Евгения Калининская - в прошлом актриса, а в настоящем воспитатель приходского детского дома святого царевича Алексия в селе Рыбушка Саратовской области. Мама семерых мальчиков, оставшихся без родительского попечения. Своеобразная эта семья была основана в 2007 году священником Владимиром Семеновым († 2008). Евгения рассказывает о том, как ей удается поддержать в детях веру, приучить их к церковной жизни.
Главная наша трудность, на мой взгляд, состоит в том, что мы не с пеленок - православные. Святой Иоанн Кронштадтский пишет о том, что воспитание важно начинать с самого рождения: младенец должен быть окружен церковностью, чувствовать запах ладана, слышать церковное пение, материнскую молитву, видеть, как мать крестит его, получать благословение. Ребенок возрастает в этом, и если это соединено с родительской любовью, то вера для него становится чем-то естественным - как воздух.
Если говорить о себе, то меня все-таки охраняли молитвы моей бабушки и моей мамы. Меня не воспитывали в Православии, хотя мама была человеком глубоко верующим. Она скрывала свою веру, а папа был некрещеным, крестился уже в 70 лет.
А вот бабушка, к которой я ездила каждое лето, была большой молитвенницей. Я засыпала, глядя, как она стоит на коленях перед иконами. Это она крестила меня, когда мне было шесть лет. Я помню, как плакала, боялась, что папа узнает и будет ругать. Но бабушка смогла меня убедить, и тот день стал самым счастливым в моем детстве. Я в крестильной рубашке шла через весь город и, придя домой, никак не хотела ее снимать.
Бабушка учила меня молитвам, просила, чтобы на ночь я осеняла себя крестным знамением и говорила: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». И где-то до окончания школы я читала эту молитву. А потом наступил провал. Перейдя в юношеский возраст, я перестала это делать. И потом было очень много бед и ошибок. Но думаю, что именно по молитвам моей бабушки спустя какое-то время я все-таки пришла в храм.
И вот - на моих руках семь мальчиков от четырех до восьми лет, и я должна воспитать их в православной вере.
Я понимаю, что совершаю много ошибок. Из-за своей неопытности в церковной жизни, из-за своей слабости. Я знаю, как должно быть, и в нашем доме мы пытаемся приблизиться к идеалу семьи. Но поскольку у нас есть мама, но нет отца, то некоторого крена не избежать.
Очень трудно нам было, когда не стало отца Владимира, он был нашим духовным отцом и большое влияние оказывал на мальчишек. Но мы и сейчас ощущаем его присутствие, видимо, он молится там за нас. После смерти батюшки духовником нашей семьи стал священник Вячеслав Данилов, настоятель нашего сельского храма в честь Рождества Христова.
Дети участвуют в Таинствах, и, когда это становится образом жизни, они постепенно учатся преодолевать свое нежелание, лень, усталость. Они понимают, что это нужно, даже если трудно. Общий уклад семьи, определенный режим подтягивает всех. Один заныл, ему не хочется идти в храм, но все идут - и он идет.
Дети спокойно и просто подходят к исповеди - до того, как начать исповедоваться, они знали, что во время этого Таинства мы лечим свою душу так же, как лечим свое физическое здоровье таблетками. К своей первой исповеди они еще не научились писать, и для меня было очень важно, что они смогли все сказать словами - ведь для них это прежде всего разговор с Богом. Я не могу знать глубину их исповеди - это известно только отцу Вячеславу. Но я вижу, что для них все, что происходит у аналоя,- очень серьезно.
Дети совсем другим путем идут к Богу, не тем, которым взрослые. Дети ближе к Нему. Взрослый раздираем разными вопросами и сомнениями, а ребенок просто верит. Поэтому, если он живет в атмосфере православного дома, храма, его сердце открыто Господу.
Мы стараемся ходить в храм каждое воскресенье и в дни церковных праздников. Трое старших - Вася, Яша и Максим - уже алтарники. Они сами приходят к началу службы и остаются после, помогают батюшке убраться в храме, звонят в колокола. Надо было видеть, как Вася алтарничал на Пасху. Он летал, как птица - для него служба прошла на одном дыхании. На следующий год батюшке помогали и Яша с Максимом, а я стояла в храме, видела, как они стараются, и радовалась за них.
Мальчики знают, что помогать священнику во время богослужения - это честь, которой они удостоены. Если они плохо себя ведут, совершают неблаговидные поступки, батюшка не благословляет их прислуживать в алтаре. Это такая наша мера воздействия. Для детей нет наказания хуже, и они стараются скорее исправиться.
С Родионом и Мишей, а также младшими Игорем и Сашей мы приходим на службу попозже, к чтению Евангелия или к Херувимской. Мише тяжелее в храме, чем остальным, у него другой склад характера, ему труднее дается и молитва, и учеба в школе. Но каждый раз, когда он ведет себя не так, как надо, он обещает исправиться. Дает честное слово, но потом сам же его и нарушает. И снова дает честное слово, так хочется ему быть хорошим.
