- Светлана Николаевна,
расскажите, пожалуйста, о вашем становлении как
художника.
Светлана Ивлева
- Я училась сначала в одной из московских художественных школ, потом в Московском художественном училище памяти 1905 года, затем в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, основатель и бессменный ректор которой Илья Глазунов, а после окончания академии продолжила обучение в аспирантуре. Это время для меня было очень ярким, запоминающимся, удивительно светлым и интересным. Одним из глубоких впечатлений и переживаний была работа по копированию полотен Рембрандта в Эрмитаже.
Бесконечно благодарна своим педагогам, которые не только смогли сделать из меня профессионала, но и привить мне любовь к русской культуре, к родной земле, которые помогли осознать и прочувствовать русские духовные традиции, неразрывно связанные с Православием. Вот почему после написания малого диплома на 3-м курсе академии я поступила в церковно-историческую мастерскую под руководством профессора Ильи Глазунова. С большой теплотой вспоминаю занятия по композиции, на которых мы слушали классическую и духовную музыку, где познавали гармонию и ритм в картинах старых мастеров Возрождения и в древнерусской иконе. Мы стали художниками благодаря встречам с великим искусством прошлого. А в ходе поездок в Санкт-Петербург, Псков и Псково-Печорский монастырь, в Суздаль, Венецию нам посчастливилось воочию увидеть те великие творения архитектуры и живописи, о которых мы с восхищением читали в книгах.
- Одна из ваших известных работ - «Преподобный Амвросий Оптинский». Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.
- «Преподобный Амвросий Оптинский» - моя дипломная работа, выполненная в мастерской церковно-исторической живописи. Преподобный Амвросий (Гренков) - один из известнейших старцев XIX столетия. Он был, можно сказать, старцем старцев. Известно, что большинство преподобных отцов, подвизавшихся в Оптиной пустыни в середине XIX - начале XX столетия, духовно окормлялись у отца Амвросия. На картине изображен и келейник старца, преподобный Иосиф (Литовкин), также будущий старец, тридцать лет исполнявший это послушание.
С. Ивлева. Преподобный Амвросий Оптинский. 2002 г. |
В основу картины легло житие преподобного Амвросия, составленное архимандритом Агапитом (Беловидовым). На картине изображены и те, кто приходил к старцу за молитвенной помощью и советом: монахи и монахини, простые крестьяне, сомневающиеся интеллигенты, дворяне, почитатели и благотворители старца, купцы, а также бедные вдовы и девицы, желающие поступления в женскую обитель, - на картине одну из них и благословляет старец на жительство в основанный им Шамординский женский монастырь. О тех, кто пришел к убогой «хибарке» преподобного, можно сказать словами тропаря: «Яко к целебному источнику притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любве научаеши; моли Человеколюбца Христа и Заступницу усердную спастися душам нашим».
Светлый весенний пейзаж с цветущими белыми вишнями словно образ райского сада, а солнечный свет, сочетания небесно-синих, золотых и красных оттенков подчеркивают особую пасхальную радость встречи обновленной души со святым старцем.
- Светлана Николаевна, вы уже давно работаете над темами, связанными с историей Сретенского монастыря. Расскажите об этой стороне вашего творчества.
- Одна из работ этого цикла - «Сретение Владимирской иконы Божией Матери». Она посвящена событию 1395 года. В этот год в ненастные августовские дни рыдала вся Москва, ожидая нашествия хищных войск Тамерлана. Святитель Киприан повелел из Владимира принести древний образ Божией Матери, навстречу которому вышла великая княгиня Евдокия (преподобная Евфросиния) со своим семейством и все горожане, так что в городе не осталось никого, как рассказывает «Повесть о Темир-Аксаке».
С. Ивлева. Сретение Владимирской иконы Божией Матери. 2009 г. |
Из житий московских святых вполне ясно, что навстречу чудотворной иконе вместе со всеми горожанами, конечно же, вышли преподобный Савва Московский, священники и монахи. Они тоже изображены на картине.
Работа над картиной проходила достаточно сложно; как выяснилось, от XIV века осталось очень не много материала, сбор которого шел буквально по крупицам: это и иконы той эпохи, сохранившиеся оклады икон, хоругви, миниатюры. Приходилось долго искать, выверять детали для создания убедительного образа.
Радость чудесного избавления от грядущей беды передана через контраст озарившего москвичей солнца и грозовых туч, уходящих вместе с удаляющимися татарскими полчищами.
