Парадоксы города мостов и каналов
Что мы знаем о Венеции?
Знаменитые на весь мир гондолы, каналы, венецианские маски, фестиваль...
А ведь сегодня это второй в Европе - после Рима - город по количеству
святынь неразделенной Церкви. Город, в свое время осмелившийся не
подчиниться указу папы римского. Город, бывший в Италии форпостом
Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь.
Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого
Марка».
О Венеции, ее святынях, ее истории и о Православии в «городе мостов
и каналов» рассказывает настоятель единственного на сегодняшний день
русского православного прихода в Венеции - иерей Алексий Ястребов.
Буквально первые мои шаги по венецианской земле стали для меня
откровением. Я приехал зимой, вечером, и сразу отправился знакомиться
с клиром Греческой Церкви. А мои прихожане в тот же вечер предложили
поклониться местным святыням.
Первое, что я увидел, - мощи святого праведного Захарии, отца Иоанна
Предтечи, и мощи святителя Афанасия Великого, патриарха
Александрийского, к которому я еще с семинарских лет относился с особым
благоговением: он и подвижник, и богослов, и талантливейший
администратор, и писатель, и борец с арианской ересью - легендарная
и очень сильная личность. Православный вариант «Как закалялась сталь» -
это про него. И тут я вижу перед собой его мощи...
Впоследствии я наблюдал реакцию разных людей на святыни Венеции: это
и удивление, и благоговение, и восторг. Никогда не забуду, например,
духовный восторг отца Геннадия Беловолова, настоятеля Леушинского
подворья в Питере, и его спутников перед византийским образом Богородицы
«Никопея», прообразом чтимой у них и во всей нашей Церкви иконы «Аз
есмь с Вами и никтоже на вы» (связанной с великими подвижниками - прав.
Иоанном Кронштадтским и преп. Серафимом Вырицким).
Для Италии обилие святых мощей - дело неудивительное. Их дарили друг
другу знатные лица, их привозили с оккупированных турками территорий,
спасая от осквернения, их даже воровали - часто не гнушаясь никакими
методами: пытками, подкупом... В Средние века считалось, что чем больше
в городе мощей святых и мучеников, тем больше у его жителей небесных
покровителей.
Базилика Святого Марка, фото о. Алексия Ястребова
Город, свободный от язычества
Венеция изначально была городом христианским, свободным от языческого
прошлого. Основанная в 421 году после Рождества Христова, в праздник
Благовещения (25 марта) бежавшими от гуннов римскими гражданами, она
вскоре стала вассалом Византийской империи. Но с самого начала - на
условиях автономии. Городом-государством с конца VII века и до конца
века XVIII правили дожи - всего их было 40.
За участие в войнах против врагов Византии жителей лагуны освободили от
имперских налогов и помогли со строительством грандиозного собора
Святого апостола Марка, покровителя Венеции.
Постепенно республика крепнет, и крепнет настолько, что... в 1204 году
обращает свое оружие - и свои финансовые ресурсы - против своего же
бывшего сюзерена, Византии. Во время четвертого Крестового похода дож
Энрико Дандоло встает на сторону сына свергнутого византийского
императора Исаака Ангела, обещавшего крестоносцам щедрое вознаграждение
за помощь в возвращении престола. Таким образом, по дороге на Святую
Землю войско идет на штурм Константинополя. В течение полусотни лет
Венеция участвует в разграблении Востока...
Однако, словно в наказание за это, в 1347 году венецианское войско,
вернувшееся из Крыма после осады крепости генуэзцев Кафа (нынешняя
Феодосия), приносит в лагуну эпидемию чумы. Вспышки страшной болезни
несколько раз уносили до половины населения города. Неслучайно базилика
Богородицы «Здоровье» построена в ознаменование избавления от «черной
смерти».
