Восклицание святого праведного Иоанна Кронштадтского, вынесенное в заголовок, кажется риторическим, поскольку мы помним немало подобных сокрушающихся реплик, прозвучавших из уст или вышедших из-под пера русских литераторов, мыслителей, политических деятелей. Но здесь случай иной: отец Иоанн на этом вопрошании не останавливается, он дает прямой и ясный ответ, когда именно возможно благоденствие нашей Родины: «Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к царю и Отечеству и чистоты нравов».
Мы можем светски и непроникновенно подумать, что в начале ХХ века, еще при монархии, при действовавшем доме Романовых праведному отцу вольно было так восклицать, скорбя о будущем России, но вот сейчас, спустя безбожное и страшное русское столетие, куда и как приложить эти слова? Вроде бы некуда их прилагать, вроде бы и Помазанника Божиего нет теперь на Руси, да и от Руси трудно понять, что осталось, а уж о чистоте нравов сегодня говорить и совсем странно и дико. Ан нет! Внимательному наблюдателю внятно, что актуальность слов о. Иоанна сегодня лишь возрастает и набирает силу.
А слова, сказанные о святом за год до его ухода: «Он зажег священный огонь в тысячах душ; он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец...», остаются светящимися и теперь, через столетие. И неслучайно и 2008 год, когда минул век со дня кончины старца, и 2009-й, год 180-летия со дня его рождения, отмечались Русским миром как «год Иоанна Кронштадтского».
Святого праведника России и миру подарила земля воистину архангельская: село Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, где он родился 19 октября 1829 г. в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых. Несомненно, имеет значение, что дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении 350 лет.
День почитания святого - 20 декабря (2 января по новому стилю). Автору этих строк довелось в декабрьские снежные дни истекшего года побывать в питерском Иоанновском монастыре, который основал святой в самые первые годы ХХ века и где он погребен.
В пяти минутах ходьбы от станции метро «Петроградская» в Санкт-Петербурге находится речка Карповка, на берегу которой стоит отстроенная по благословению отца Иоанна в 1899-1902 гг. архитектором Н.Н. Никоновым Иоанновская обитель. Монастырь высится как византийская духовная крепость, и идущему по набережной Карповки представляется, что он одновременно видит перед собой сразу и приближающийся, растущий в размерах Константинополь, и болгарский Рыльский монастырь.
Нам доводилось прежде бывать тут дважды, в разные годы, но лишь на третий раз судилось попасть в усыпальницу, где под спудом пребывают мощи праведного. Маленький храм, где ныне покоятся мощи о. Иоанна, был создан еще при его жизни и освящен по его желанию в честь небесных покровителей его родителей - святого пророка Ильи и святой царицы Феодоры. Историческое описание усыпальницы гласит: «Здесь, в подземелье под могучими сводами, поддерживающими все колоссальное здание, построен чудный по красоте храм. Все стены, столбы, колонны и потолки покрыты полированными плитами белого мрамора или сделаны под мрамор. Иконостас весь высечен из белого мрамора, с чудной отделкой, выдержанной в русско-византийском стиле. В этом чудном, белом и светлом храме, соответствующем светлой личности дорогого батюшки, он теперь и почивает мирным сном. Стены и пол могилы состоят из сплошных плит белого мрамора. За плитами мрамора сплошной каркас из толстого котельного железа. Стены могилы возвышаются над полом храма на пол-аршина и тоже обложены мрамором. На дно могилы посыпано на два аршина мелкого песку, и на песок поставлен гроб. Гроб не зарыт в землю, а покрыт только массивной мраморной плитой».В настоящее время эта обстановка воссоздана, только по стенам теперь еще висят и замечательные большие фотографические портреты батюшки, снимки дореволюционных лет из жизни обители.