- Эта картина была написана
вами в 2009 году. В этом же году было создано и
полотно «Святитель Тихон, Патриарх Московский и
всея Руси»...
С. Ивлева. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. 2009 г.
- Да. Оно посвящено первосвятителю русской земли, разделившему страдания за веру вместе со своей паствой в лютые годы богоборческой власти. Личность этого дивного святителя поражает своей простотой, искренностью, скромностью и стойкостью в вере и бескомпромиссностью к ереси обновленчества. Патриарх на картине изображен в алтаре перед престолом в домовом храме на подворье Троице-Сергиевой лавры. Скупость и скудность обстановки, выхваченная из темноты светлая фигура первосвятителя создают образ новомученика. При работе над картиной были использованы фотографии патриарха Тихона и его вещи.
А картина «Священномученик Иларион на Соловках» (она написана годом ранее) создает образ другого новомученика Российского и сподвижника патриарха Тихона. Так же, как и портрет святителя Тихона, изображение священномученика Илариона композиционно напоминает парадный портрет, но это сходство носит лишь внешний характер. Низкая линия горизонта, фронтальная постановка фигуры, величественный жест создают это внешнее сходство. Но владыка - узник, и на картине он изображен в овчинном тулупе, потерявшем цвет подряснике, вместо митры на голове шапка, вместо архиерейского посоха - палка, на ногах валенки, а вместо сверкающей панагии - заходящее красное зимнее солнце, озаряющее все своими кровавыми лучами. Суровая жизненная реальность картины ярко контрастирует с изображением почти сказочной зимней природы. Простоту и скорбность обстановки подчеркивает соловецкий кремль 1920-х годов и лесоповал, среди которого стоит несгибаемый архиерей с искрящимися неземной радостью, по-детски открытыми миру глазами.
С. Ивлева. Патриарх Филарет (Романов) и сретенский игумен Ефрем в польском плену (1613-1619). 2010 г. |
С. Ивлева. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. 2010 г. |
Сложный сюжет долго не поддавался пластическому выражению, но, тем не менее, мне не хотелось оставлять эту прекрасную тему. Задача картины - напоминать, в чем же смысл жизни христианина.
«Схиархимандрит Зосима (Сокур)» - одна из последних моих работ. Она изображает старца, знаменитого на всю Украину. О духовных дарованиях отца Зосимы знали все, кто с ним хоть раз встречался, знали и о прозорливости старца. Его простота в обращении, строгость и одновременно доброта приводили к нему многочисленных паломников - от министров, архиереев до простых сельских священников, врачей, интеллигенции. И каждому батюшка мог дать только то, что вмещало сердце приходящего, что было полезно именно ему. Устроение мужского и женского монастырей было одним из главных дел старца. Память о нем жива и после блаженной кончины. Теперь к часовне, где упокоен схиархимандрит Зосима, съезжается множество паломников.
В картине отец Зосима изображен в простой скуфье и аналаве, с радостной улыбкой и, как странник в Царство Небесное, - с посохом в руке. Весеннее солнце мягко озаряет старца и храм с колокольней в Николо-Васильевском монастыре.
- Среди ваших работ есть и
портреты настоятелей Сретенского монастыря. Как
возникла идея написать эти портреты?
С. Ивлева. Священномученик Иларион на Соловках. 2008 г.
- Да, действительно, в последнее время мною были созданы образы нескольких настоятелей Сретенского монастыря XVI и XIX веков: игумена Ефрема, строителя иеромонаха Максима (Погудкина), архимандрита Вениамина (Петухова) и архимандрита Серафима (Богоявленского), священномученика Илариона (Троицкого).
Сретенский монастырь - один из древнейших в Москве; за более чем 600-летнюю историю он пережил разное: пожары, обветшание, войны, полное вымирание братии во время чумы 1771 года, практически полное уничтожение в годы гонений на Церковь и вновь возрождение. Жизнь обители была неразрывно связана с ее настоятелями, которые разделяли с монастырем и свою судьбу. История нам оставила немного сведений об этих подвижниках. Благодаря архивным данным удалось воспроизвести облик настоятелей обители.
