши собственные времена пятидесятилетней давности. Вьетнамцы хотят строить свою страну, благоустраивать её. Вместе с тем они живут достаточно бедно. И однако занимают восьмое место в мире среди ведущих стран по темпам экономического роста. Они активно развиваются, там процветает предпринимательская деятельность. Практически достижения во Вьетнаме происходят во всех областях жизни.
Прот. М. Какая там традиционная религия?
Игумен Лука. По преимуществу - буддизм и его разнообразные ответвления. Чувствуется также и сильное влияние католицизма. Христианская культура благодаря трудам католических миссионеров активно вписалась в местные традиции. Сильнее всего это влияние ощущается в южной части Вьетнама, менее заметно - на севере страны. Православных храмов на территории Вьетнама не существует.
Прот. М. Когда в стране утверждался социалистический строй, были ли там гонения на христиан?
Игумен Лука. Безусловно были. И особенно на католическую часть населения Вьетнама, которое восприняло христианство именно в его западной традиции. Православия, повторюсь, там не было, оно никак не было связано с местной культурой. И когда состоялось изгнание французов, пострадало и всё католическое население Вьетнама, которое стало считаться неблагонадёжным. Доходило дело и до его физического истребления.
Предание гласит, что часть местных католиков, спасаясь от преследования в джунглях, стала погибать от тропических бедствий - болезней и хищников. По молитвам этих несчастных людей им явилась Матерь Божия, беседовала с ними и покрыла своим Покровом. В общине было более ста пятидесяти человек. Они получили от Богоматери благословение питаться листьями какого-то дерева - и выжили.
И вернулись впоследствии в обычное человеческое общество. Беседа эта, кстати, продолжалась достаточно долго. Приезжающие туда до сих пор ощущают особое попечение Божией Матери об этом месте.
Прот. М. Сколько времени во Вьетнаме находились французы?
Игумен Лука. Около ста лет.
Прот. М. То есть миссия была основательной.
Игумен Лука. Да, и особенно здесь отличились иезуиты. Францисканцы миссионерствовали хуже. Иезуиты были с местным населением более приветливы и ласковы - и разделяли с ними все тяготы жизни. Выращивали вместе с ними сельскохозяйственные культуры, занимались рыболовством в достаточно трудных условиях - и тем самым сообщали людям некоторые элементы христианства. Оно весьма активно вписалось в местные традиции.
Прот. М. Какой процент населения - католический?
Игумен Лука. Католические храмы существуют по всей территории Вьетнама. В основном это костёлы. В каждом крупном городе - до десятка костёлов. Стало быть, значительная часть населения может считаться христианизированной.
Прот. М. Для многих наших читателей католический Вьетнам - большая новость. Мы, в общем-то, полагали, что он в большей части - советско-атеистический, а в меньшей - представляет свои остаточные верования.
Игумен Лука. Когда произошла революция в Северном Вьетнаме и там установился коммунистический режим, католики были объявлены неблагонадёжными и многие из них бежали в Южный Вьетнам. Так что вьетнамцев-католиков исторически больше в южной части Вьетнама.
Прот. М. А теперь вопрос по вашей поездке. К кому вы ездили? Какая была ваша цель? По сути, визит-то - миссионерский.
Игумен Лука. Сейчас на всей территории Вьетнама есть единственный действующий православный приход, где совершаются богослужения. Это приход в посёлке городского типа Вунгтау (Vung Tau). Приход принадлежит совместному российско-вьетнамскому предприятию «Вьетсовпетро» по добыче нефти. Там живёт и работает около пятисот россиян. Часть из них считает себя православными. В общей сложности это человек пятьдесят. Они регулярно посещают приход, совершают богослужения мирским чином по церковным книгам - еженедельно по 4-5 раз. Два раза в год к ним приезжают священники - на Пасху или на Покров. Среди общины выделяется поистине замечательный человек - Игорь Булкин, представляющий канцелярию «Вьетсовпетро» в Вунгтау. Он изучил вьетнамский язык, общается на нём с вьетнамцами - как с буддистами, так и с католиками, - свидетельствует им об истинности православия. Игорь окончил Свято-Тихоновский богословский институт, и поэтому его вера - основательная, подкреплённая серьёзными богословскими знаниями, лишённая отсебятины и суемудрия. Именно он является основоположником проведения регулярных богослужений мирским чином на приходе в общине. Кроме того, он проповедует там евангельские и библейские истины, изучает совместно с другими членами общины церковную историю.
Прот. М. Замечательно. А местные вьетнамцы ходят на приход?
Игумен Лука. Некоторые появляются. Есть и какое-то количество уже крещённых в православие. Многие вьетнамцы учились в России, знают русский язык и хорошо относятся к нашей стране. Кто-то из них позиционирует себя православным. И если таковых наберётся до ста человек, то можно ставить вопрос перед соответствующими госорганами об открытии ещё одного православного прихода. А пока иностранным гражданам строить православные храмы не разрешается.
Прот. М. Создаётся впечатление, что вьетнамцы вполне предрасположены к Евангелию. Их природные качества соответствуют евангельским нормам - скромность, трудолюбие, открытость, добросердечие. Как у них исторически обстояло дело с отношением к Богу? Как в Китае? То есть - мы сами по себе, а Бог сам по себе? Как вообще у них развита в этом плане духовность и ощущение Бога?