Новым ударом для Венеции становится нашествие турок, которые в 1453
году, после падения Константинополя, устремляются на захват
Средиземноморья. Закономерный экономический, военный и политический
упадок некогда блистательного города делает его легкой добычей французов
и австрийцев в конце XVIII века. Итальянской (но опять же не
независимой) Венеция становится только в 1866 году.
Фото Владимира Ештокина
Между двумя Церквями
Когда речь заходит о религиозной картине, всё, имеющее отношение
к Италии, обычно принято ассоциировать с традиционным католицизмом.
Венеция, конечно, земля католическая. Но религиозная ситуация в Венеции
всегда была особой.
Исторически Венеция занимала срединное положение между Церквями Запада
и Востока. Это характерная черта местной духовной и светской культуры.
Средневековое стремление к подражанию Византии - пусть первоначально
в обрядах и церемониях императорского двора - сохранилось и после
четвертого Крестового похода: влияние восточного христианства здесь
ощущается и сегодня. Это особенно бросается в глаза в грандиозном соборе
Святого Марка, где можно увидеть, к примеру, мраморный готический
иконостас конца XIV века (тогда как в католических храмах обыкновенно
нет иконостасов) или образ Богородицы Никопея («победоносная») XI-XII
веков, перед которым в Византии императорские войска просили
заступничества в преддверии битв (по иронии судьбы, точнее, по Промыслу
Божьему, икона была захвачена как раз накануне поражения ромеев
и разграбления Константинополя во время четвертого Крестового похода).
И сам собор Святого Марка был возведен под руководством византийских
мастеров, по образцу константинопольского «Апостолеона» (храма 12-ти
апостолов).
Православие продолжало оказывать влияние на Венецию и после захвата
Константинополя турками: через греческие острова (включая Крит), бывшие
под властью Венецианской республики с XIII по XVIII век. К слову, это
влияние было обоюдным: например, в современных греческих храмах скамейки
появились именно в период тесных контактов с венецианцами. А Венеция,
в свою очередь, веками праздновала память святых неразделенной Церкви.
Фото Владимира Ештокина
Сами венецианцы гордо считали себя прежде всего гражданами своего
города-государства, а уж потом - принадлежащими определенной религиозной
традиции. «Veneziani, poi Cristiani» - «сначала венецианцы, потом -
христиане»: жители лагуны никогда не испытывали дефицита ни
самодостаточности, ни чувства превосходства. В 20-е годы XVI века дож
Андреа Гритти и вовсе выдвинул идею «нового Рима», провозгласив Венецию
наследницей давно угасшей Римской империи.
Сенат «республики Святого Марка» сам назначал своих патриархов - именно
так с конца VI века до наших дней титулуются правящие епископы
венецианских пределов. Характерный эпизод случился на рубеже XVI-XVII
веков: венецианцы дерзко отказались подчиниться Ватикану, когда папа
римский Климент VIII предписал всем кандидатам в епископы Италии
являться в Рим - для «экзамена епископов». Венеция считала, что избирать
и утверждать своих правящих архиереев она должна сама. И Ватикану
в конце концов пришлось уступить...
Однако обратной стороной этой независимости стала зависимость иная: от
светских властей. Государство вмешивалось в пастырские вопросы,
назначало епископов и священников. Получился своеобразный вариант
теократии, закрепленный официально после строительства базилики Святого
Марка. Святой апостол был объявлен «главой государства», «правящим»
вместе с дожем. После падения Константинополя эта доктрина становится
официальной. В результате дож, например, будучи светским главой
города-государства, а не главой Церкви, тем не менее, имел полномочия
преподавать народу «торжественное благословение» в дни больших
праздников - оно преподавалось с «перголы», особой кафедры в базилике
Святого Марка. А сама базилика была домовой церковью дожа, и ее клирики
находились в подчинении не епископа, а именно «наместника святого
Марка»...

Части мощей святых: великомученика Пантелеимона, апостола и евангелиста Луки, мученика Сергия, великомученика Георгия.
