10 октября в столице Сербии Белграде прошел так называемый «Парад гордости», инициаторами которого на протяжении нескольких лет выступали различные организации лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Активную поддержку проведению этого мероприятия оказали различные международные представители и эмиссары. Подготовка к проведению гей-парада имела беспрецедентные масштабы и сопровождалась активной медиа-компанией. Принять участие в этом мероприятии призвали даже некоторые государственные деятели, включая членов кабинета министров. Одновременно были предприняты повышенные меры безопасности в связи с тем, что проведение подобного шествия вызывает в сербском обществе резко негативную реакцию. Предыдущие попытки провести такие мероприятия заканчивались физической расправой над его участниками, столкновениями с полицией и уличными беспорядками или просто заранее отменялись представителями МВД.
За несколько дней до этого события член Священного Синода Сербской Православной Церкви митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий дал свой комментарий по поводу происходящего на страницах журнала «Печат».
* * *
- Какова позиция Православной Церкви по вопросу гомосексуализма?
- Гомосексуализм, или «мужеложство» (старославянское слово), библейски названный «содомия», «содомский грех», испокон веков представлял для Церкви - и сегодня представляет - один из смертных и смертоносных человеческих грехов. Согласно Моисеевой книге Бытия (Быт. 19: 1-29), этот грех был причиной того, что Бог стер серой и огнем города Содом и Гоморру, находившиеся на месте, где сейчас расположено Мертвое море, в котором не могут жить живые существа (археологи утверждают, что в нем действительно находятся останки неких древних городов). Для библейского и церковного самосознания и вообще религиозного сознания (помимо христианства это особенно относится к иудаизму и исламу) мужеложство представляет собой:
а) осквернение и злоупотребление самой человеческой природой и ее Богом данных сил,
б) насилие над моральным порядком вещей,
в) смотря глубже, это осознанный или неосознанный порыв человека к самоуничтожению.
а) Человек - существо, по природе наделенное телесными и душевными силами. В его природе заложено стремление к обществу, общению с другими, без чего он не может достичь полноты своего бытия. Все, чем является человек и что имеет, способ, которым он устанавливает единство с другими людьми, с природой, в которой рождается и живет, осуществляет свое назначение и смысл только тогда, когда употребляется правильным и здоровым образом и когда достигает единства согласно Богом данному и Богом установленному порядку вещей.
То, что существенно для всех психофизических сил и дарований человека, существенно и для общности полов мужского и женского. Благодаря таинству любви двое становятся одним существом. Свойство настоящей любви - рождать и даровать новое качество жизни. Благословение, заложенное в мужскую и женскую природу, есть сотворение новой жизни, рождение и умножение и наполнение земли и обладание ею (см.: Быт. 1: 28). Попрание такового устроения человеческой природы уничтожает и сам смысл человеческого существования и его вечного призвания. Любовь дана человеку, чтобы рождать, чтобы перерождаться. При этом всякое рождение есть рождение для Вечности, а не для смерти и небытия. Сведение любви к бессловесной похоти, «похоти плоти» и «похоти очей», а таковым является разжигание плоти мужчины на мужчину и женщины на женщину, представляет собой лишение смысла великой и всерождающей тайны любви мужчины к женщине и женщины к мужчине. «Древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Может ли бесплодная любовь быть истинной любовью? А именно таковой, бесплодной, является любовь мужеложская, гей-лесбиянская, не наследующая и не способная наследовать Царствия Божиего именно потому, что безжизненна и бесплодна (ср.: 1 Кор. 6: 9).
б) Любовь, которая есть Сам Бог и которая дана человеку, чтобы через нее познавать Бога и осуществлять полноту своего небо-земного бытия, становится злоупотреблением из-за бытийного помрачения ума и сердца, источником содомского мрака и ослепления. Гомосексуализм, таким образом, в понимании и опыте Церкви становится источником насилия над здоровым и моральным порядком вещей. Количество рожденных с гормональными нарушениями (гермафродиты и т.п.) невелико. Тот факт, что в наше время число людей с половыми отклонениями (мужеложники и лесбиянки) ежедневно увеличивается, является показателем того, что речь идет о других факторах, способствующих странности и полному отклонению. За этим всегда скрывался и скрывается кризис морали и кризис глубинного смысла жизни. Об этом свидетельствуют все прошлые цивилизации и наша современная. Появление таких феноменов всегда было предуведомлением гибели цивилизации. Такие помраченные и ослепленные человеческие поколения Бог, согласно проницательному апостолу народов Павлу, «предал постыдным страстям» (см.: Рим. 1: 26).