Игумен Лука. Мне несколько сложно дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, поскольку моё личное общение с вьетнамцами было ограничено. Их было от трёх до пяти человек.
В основном я общался с соотечественниками, оказавшимися на длительный срок за рубежом. Они достаточно активно посещали молебны в тех городах, где мне довелось быть. Конечно, им бы хотелось отслужить Божественную литургию, но в силу обстоятельств совершить её не было возможности. А то народу собралось бы ещё больше.
Прот. М. Замечено, что люди, оказавшиеся на чужбине, становятся гораздо восприимчивее к своей религиозной традиции. Православие просвещает их, наделяет терпением и утешает. Сегодня нет уже такого стеснения в исповедании своей веры, как в советские времена. Нефтяники - и это замечено - вместе со своими жёнами и детьми активно пополняют православные общины за рубежом.
Игумен Лука. Согласен, интерес возрастает. Но по-настоящему активных прихожан не так уж и много. Имею в виду вьетнамскую общину. Где-то около двадцати человек. Остальные относятся к вопросам веры более формально.
Прот. М. Во Вьетнаме чтут память русских воинов. Я видел у вас фотографию, где вы стоите возле памятника русским морякам.
Игумен Лука. После Русско-японской войны часть наших моряков оказалась на территории нынешнего Вьетнама. Кроме того, цесаревич Николай посещал в своё время на крейсере эти земли и изучал их. Раньше эти земли именовались по-другому и представляли собой нейтральные территории, не втянутые в войну между Россией и Японией. Некоторые наши погибшие моряки были похоронены на вьетнамских кладбищах, и позже там появились соответствующие мемориальные обелиски. Одно из таких древних кладбищ располагалось на территории Сайгона. Оттуда останки русских моряков были перенесены в более благоприятное место за городом, и теперь здесь находится памятник. Ежегодно приезжающими священниками совершаются панихиды. Так что останки русских героев не оставлены без попечения Божия, между тем как даже в самой России далеко не у всякого памятника проходят подобные поминальные службы.
Прот. М. Вы, как человек наблюдательный и тонкий, наверняка обращали внимание на характеры людей, находящихся за границей, на их психологические тенденции. Отличаются ли они от остальных россиян из РФ? Всё-таки они долгое время пребывают вне Родины. Есть ли у них ностальгия? Или она стала теперь из разряда атавизма? Захотел - взял билет - и прилетел в Россию?
Игумен Лука. Когда я оказался на территории нашего нефтяного городка, не было совершенно никакого ощущения, что ты - на территории другого государства. Это был кусочек России. Да, там появляются вьетнамцы, но всё равно поселение напоминает военный городок советского периода. Там - дом культуры, больница, детский сад. Община живёт достаточно замкнутой жизнью. Все жизнерадостны, бодры. Их духовное состояние даже лучше, чем у многих граждан России, живущих у себя на Родине. Они действительно могут вылетать практически в любое время, когда только захотят. Так что ностальгических проявлений я там как-то не заметил.
Прот. М. Какая официальная идеология у вьетнамского государства? Что они строят на сегодняшний день?
Игумен Лука. Они строят коммунистическое общество - наподобие того, которое создавалось когда-то в Советском Союзе.
Прот. М. А отношение к религии-то у них сейчас изменилось?
Игумен Лука. Отношение - настороженное.
Прот. М. Настороженное?
Игумен Лука. Да. Они не особенно активно стремятся обустраивать православные храмы. Хотя прошло уже много времени, но позиция по религии у них как-то и не меняется.
Прот. М. Что же является тому причиной? Всё то же ощущение неблагонадёжности?
Игумен Лука. С католицизмом они свыклись, он у них давно. А вот православие ими не выделяется.
Прот. М. Выходит, они подспудно исповедуют римский принцип - чем древнее религия, тем она лучше?
Игумен Лука. Отчасти это так.
Прот. М. Какое у вас впечатление от поездки?
Игумен Лука. Позитивное. Я посмотрел на то, как живёт русская православная община в нынешних условиях за рубежом. И стал больше ценить те возможности, которые мы имеем в России. Население Вьетнама по преимуществу живёт материалистически. Конечно, вьетнамцы - люди тонкие и многое хорошо чувствуют, но их состояние напоминает период самой ранней весны, когда ещё не распустились почки и бутоны, когда нет ещё листвы на деревьях. Можно сказать, что они - ещё только в ожидании своего возрождения.
Прот. М. А вот те вьетнамцы, которые учились у нас и хорошо говорят по-русски, - какие темы поднимали они в разговорах с вами? Они-то ведь знали, что перед ними - священнослужитель...
Игумен Лука. Мы поднимали темы в основном культурно-материального порядка. Религиозного там было мало и не выходило за пределы бытового уровня.
Прот. М. Очень много зависит от человеческого фактора, от личности священника, который посещает общину. Полагаю, что там искренне радовались общению с вами.
Игумен Лука. Да, радость их была по-настоящему большой. Многие люди из общины, прибывая в Россию, проезжают через Москву и заходят в Донской монастырь. Так что связь наша изо дня в день крепнет.
Беседу провёл протоиерей Михаил ХОДАНОВ