itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Гражданская война еще не закончилась...

К 90-летию Русского исхода

0
176
Время на чтение 6 минут

В ноябре этого года исполняется 90 лет со дня исхода Русской армии генерала П.Н.Врангеля из Крыма. Будем честны перед собой - далеко ли мы продвинулись в осмыслении причин государственного крушения России в 1917-м, в понимании сущности произошедшей катастрофы?

Разве дали мы себе труд проанализировать и усвоить выводы мыслителей Русского зарубежья, которые душой болели за возрождение национальной России? А между тем великий русский философ И.А. Ильин прямо указывал, что «кризис, приведший Россию к порабощению, уничтожению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный». Он подчеркивал: «Русские народные массы не нашли в себе этих необходимых духовных сил: эти силы нашлись только у героического меньшинства, а разложившееся большинство... - соблазнилось о вере, о чести и о своей совести, пошло за соблазнителями, помогло им задавить, замучить и выбросить за рубеж верных и стойких, а само было порабощено на десятки лет своими соблазнителями» (И.А. Ильин «Что нам делать?»).

Узкому и мелкому политическому мышлению, отравленному десятилетиями безбожия, проще отмахнуться от глобальных насущных проблем духовного кризиса нашего общества. Неудивительно, что гражданская война еще не закончилась в умах и делах наших соотечественников, очень быстро сошли на нет поиски национальной идеи, сформулировать которую нас недавно призывали сверху. Но ведь если не поставлен точный диагноз, невозможно найти верный способ исцеления, дать четкий ответ - какой мы хотим видеть будущую Россию, какими мы сами должны быть.

И все же ни летние пожары, ни повышение цен на гречку, ни неотложные задачи внедрения нанотехнологий и шестиполосного интернета не заслонили собой скорбную дату исхода Русской армии. Пусть не так широко, как хотелось бы, но это трагическое событие стало предметом обсуждения в нашем обществе. Особо хочется отметить два мероприятия: грандиозный морской поход, организованный Фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы России 14-25 июля и «Русские дни на Лемносе» 25-28 сентября с.г. Они разные по формату и масштабу, но сходные по сути. Это были паломнические поездки, однако цель их - не только забота о возрождении и сохранении русских захоронений за рубежом, желание помянуть в молитвах погребенных в чужой земле соотечественников. Обращение к событиям, радикально изменившим облик Русского мира, к судьбам русских людей, оказавшихся не по своей воле на чужбине, диктовалось стремлением разобраться, что делать людям, верным России и ищущим путей к ее возрождению.

Морской поход прошел через Бизерту, Мальту, Афины, Лемнос, Галлиполи, Константинополь и Севастополь, повторив путь изгнанных из России людей в обратном порядке, символизируя их возвращение на Родину.

В походе приняли участие более 300 человек, из них четверть - потомки эмигрантов первой волны. На русских могилах были отслужены заупокойные литии, а во время морских переходов были организованы круглые столы, на которых прозвучали доклады и сообщения по истории русского исхода, о судьбах изгнанников, демонстрировались документальные фильмы Е.Н. Чавчавадзе, которая уже давно и успешно работает с Н.С. Михалковым над проектом «Русские без России».

В общении с потомками Суворова, Кутузова, Трубецких, Шаховских, Нарышкиных и многих других была радость узнавания, что не исключало порой острых дискуссий. Глядя на молодую поросль знатных русских родов - красивых, хорошо воспитанных молодых людей, которые пели на церковных службах, без запинки исполняли русские народные песни, марши русских полков, баллады на стихи «Бородино» и «Песнь о вещем Олеге», невольно думалось - они могли бы жить и работать во славу России, но сегодня их умом и талантом созидается процветание иных держав.

Участники похода приняли Обращение ко всем представителям Русского мира, в котором, в частности, говорится: «Не допустимы - никогда более! - любые попытки радикальных преобразований жизни общества путем физического уничтожения одной его части другими его частями. Государственное единство народа есть величайшая ценность. Святой долг всех верных ей сынов и дочерей самоотверженным и добросовестным служением сохранить без ущерба эту ценность для будущих поколений» (текст Обращения опубликован в Журнале Московской Патриархии, №9).

Делу сбережения членами Русского мира единства послужили и мемориальные торжества на Лемносе, далеком греческом острове, где в 2004 году сотрудниками российского посольства в Греции было обнаружено практически исчезнувшее русское кладбище времен Гражданской войны. Ставшие уже традиционными «Русские дни на Лемносе» в нынешнем юбилейном году прошли особенно торжественно. На остров приехала представительная делегация, около ста человек во главе с архиепископом Костромским и Галичским Алексием и депутатом Государственной Думы, Верховным атаманом Союза казачьих войск России и Зарубежья В.П. Водолацким. В составе делегации были священнослужители, деятели культуры, журналисты, предприниматели, казаки, историки, потомки эмигрантов первой волны, хор московского Новоспасского ставропигиального мужского монастыря и казачий ансамбль песни и пляски из Азова.