Картина «Строитель иеромонах Максим (Погудкин) в Сретенском монастыре в 1805 году» раскрывает образ этого удивительного подвижника XIX века. В Сретенском монастыре отец Максим прожил около года. Большая часть его жизни была отдана монашескому сокровенному деланию, которое он мог мудро и смиренно совмещать с бременем настоятельства и духовничества. С 1806 по 1811 годы, подвизаясь в Николаевской Берлюковской пустыни, он, как сказано в его житии, «...возлюбя безмолвие, начал копать себе пещеры». С 1811 года всю оставшуюся жизнь он провел в должности строителя и духовника в Николо-Пешношском монастыре. Святитель Филарет Московский имел особое благорасположение к старцу, однако тот по смирению отказывался не только от игуменства, но даже от наперсного креста с украшениями. Отец Максим стяжал от Господа многие благодатные дары, в том числе дар прозорливости. Скромность отца Максима сказалась не только в отказе от любых наград, но и в запрете делать с себя прижизненные портреты. Гравюра, сделанная после блаженной кончины подвижника, донесла до нас его черты. Благодаря сохранившейся гравюре и возник этот портрет.
С. Ивлева. Архимандрит Вениамин (Петухов) - настоятель Сретенского монастыря в 1858-1872 годы. 2009 г. |
Полотно «Архимандрит Серафим (Богоявленский) - настоятель Сретенского монастыря в 1884-1890 годы» рассказывает об удивительном подвижнике XIX века. Архимандрит Серафим в конце 1880-х годов был очень известным проповедником. Он проповедовал в Матросской богадельне, и слова его проповедей утешали и смягчали сердца, страдающие от бедности и пороков. В Сретенском монастыре отец Серафим не только проповедовал, разъяснял Священное Писание, но и устроил здесь впервые народное пение в храме, поучаствовать в котором собирались многие москвичи, так что храм не вмещал всех, и люди стояли на улице. Любовь прихожан выразилась в подношении своему пастырю креста с драгоценными камнями. Как полковой священник, отец Серафим прошел три войны, был удостоен наград, а также пожалован к награде за учреждение благотворительных организаций. Скончался архимандрит Серафим (Богоявленский) в Крыму в 1891 году в Георгиевском Балаклавском монастыре.
- Светлана Николаевна, как вы считаете, может ли художник-станковист одновременно работать как иконописец?
- Конечно, если живописец живет церковной жизнью и на написание тех или иных образов имеет благословение. На этот вопрос ответить однозначно невозможно, каждый художник сам для себя решает, браться ли ему за написание икон или нет. На мой взгляд, все зависит не столько от профессиональной подготовки (что тоже немаловажно), сколько от степени воцерковленности автора, соблюдения им определенных жизненных принципов. Есть постановления Стоглавого собора писать иконы так, как писали древние иконописцы, брать их иконы за образцы. Можно заметить определенную духовную связь внутреннего состояния иконописца и его произведений. Сейчас, когда есть большая потребность в новых иконах для восстанавливаемых храмов, к сожалению, нередко возникают образы, не всегда соответствующие тому высокому уровню духовности, какое мы встречаем в древнерусской иконе.
С. Ивлева. Архимандрит Серафим (Богоявленский) - настоятель Сретенского монастыря в 1884-1890 годы. 2009 г. |
- Существуют ли, на ваш взгляд, профессиональные и духовные проблемы в современной живописи, и есть ли пути их решения?
- К сожалению, эти проблемы очень остро стоят перед современной культурой. Происходит постепенное почти повсеместное снижение уровня школы академического рисунка и живописи, как, скажем, это произошло во многих европейских художественных академиях. И ни для кого нет секрета в том, что там поворота к классическому искусству в ближайшее время не ожидается. Может наступить такой момент, когда не будет таких профессионалов, которые могли бы писать в технике старых мастеров. Слава Богу, в России пока не существует подобной проблемы. Однако общее духовно-нравственное состояние общества отражается и на живописи, в первую очередь на ее тематике, поскольку внутреннее состояние художника полностью «калькируется» на бумагу или холст.
И если мы осознаем и прочувствуем, что вокруг нас находятся Божии творения - это и природа, и человек, то, наверное, сможем вернуться к тем высоким идеалам, которые питали вдохновение великих мастеров прошлого.
- Расскажите, пожалуйста, и о ваших творческих планах.
- Задумок, которые ждут своего часа, много. Продолжаю одновременно работать над несколькими неоконченными рисунками и холстами. Тема подвижников благочестия воистину неисчерпаема. Однако планы далеко вперед строить, наверное, излишне, ведь даже сегодня мы не знаем, что нам принесет завтрашний день, - жизнь каждого человека в руках Божиих.
http://www.pravoslavie.ru/guest/44961.htm