Великий русский маринист обращался к потомкам: «Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу». Потомки сохранили редчайшую коллекцию произведений непревзойдённого мастера и его учеников.
Появившийся на свет в Феодосии в 1817 году Иван
Константинович Айвазовский, став знаменитым художником, академиком пяти
европейских академий, мог бы поселиться в любом уголке мира, но он остался верен
провинциальному городу у моря, милому сердцу. Здесь он прожил долгую и
счастливую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь.
В 1930 году
у главного фасада дома художника был установлен бронзовый памятник работы
скульптора И.Я. Гинзбурга, на постаменте которого лаконичная надпись: «Феодосия
- Айвазовскому».
В эту короткую фразу благодарные потомки вместили чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почётному гражданину Феодосии, так много сделавшему для экономического и культурного развития города. Здесь он построил здание археологического музея, стал одним из организаторов первой городской публичной библиотеки, инициатором строительства железной дороги и морского торгового порта. Бесценным даром стал водопровод, построенный по проекту самого художника и проложенный из принадлежащего ему Субашского источника, благодаря чему в городе была решена «водная» проблема.
В 1845 году на живописном берегу моря Айвазовский начинает строительство большого дома по собственному проекту в стиле итальянских ренессансных вилл с украшениями - слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он создаёт большую часть из шести тысяч написанных им картин. Эту мастерскую посещают И. Шишкин, И. Репин, известный коллекционер П. Третьяков, писатель А. Чехов. Из её стен вышли в мастера талантливые ученики живописца.
Первая экспозиция из 49 работ была открыта в 1845 году в части дома, принадлежавшего Ивану Константиновичу. Официальное открытие галереи было приурочено ко дню рождения художника и состоялось 29 июля. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника и ещё при жизни мариниста пользовалась большой известностью. Собрание картин в ней постоянно менялось, так как работы художника отправлялись на выставки и уже не возвращались. Их место занимали новые, только что написанные.
В 1880 году к своей мастерской Айвазовский пристраивает огромный выставочный зал. Здесь на специально построенной сцене выступали знаменитые композиторы А. Рубинштейн и А. Спендиаров, актёры Мариинского и Александринского театров Санкт-Петербурга М. Фигнер, Н. Фигнер, К. Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян и скрипач Ованес Налбандян. Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в Крыму. Эти традиции живут и по сей день.
После смерти художника в 1900 году галерея по его духовному завещанию была передана родному городу художника. С 1922 года она стала государственным музеем.
В галерее находится собрание из почти 12 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений Ивана Константиновича - 417 работ. Наиболее известные среди выставляемых работ - «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль «Мария» на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно «Среди волн», имеющее размер 282 на 425 см.В соседнем здании - доме сестры художника - собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII-XIX веков и современников великого художника - М. Волошина, К. Богаевского, его учеников - Л. Лагорио, М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.
Побывавший в галерее имеет возможность проследить эволюцию творческого пути мастера на протяжении 63 лет. Период учёбы в Императорской академии художеств в Петербурге представлен картинами «Берег моря ночью. У маяка», написанной под влиянием его учителя М. Воробьёва, «Ялта», созданной под впечатлением творчества Сильвестра Щедрина, «Старая Феодосия», в которой уже заметны поиски своего живописного языка.
Во время командировки в Италию были написаны работы «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Неаполитанский залив утром», «Кораблекрушение». В них чувствуется талант художника проникать в состояние природы, улавливать тончайшие нюансы в передаче цвета.
В лучших романтических традициях созданы полотна «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Марина. Мельница на берегу», Вико близ Неаполя в лунную ночь», «Утро на берегу залива», «Башни на скале у Босфора». Среди работ, написанных в это время, специалисты особо отмечают «Море. Коктебель» как одну из самых выразительных и совершенных по мастерству.
Начиная с 1870-х годов в творчестве Айвазовского последовательно и постоянно появляются реалистические черты, и в то же время ещё продолжают жить традиции романтического направления. Картины «Кораблекрушение», «Восход солнца» - это гимн красоте природы. Здесь художник мастерски использует богатство отношений цвета и света. В работах уживаются реалистические и романтические черты одновременно. В произведениях «Солнечный день», «Берег моря», «Группа облаков» ещё более усиливаются реалистические тенденции. Здесь нет привычных для прежних работ световых и красочных эффектов, драматических сюжетов, они выдержаны в серебристо-голубой или серебристо-серой цветовой гамме. Пейзажи правдивы и в то же время поэтичны.