в) В остальном организация так называемого «Парада гордости», впервые в мировой истории исключительно на территории находящейся на вершине развития евро-американской цивилизации, не является ли предзнаменованием ее гибели? Интересно бы было выяснить с точки зрения психологической и антропологической, что скрывается за самим названием «Парад гордости». Не скрывается ли в действительности за этим словесным триумфом и хвастливостью общественного демарша «гей-парадистов» внутреннее страдание, отчаяние и печаль участников парада? Не клоунский ли это крик из-за потерянного морального и духовного равновесия, бытийной нестабильности? Здоровая и истинная любовь никогда не имела и не будет иметь потребности для такого внешнего хвастовства, навязывания и эффектов. Подсознательное понимание того, что этот бесплодный эрос ведет к смерти и уничтожению, что его природа самоубийственна и извращенна, не принуждает ли гей-парадистов к бегству от себя, бегству от края пропасти, над которой они пляшут танец смерти? Такая любовь представляет собой наркоз, самый опасный вид наркотиков. Нельзя никогда упускать из виду вечный образ Содома и Гоморы: эти города и жившие в них люди уничтожены, сгорели в сере и огне именно потому, что превратили естественное употребление мужского и женского в противоестественное (ср.: Рим. 1: 26). Конец их - Мертвое море.
Имеют ли мужчины и женщины такой ориентации на это право? Несомненно, имеют. Но давно было сказано: «Все мне позволительно, но не все полезно». Свобода есть неотъемлемое право человека. Но точно так же неотъемлемое право Церкви Божией в том, чтобы напомнить и указать им, что они на краю пропасти, что ложный, нездоровый образ человеческой жизни, существования и поведения хоть и является свободным, но он не созидает, а разрушает и, конечно, уничтожает человека и человеческое достоинство. Как и напомнить о том, что проводимые в Европе и мире гей-парады представляют собой насилие над подавляющим большинством мужчин и женщин другой ориентации, пропаганду своей идеологии и образа жизни недопустимыми способами. Они дышат духом обольстительного тоталитаризма, манипулирования, в первую очередь, детьми и молодежью.
- Считаете ли Вы, что запланированный гей-парад должен пройти на улицах Белграда, и если нет, то означает ли это, что вы направите открытое обращение государственным органам, чтобы они предотвратили проведение упомянутой манифестации?
- Из всего выше сказанного вытекает, что мы считаем: гей-парад на улицах Белграда и улицах любых других городов представляет собой насилие и как таковой недопустим. Пусть эти слова будут восприняты как обращение, в первую очередь, к самим участникам гей-парада, чтобы они прекратили свою насильственную пропаганду, которая подвергает опасности их самих и вызывает других на аналогичное насилие. Это одновременно и призыв к государственным органам, чтобы они направили эти группировки на поиск каких-то других путей для осуществления своих, по их ощущениям - подверженных дискриминации, прав.
- Что бы Вы посоветовали молодым людям, которые остро против проведения этой манифестации?
- Что посоветовать молодым людям, которые чувствуют, что таким насилием им нанесен вред и моральное оскорбление? Во всяком случае Церковь никогда не призывала и сейчас не призывает к насилию против кого бы то ни было и против этих групп, осознанно выбирающих вместо пути жизни путь моральной и духовной смерти. В то же время молодых людей никто не может лишить права ненасильственным и мирным путем выразить свой протест в защиту своей собственной свободы и моральной целостности, во имя непреходящих человеческих ценностей.
- Свидетельствует ли информация о том, что в Болгарии митрополит недавно наградил высшей церковной наградой представителя государственной власти, воспротивившегося проведению гей-парада, а в Москве гей-парад на протяжении нескольких лет запрещен мэром, о том, что к этому вопросу можно относиться и по-другому?
- Несомненно, поступок болгарского митрополита и многолетнее предотвращение гей-парада в Москве свидетельствуют о возможности иного отношения к этому вопросу, искусственно и с расчетом навязанному западными центрами идеологических сил. Интересно было бы узнать, почему организаторы и финансисты этих гей-актерских представлений и театральных водевилей не пытаются подобное устроить в исламских странах Востока?
- Каково отношение Церкви к многочисленным злоупотреблениям христианскими символами при анонсировании гей-парада, что оскорбляет религиозные чувства людей?
- Злоупотребление христианскими символами на гей-парадах заметно (употребление крестов и другое). И это один из признаков того, что под видом борьбы за «права меньшинств» происходит перманентное насилие над большинством людей и над общечеловеческими моральными и духовными ценностями. Оскорбление и осквернение самого святого для христиан представляет собой в меньшей или большей степени борьбу против христианства и христианской веры, как и против общерелигиозных ценностей, на которых все человечество и каждый человек в отдельности на протяжение веков строили свое коллективное историческое сознание и существование.
Митрополит Амфилохий (Радович)
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/41963.htm