Фотографии о. Алексия Ястребова, с разрешения прокуратории базилики святого Марка.
Арка между куполами Вознесения и Пятидесятницы, базилика Святого Марка (мозаика XII-XIII вв.)
Средоточие святынь
Средоточием святынь Венецию сделало уже упомянутое убеждение: «больше
мощей - больше покровителей». Святыни привозились первыми основателями
города и закладывались в основание храмов, алтарей; святые мощи
передавала в дар своим союзникам Византия (первым таким даром стали в IX
веке мощи праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи - подарок императора
Льва V); в эпоху безвластия в некоторых частях империи (прибл. IX-XII
века) наследие христианства подвергалось разграблению; во время арабских
и турецких завоеваний мощи вывозили, спасая от осквернения.
А после того как на католическом Тридентском соборе (1545-1563)
возродилось почитание католиками мощей святых, началось исследование
римских катакомб. Так из Вечного города в Венецию привезли тела первых
мучеников-христиан, о которых не известно ничего, кроме имен: святой
Павел, римский патриций, Марк Флорентиец, Венуст, Фиденций, мученица
Анна, мученица Ирина и др.
И, наконец, в Венеции были свои святые, скончавшиеся до разделения
Церквей (то есть до 1054 года). Это дож Пьеро Первый Орсеоло Святой
(умер в 978 году), священномученик Герард, просветитель Венгрии (1046).
Так «город мостов и каналов» стал обладателем уникального собрания
реликвий - согласно каталогу XVIII века, в городе хранилось 49 мощей
святых! К сожалению, в эту статистику внесли свои коррективы
наполеоновские войны: в 1797 году республика пала под натиском
французов, а затем перешла в руки австрийцев. Церкви опустошались,
реликвии могли быть попросту выброшены - завоевателей гораздо больше
интересовали драгоценные мощевики.
Однако и то, что осталось, заслуживает внимания всякого благоговейного христианина.
Мост
...Случается, что люди, которые в России почти не бывают в храме,
приезжая отдохнуть в Венецию, начинают интересоваться церковной жизнью:
трудно равнодушно относиться к миру православной святости, который
многие наверняка неожиданно для себя встречают здесь, на Западе. Венеция
была как грабительницей Православия, так и его покровительницей, «малой
Византией». И для меня этот город - прежде всего город мостов, и в
прямом, и в переносном смысле. «Мост между Востоком и Западом» - хоть
это выражение и стало избитым.
Святые не принадлежат исключительно Востоку или Западу. Они -
благодатное достояние всякого, кто их с верою и любовью приемлет
и почитает, они - реальность, помогающая нам, православным и католикам,
лучше понимать друг друга.
Икона Богородицы «Утешение», или «Бобовая»
Именно поэтому, приезжая сюда, люди приходят не в гости, а домой -
к нашим святым, прославленным Церковью братьям и сестрам во Христе, -
испросить их молитв и благословения.
В одном архивном документе 1938 года, представляющем собой протокол
собрания венецианского духовенства, есть такие слова: «Неизмеримо
больше, чем прекраснейшие памятники искусства и все свои драгоценные
картины и скульптуры, католическая Венеция всегда чествовала и охраняла
честные мощи своих святых. Именно они в своей совокупности составляют
непреходящую ценность, которая по милости Господней пребывает в веках,
несмотря на множественные политические коллизии, упразднения
и разрушения монастырей и величественных храмов».
P.S.
С 2002 года в Венеции существует община Русской Православной Церкви, по
воскресеньям и по большим праздникам совершаются богослужения -
в католическом храме, предоставляемом нам во временное пользование. Сайт
православного прихода во имя святых Жен-Мироносиц находится по адресу:
http://venezia.pravoslavie.info
А в 2010 году мы выпустили 400-страничный православный путеводитель
«Святыни Венеции». Книга содержит рассказ об истории города-государства,
истории Православия в Венеции и сведения об ее святынях. Путеводитель
построен по территориальному принципу: последовательно, район за
районом, описываются храмы, а также мощи, иконы и другие святыни,
покоящиеся в них. В конце книги - полный список святынь, карта
с обозначением церквей Венеции и возможные маршруты, варьирующиеся
в зависимости от длительности путешествия.