Занимавший должность живописца Главного морского штаба Айвазовский написал полотна, запечатлевшие все главные победы России на море. В экспозиции галереи представлены «Бой в Хиосском проливе» и «Чесменский бой», «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Осада Севастополя», «Малахов курган», «Приход русских войск в Феодосию в 1771 году» и другие. Батальные сюжеты в этих картинах не вытесняют морской пейзаж, наоборот, оба жанра, соединяясь вместе, раскрывают главное содержание произведений.
Для Айвазовского 90-е годы были необычайно плодотворными, несмотря на солидный возраст. В 1892 году он отправляется в самое далёкое путешествие в Америку. После возвращения в Феодосию, под впечатлением увиденного, пишет картину «Ниагарский водопад». В эти годы художник, как правило, создаёт монументальные полотна «Прибой у крымских берегов», «Остров Иския близ Неаполя», «Корабль «Мария» во время шторма», «Восход луны». Они отличаются простотой композиции, отсутствием ярких внешних эффектов и сдержанностью красочной гаммы.В 1898 году, на 81-м году жизни, Айвазовский создаёт самое эмоциональное и величественное полотно «Среди волн». Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера. Только большой художник мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами. Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придаёт полотну особое состояние радости и приподнятости чувств. В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве.
Как-то в беседе с Мартиросом Сарьяном писатель Илья Эренбург поинтересовался, отразилась ли в творчестве армянина Айвазовского его национальная принадлежность. Сарьян ответил: «Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот свет пронёс через века породивший Айвазовского народ. Именно в нём, этом свете, и заключён смысл всех изображённых Айвазовским бурь».
Айвазовский снискал себе славу русского художника и, устроив свыше ста выставок во многих европейских и американских городах, принёс русскому искусству широкую известность. В Армении считали и считают Айвазовского армянским художником столь же естественно, сколь в России - русским. Картины на армянские темы Айвазовский писал и в ранние годы, а в 1868 году он исполнил, наконец, давнее свое желание поехать на родину предков. Путешествуя по Закавказью, художник запечатлевал горные ландшафты, тифлисский быт (армяне составляли не менее половины населения тогдашнего Тбилиси), озеро Севан, Арарат и Араратскую долину. Эти его картины положили начало и стимулировали развитие жанра пейзажа в армянской живописи. В ряду этих работ и большое полотно «Сошествие Ноя с Арарата», где утончённая гармония лёгких тонов передают пронизанную утренним светом свежесть воздуха и величие библейской земли.
Художник прожил в Феодосии до конца своих дней. Феодосийцы похоронили своего кумира с воинскими почестями в ограде древней армянской церкви.
В 1922 году галерея была объявлена государственным музеем. Поначалу в ней экспонировались картины, которые художник завещал городу. Постепенно коллекция пополнялась. Большую роль в этом, как и в деле изучения и популяризации жизни и творчества И. Айвазовского, сыграл художник и искусствовед Николай Барсамов, долгие годы бывший директором галереи. Во время Великой Отечественной войны он спас художественные произведения, документы, архив галереи, эвакуировав их на Кавказ, в Ереван. В 1944 году вывезенные вещи вернулись в Феодосию, здание галереи отремонтировали и вновь открыли для посетителей. В послевоенные годы коллекция картинной галереи значительно выросла. Шесть лет назад была открыта новая экспозиция «Вилла маэстро» с комнатой-сейфом, где посетители впервые смогли увидеть награды Айвазовского, личные вещи художника, его миниатюрные работы. В июле прошлого года открыты новые экспозиционные залы с выставкой «Айвазовский и его ученики», имевшей широкий международный резонанс и привлёкшей большое количество посетителей.Сегодня знаменитая галерея реставрируется таким образом, что экспозиции не закрываются, она продолжает принимать посетителей. Труды коллектива, который возглавляет Татьяна Гайдук, не остались незамеченными. Успешное завершение первого этапа реставрационных работ признано событием года в конкурсе, который проводит Ассоциация музеев и заповедников Крыма совместно с Министерством культуры и искусства.
http://rusedin.ru/2010/11/21/zaveschannoe-ayvazovskim/