Для наших мальчишек многое стало уже естественным. У нас есть молитвенное правило, которое мы читаем утром и вечером. Молимся мы и перед едой. Понятно, детям бывает трудно прекратить игры и встать на молитву, но они говорят: «Надо. Как же еще можно поблагодарить Господа?». Многие молитвы мальчишки знают наизусть. И для меня самой совместная с детьми молитва очень важна. Я ведь иногда просто падаю от усталости. Но помню, что мы должны еще с детьми молиться, и пропустить это нельзя. К утреннему правилу мы добавляем главу или отрывок из Евангелия.
Мы с детьми много читаем - жития святых, поучения старцев, Библию для детей, православную литературу, произведения классиков. Я уверена - семейное чтение приносит очень большую пользу. Так было раньше, еще до революции, когда вся семья собиралась за одним столом при свечах, родители читали, а дети слушали. И для меня было очень важно, чтобы и в нашем доме была эта традиция. Я вижу, как загораются глаза мальчишек, когда им по-настоящему интересно услышанное. В такой момент мы все становимся единомышленниками, и это единение очень важно.
Дети видят красоту духовной жизни, их восхищают подвиги святых, им хочется быть такими же. После прочтения жития они всегда добавляют имя святого в молитвенное правило. Один из примеров - святой Илия, которого дети знали по сказкам как Илью Муромца. Долгое время на вопрос, кем они хотят стать, когда вырастут, мальчишки отвечали: богатырями!
Дома у мальчишек есть свои послушания: убрать комнату, вещи, собрать игрушки. У каждого есть своя полочка с иконами, и они следят за порядком на этих полочках.
Воспитание невозможно без благодати Святаго Духа. Господь укрепляет наших детей, и даже если в переходном возрасте ребенок отойдет от храма, в какой-то момент он вспомнит, что чувствовал во время богослужения, что его укрепляло. Сам он может отойти, но Бог не отойдет от него.
Я радуюсь, когда вижу, что нашим мальчишкам хочется поделиться своей верой с другими. Не только одноклассникам, но и учителям в школе они рассказывают, как сотворен мир.
А еще им хочется творить добрые дела. Однажды зимой я не могла пойти в храм, осталась дома вместе с маленькими. А старших отправила на службу. Зима была очень снежная, я услышала колокольный звон, поняла, что служба закончилась, а мальчишек все нет и нет. Я уже начала волноваться, и тут они возвращаются - все в снегу, радостные. Достают из карманов конфеты, печенье и наперебой мне рассказывают:
- Мы откопали бабушку!
Оказалось, что бабушка, дверь дома которой занесло снегом, попросила их расчистить ей дорожку к дому. С мальчишками не было никого из взрослых, но они брали с собой лопаты, чтобы помочь отцу Вячеславу убрать возле церкви снег. И заодно помогли бабушке. В благодарность она угостила их сладостями, а Вася объяснил ей, почему надо верить в Бога.
Второе лето мы с детьми ездим в детский лагерь в Оптину пустынь. Нам было важно, чтобы они увидели других верующих детей. И вот они попали в православную среду, где в шесть утра подъем, и весь лагерь читает молитвенное правило под соснами, а батюшка по вечерам читает Евангелие и потом объясняет его. Эта поездка имела для них очень большое значение.
Я понимаю, что передо мной стоит много задач. И мне надо научиться гармонично сочетать их, чтобы Православие стало в нашей семье образом жизни, чтобы это было просто - как дышать. Главное - иметь терпение. Каждому нужно уделить время, а меня иногда на всех не хватает. Не получается ко всем ровно относиться. С кем-то надо быть более строгой. А с кем-то можно мягче. Но я надеюсь, что мальчишки чувствуют: я их всех люблю одинаково.
И хотя я со многим не справляюсь, и порой мне бывает трудно, но я уже не представляю своей жизни без мальчишек. Когда я уезжала на неделю в Саратов, чтобы дописать дипломную работу (Евгения окончила Свято-Тихоновский православный университет по специальности «социальный работник».- Прим. ред.), я ощутила страшную пустоту вокруг себя, от которой мне физически становилось плохо.
То, что у меня есть эти дети,- это дар и милость Божия. И мне очень бы хотелось вырастить их хорошими людьми, воспитать их православными. Когда кто-то из них говорит, что хотел бы стать иконописцем, или священником, или даже монахом - и такое приходится от них слышать - в этом можно, конечно, увидеть только наивную детскую мечту. Но она все-таки не случайна, эта мечта, она говорит о том, что сердца их какой-то зов слышат. Какой путь выберет себе каждый из них - не знаю. Знаю только, что надо доверять Богу, а не рассчитывать на одни только свои силы. Надо больше молиться и вручать детей Господу: поскольку Он Сам нам их дал, Он ни их, ни нас не оставит.
Записала Ольга Новикова
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=54551&Itemid=4