Своды этого храма очень низки, чуть ли не касаются голов молящихся, что создает здесь особую атмосферу. Два-три человека коленопреклоненно молятся у беломраморной гробницы святого, положив на ее краешек образки праведного. Несколько молодых женщин - монашеского и светского вида - и два мужчины читают про себя акафист св. пр. Иоанну Кронштадтскому, держа в руках взятые здесь же брошюрки с текстом.
За всем поставлена наблюдать инокиня, она тоже читает акафист. Увидев, как я переписываю вывешенные на стенах цитаты из знаменитой книги о. Иоанна «Моя жизнь во Христе», монахиня благосклонно разрешает нам сфотографировать не только саму цитату, но и часть экспозиции. А цитата такова: «Не поддавайся мрачным, злобным на ближнего расположениям сердца, но овладевай ими и искореняй их силою веры, при свете здравого разума - и будешь благодушен... <...> Даждь мне распять мое самолюбие, гордость, любостяжание, маловерие и прочия страсти. Да будет нам имя: взаимная любовь; да веруем и уповаем, что для всех нас все Господь; да не печемся, не беспокоимся ни о чем; да будешь Ты, Боже наш, единым Богом сердца нашего, и кроме Тебя ничто. Да будем мы между собою в единении любви, якоже подобает, и все разделяющее нас друг от друга и от любви отлучающее да будет у нас в презрении, как прах, попираемый ногами».
Не читавшим эту книгу - настоятельно рекомендуем. Она стоит в одном ряду, на одной полке с духовными наставлениями наших прославленных старцев.
Так вот, это именно сюда, в Иоанновскую обитель, 20-тысячное собрание православных проводило тело о. Иоанна в 1908 г. Очевидцы рассказывали, что во время поздней обедни, в самом ее начале, в храме неожиданно, точно знаменуя победу света над тьмой, проглянуло солнце и осветило яркими лучами гроб отца Иоанна. В конце литургии протоиерей Иоанн Орнатский произнес вдохновенную речь, глубоко всех тронувшую. «Не плачьте, - сказал он в конце речи, обращаясь к сестрам, - теперь он ближе к вам и уже никогда не уйдет от вас. В нем вы приобрели себе игумена, а с вами будут его честные останки, над которыми будет витать его бессмертный дух. Ходите на его могилу, водите к ней паломников, которые непрерывной чредой пойдут к нему! Сюда не зарастет народная тропа!»
Тропа в самом деле не зарастает, отец Иоанн Кронштадтский теперь действительно всегда пребывает рядом с сестрами-монахинями (если не считать перерыва на перезахоронение его на Богословском кладбище). Как небесный молитвенник он пребывает и вместе со всем православным русским народом.С первого же дня после погребения батюшки к его гробнице началось массовое паломничество. Непрерывно - с раннего утра до позднего вечера - совершались панихиды и молебны у гробницы. Происходили чудные исцеления, только в 1909 г. их было зафиксировано 12. До самого закрытия монастыря (и под страхом ареста и после этого) на Карповку стекались паломники со всего света. Батюшку считали святым уже при жизни, а после его кончины люди стали получать различные уверения в том, что он предстоит Престолу Божью вместе с великими святыми угодниками.
Совсем рядом с гробницей праведного, в отдельном придельчике теперь устроен «мемориал» игуменьи Ангелины. Мощи матушки были перенесены с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры сюда, в ее родную обитель, в 2000 г. Рядом с ее мраморной гробницей в витринах разложены нетленные части облачения, обретенные при поднятии мощей.
Тут же, в соседних помещениях, непосредственно примыкающих к гробницам о. Иоанна и игумении Ангелины, с любовью сделана фотоэкспозиция истории Иоанновской обители. А в одной из ниш выставлены несколько праздничных церковных облачений о. Иоанна.