Российская делегация посетила два русских кладбища, где покоятся около 400 наших соотечественников - офицеров, солдат, казаков, членов их семей и гражданских беженцев.

По благословению архиепископа Алексия с 2004 года Попечительский совет Новоспасского монастыря и созданный им молодежный православный отряд «Лемнос» ведут кропотливую работу по восстановлению русских погостов. Благодаря их усилиям, помощи казачьих организаций, сегодня на мысе Пунда стоит открытый в прошлом году мемориал, в котором начертаны имена всех погребенных, установлен величественный трехметровый мраморный крест. Восстановлен и русский участок на антантовском кладбище у г. Мудрос, где установлены мраморные плиты с именами погребенных и памятная доска. Нынешним летом вышло уже второе издание книги Л.П. Решетникова «Русский Лемнос», в которой на богатом архивном материале рассказывается о лемносской Голгофе, помещены уникальные фотодокументы, мартиролог. Исчезло еще одно белое пятно в истории нашего Отечества.

Все, кому довелось побывать у русских могил на Лемносе, испытывают сходные чувства - это восхищение духовной силой наших соотечественников, их смирением в несении скорбей, а вместе с тем стыд и боль за годы беспамятства, скорбь из-за осознания масштаба потери - выкинуты и уничтожены верные и стойкие русские люди, их дети - и все-таки радость из-за возможности помянуть их всех по именам, пусть и с опозданием, отдать им долг памяти, помолиться за них. Покидая остров, ловишь себя на мысли, что сюда хочется непременно вернуться - возникает реальное ощущение, что тебя здесь ждут, тебе рады. По традиции хор Новоспасского монастыря завершает торжественные церемонии «Прощанием славянки» - русские люди прощаются с родными могилами до будущего года.

В дни пребывания делегации творческая группа Е.Н Чавчавадзе работала над созданием нового фильма «Русские на Лемносе». Съемки начались еще в прошлом году, а в этом году появилась возможность завершить работу, т.к. на остров смог приехать президент Российского фонда культуры народный артист России Н.С. Михалков.

Замечательный русский художник Д.А. Белюкин увез с Лемноса многочисленные наброски и этюды - можно надеяться, что автор известного полотна «Белая Россия. Исход» порадует нас новыми художественными произведениями.

В официальных выступлениях и в частных беседах участники делегации вновь и вновь возвращались к вопросу - что помогло нашим соотечественникам, выброшенным за рубеж в годы лихолетья, в нечеловеческих условиях не просто выжить, но проявить высокую силу духа, сохранить честь и достоинство. Поражает и их спокойное, религиозно-эпическое восприятие смерти, известное нам, нынешним, по произведениям русской классической литературы. Многим ли из нас сегодня понятны слова старинной русской солдатской песни: «Жизни тот один достоин, кто на смерть всегда готов»? Наши соотечественники, распевавшие эту песню, знали, о чем поют. Они верили в Бога и верили Богу, верили в свою бессмертную душу, предстоящую перед Богом и это наполняло их жизнь настоящим содержанием, давало им силы и достойно взойти на Голгофу, и выжить, а потом на чужбине сохранить свою русскость, воспитать русскими своих детей и внуков.

Как отметил в проповеди на русском кладбище на мысе Пунда владыка Алексий, «они пример нам, как жить и как умирать».

По традиции «Русские дни на Лемносе» завершились замечательным концертом. Как и много лет назад на греческом острове звучали русские народные и казачьи песни, под бурные аплодисменты лихо плясали молодые казаки и казачки. Впервые на концерте прозвучала баллада «Лемнос» - стихи написал иеромонах Петр, который с 2004 года окормляет молодежный православный отряд, а музыку сочинил П. Сучков - певчий хора Новоспасского монастыря. Искреннее чувство породило произведение глубоко волнующее, трогающее душу - в нем прозвучали и боль, и радость, и ощущение сопричастности к судьбе погребенных соотечественников, осознание духовного родства с ними, с греческой землей.

Хочется верить, что проведенные акции послужат сохранению памяти о трагических страницах нашего прошлого, послужат делу национального примирения, пониманию того, что только любовь к Богу и человеку приведет нас к заповеданному нам единству, поможет обрести подлинно русский духовный характер.

http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/grazhdanskaja_vojna_jeshhe_ne_zakonchilas_2010-10-14.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Решетникова
О разрывах в исторической памяти
Сегодня в обществе нет реального представления о прошлом нашей страны
17.06.2021
Сава Живанов: Сербия и Балканы – бронежилет России
Памяти выдающегося сербского историка
01.02.2021
Распутин в Болгарии
В своих оценках происходившего писатель оказался прав
16.03.2017
«Чтобы выжить, ты должен чувствовать себя русским»
Вспоминая Игоря Ростиславовича Шафаревича
08.03.2017
И новый Октябрь впереди?
Размышления историка в год столетия Русской революции
14.01.2017
Все статьи Ольга Решетникова
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Смертная казнь необходима
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 08:34
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Сергей
28.03.2024 08:32