Кроме того, в результате долгой и кропотливой работы в 2008 году
появился на DVD документальный фильм «Православные святыни Венеции».
В Москве диск можно приобрести в книжных лавках Храма Христа Спасителя,
Сретенского монастыря и Подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры, а книга
продается пока только в Венеции: на приходе святых Жен-Мироносиц и в
базилике Сан-Марко. Приезжайте!
Крипта базилики святого Марка (здесь до 1835 г. хранились мощи Евангелиста)
Фотографии о. Алексия Ястребова, с разрешения прокуратории базилики святого Марка
Святые, чьи мощи находятся в Венеции
ЕВАНГЕЛИСТ МАРК: ПРОСВЕТИТЕЛЬ СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ
Святой Марк - автор одного из четырех Евангелий, автор чина Литургии,
традиционно называемой Марковой, ученик первоверховных апостолов Петра и
Павла, основатель христианской общины в Северной Италии и
Александрийского патриархата.
Евангелист принял мученическую кончину от рук язычников. Его схватили
прямо во время совершения Литургии, связали цепями и протащили через всю
Александрию. Мученик не уставал повторять: «Благодарю Тебя, Господи
Иисусе Христе, что удостоил претерпеть все это за имя Твое». На ночь его
бросили в темницу, где его посетил и укрепил ангел, а затем Сам Господь
явился ему и сказал: «Мир тебе, Марк, Мой евангелист».
Наутро толпа язычников продолжила влачить апостола по улицам, пока Марк
не отдал душу Богу. Христиане положили святые мощи в гробницу в
Александрийском районе Буколис.
Во время арабских завоеваний, когда халиф Египта приказал разбирать
христианские храмы, чтобы употреблять их камни на строительство своего
дворца, святые мощи из Александрии вывезли и доставили в Венецию купцы.
Перевозили святыню в корзине со свиными тушами - таможенники-мусульмане
не смели притронуться к «нечистым» животным.
Мощи положили в домашней церкви дожей - сегодня это грандиозная
базилика Святого Марка - с тех пор Марк считался покровителем Венеции.
Мощи находятся под престолом главного алтаря верхнего храма.
Мощи святого преподобного Павла Фивейского
Фото предоставлено профессором Ренато Д'Антига
ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ: ПЕРВЫЙ МОНАХ
Преподобный Павел не основал ни одной обители, но именно он считается «отцом православного монашества».
Он родился в Египте, в городе Фиваида. Оставшись сиротой, много
претерпел от корыстолюбивого родственника из-за родительского
наследства. Павла хотели выдать власти во время гонений Декия (249-251),
узнав об этом, он удалился в Фиваидскую пустыню. Там прожил 91 год, в
пещере у подножия горы, неустанно молясь Богу, питался финиками и
хлебом, который приносил ему ворон.
Незадолго до смерти святого к его пещере пришел преподобный Антоний
Великий, подвизавшийся в той же пустыне. Преподав Антонию урок смирения,
Павел вышел ему навстречу из своей пещеры. Старцы назвали друг друга по
имени, обнялись и долго беседовали.
Скончался святой Павел Фивейский в 341 году в возрасте 113 лет и был похоронен Антонием Великим недалеко от пещеры.
В Константинополь мощи преподобного перенес император Мануил Комнин
(1143-1180). В Венецию же святыня попала в XIII веке благодаря знатному
гражданину Джакомо Ланзоло: он уговорил аббата бенедиктинского монастыря
отдать мощи. Сегодня они находятся над главным алтарем церкви Святого
Иулиана Антинойского.
ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ
Святой Феодор Стратилат происходил из Малой Азии, служил воеводой
(«стратилат» по-гречески) в городе Гераклее близ Черного моря в III-IV
веках. Его жизнь и служба располагала к нему горожан, многие,
впечатленные его примером, принимали веру во Христа. Узнав об этом,
император Ликиний, гонитель христиан, приехал в город и принуждал
воеводу поклониться языческим богам. Получив твердый отказ, он предал
Феодора мучениями: его жестоко били железными прутьями, палили огнем, и,
наконец, распяли на кресте, выколов глаза. Ночью ангел явился мученику и
полностью исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело
Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. А
за ними - многие другие язычники. Узнав об этом, император приказал
обезглавить мученика. Эти события были описаны их очевидцем, слугой и
писарем святого Феодора - Уаром.
В 1257 году капитан венецианского флота Джакомо Дандоло вторгся в
Месембрию (ныне - болгарский город Несебыр) и перевез оттуда мощи
великомученика в Константинополь. Через десять лет родственник капитана
перевез святыню в Венецию. Она хранится в раке над престолом правой
боковой капеллы церкви Христа Спасителя. Видно облачение, открыта
нетленная кисть руки и обутые в сандалии ступни. Открывают мощи только
два раза в год: 1-15 ноября (день памяти святого в Западной Церкви - 9
ноября) и в период от католической Пасхи до Вознесения.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ
Святитель Иоанн, патриарх Александрийский, был родом с Кипра. По воле
родителей он молодым человеком женился и имел детей, но после смерти
жены и детей стал иноком. В начале своего архипастырского служения он
приказал учесть всех нищих и убогих в Александрии. Дважды в неделю - в
среду и пятницу - он выходил к дверям патриаршего собора и принимал всех
нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню.
Трижды в неделю посещал больницы. Выкупал людей из персидского плена.
Сам был строгим аскетом и молитвенником. Иоанн заказал для себя гроб, но
не велел мастерам его заканчивать, а просил каждый праздничный день
приходить и спрашивать, не пора ли завершить работу. Незадолго до своей
кончины архипастырь увидел во сне ангела, сказавшего ему: «Царь царей
зовет тебя к Себе». Патриарх мирно отошел ко Господу в 616 году.
Согласно свидетельствам, не только тело святителя оставалось нетленным,
но и одежды сохраняли яркость красок. Святые мощи были перевезены в
Венецию в 1249 году. Их можно увидеть и сейчас под стеклом на правой
стене придела Святого Иоанна, в церкви Иоанна Предтечи в районе
Кастелло.
25 ноября, в день памяти святого, у святыни всегда служится молебен.
Есть разрешение церковных властей служить молебны и для групп паломников
из России, приезжающих поклониться святителю.
Фото Владимира Ештокина
ДРУГИЕ СВЯТЫНИ ВЕНЕЦИИ
- Мощи святителя Николая Мирликийского (в 1087 году барийцы, пришедшие
похитить из храма византийского города Миры мощи св. Николая, в спешке
оставили в саркофаге около пятой части мощей. Через девять лет эту часть
вывезли из Мир Ликийских венецианцы); святителей Афанасия
Александрийского, Василия Великого, мученицы Варвары, святых
бессребреников Космы и Дамиана, праведного Симеона Богоприимца (о нем
написано во 2-й главе Евангелия от Луки), мученицы Лукии Сиракузской,
глава святой Елены равноапостольной и др.
- Святыни, связанные со страданиями Христовыми: мощевики Креста
Господня императриц Ирины и Марии, Генриха Фландрского и др.; мощевики
Крови Христовой (Сан-Марко и скуола Сан-Джованни Еванжелиста); шипы из
Тернового венца.
- Иконы Богородицы - Никопея, Месопапандисса.
http://www.foma.ru/article/index.php?news=5164