Православные помнят и о таком факте: 8 октября 1894 г. о. Иоанн прибыл одновременно с греческой королевой Ольгой и великой княгиней Александрой Иосифовной (по инициативе последней) в Ливадию к умирающему императору Александру III и в годовщину спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе, случившейся под Харьковом в 1888 г., служил 17 октября литургию в Ореанде (у Свято-Покровского храма в Ореанде теперь стоит его бронзовый бюст). Затем, прибыв во дворец, причастил императора Святых Таин; 20 октября, в последние часы жизни императора помазал его тело елеем из лампады, после чего, по просьбе умирающего, возложил свои руки на его голову, от чего государю пришло облегчение. Именно тогда записаны знаменитые слова императора: «Русский народ любит вас, батюшка, потому что знает, кто вы и что вы». Отец Иоанн позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля».
Портрет отца Иоанна всегда висел в одной из комнат Ливадийского дворца, где нередко проживала в предреволюционные годы семья государя Николая II, висит он там и теперь, уже в музейной экспозиции. Портретный образ этого святого был дан словно в облегчение семье царственных страстотерпцев, впоследствии претерпевших мученическую кончину в июле 1918 г.Это ведь отцу Иоанну было видение в ночь на 1 января 1908 г. (в некоторых источниках указан 1901 г.), описанное им в дневнике и полное страшных пророческих предсказаний о судьбах России. Поражаясь точности указанных грядущих дат, из тех, что еще поэт Лермонтов пророчески описал в строках «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет...», приведем здесь фрагмент видения святого Иоанна Кронштадтского: «...старец меня перекрестил, и мне сделалось легко и радостно - я тоже перекрестился. Затем он посохом указал на западную сторону стены - там тем же посохом начертил: 1913, 1914, 1917, 1922, 1930, 1933, 1934 годы. Вдруг стены не стало. Я иду со старцем по зеленому полю и вижу - масса крестов стоит: тысячи, миллионы, разные: малые и великие, деревянные, каменные, железные, медные, серебряные и золотые. Я проходил мимо крестов, перекрестился и осмелился спросить старца, что это за кресты? Он ласково ответил мне: это - те, которые за Христа и за Слово Божие пострадали. Идем дальше и вижу: целые реки крови текут в море, и море красное от крови. Я от страха ужаснулся и опять спросил чудного старца: «А что это крови так много пролито?» Он опять взглянул и сказал мне: «Это христианская кровь»»...
Во имя грядущего спасения России о. Иоанн, предвидя потрясения и утраты, благословил инокинь-иконописиц Леушинской обители на создание умышленного списка Образа Божией Матери, именуемого «Аз есмъ с вами и никтоже на вы», который в начале 1860-х гг. пожертвовал в храм святого Иоанна Предтечи в Леушино гатчинский купец Гавриил Медведев. В честь этой иконы игумения Таисия даже воздвигла Похвальский собор (1889). По свидетельству отца Херувима, позднее передавшего список на Украину, в Даневский Свято-Георгиевский монастырь (где икона пребывает и ныне), чудотворный образ о. Иоанн Кронштадтский передал В. Муравьеву, будущему преподобному Серафиму Вырицкому, который в 1937 г. повторил перед иконой подвиг преподобного Серафима Саровского - молитвенное коленопреклоненное стояние в течение 1000 дней и ночей, заповедав молиться перед этой иконой о спасении России. И во время встречи о. Иоанн предрекал, что много печального и тяжелого ждет Россию и русский народ, и что эта икона, видимо, спасет наш народ от этого ужаса. Старцы тогда горько плакали.
Не следует забывать грозные слова старца: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники, и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».Страшные слова? Но не страшна ли и жизнь наша русская, которую, старец верил, все-таки можно спасти. Яркими буквами на черном мраморе сияют на памятнике о. Иоанну Кронштадтскому работы скульптора А. Соколова, установленном во дворике дома, в котором жил праведный в Кронштадте, золотые слова: «С благодарностью от России».
«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить... - напоминал о. Иоанн. - Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу...»
http://rusedin.ru/2011/01/14/%C2%ABbednoe-otechestvo-kogda-to-tyi-budesh-blagodenstvovat%C2%BB/