Христос Воскресе!
В эти святые дни, братья и вечные собратья, прославляя Христа Богочеловека, Распятого и Воскресшего, поем песнь веры, надежды и любви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Согласно Павлу, апостолу народов, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». И действительно, вся история человечества, человека как разумного существа, и весь людской опыт, и наука подтверждают, что существовали и существуют только два типа людей: одни верят в Бога и тем самым в вечную жизнь и вечный смысл человека и мира, а другие – в смерть и тем самым в ничтожность мира и человека, в конечную бессмысленность всего сущего. Вся людская тоска по Богу, и тем самым по вечному смыслу бытия, [сама] вера в Бога обрела свою полноту и совершенство в личности Распятого «за жизнь мира» и Воскресшего из мертвых Христа Богочеловека. Он есть Тот, через Которого «все на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1:3), и Который есть «Альфа и Омега, Начало и Конец» – полнота всего – Своей смертью попирает смерть, открывается и даруется как «Хлеб живый, сшедший с небес; ядуший хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51). Он, Единый из земнородных, как Единородный Сын Божий, сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6); «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Ин. 8:12).
Впрочем, всё, что существует, и то, каким образом существует, [пребывает] под знаком распятия и умирания и в то же время – под знаком рождения и воскресения. Эта тайна бытия и человека получает свою разгадку и смысл именно в Распятии и Воскресении Христовом. То Бог Отец дарением Сына Своего как вечной Любви отвечает на всечеловеческую и всекосмическую тоску и мольбы. Уже премудрый Соломон предуказал на эту истину словами: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23).
Ничуть не менее мудрый Петр II Негош, Тайновидец Ловченский, говорит: «Крест носить нам суждено» и добавляет: «Воскресения не бывает без смерти». Единение с Богом как жизнь вечная бывает [только] через Крест Христов и Распятие.
Человеку остаётся выбирать между верой в «попрание смерти смертью» и верой в смерть как в единственную конечную реальность мира и человека. Церковь Христова уже 2000 лет свидетельствует об этой первой вере. Борьба против сей веры и утверждения вечного людского достоинства продолжается на протяжении веков. Распинатели Христа и неблагоразумный разбойник издеваются над Ним с тех пор и по сей день. Отвергают Его как тогда, так и сегодня те, которые стяжают земные блага, земную смертную власть и почёт, а не в Бога богатеют. Сам же Христос сказал апостолу Петру, когда тот отвращал Его от Распятия, думая, что Он будет земным царём: «отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое» (Мф. 16:23). Грех как отчуждение от Бога в состоянии сатанинского искушения, как отречение от несения Креста Христова ведёт к обожествлению смерти. И это [тоже] распятие, но – неблагоразумного разбойника. В лице этих двух разбойников развивается людская судьба: разбойник, хулящий Праведника, Распятого «за жизнь мира», и покаявшийся разбойник, который просит [Господа] помянуть его в Своём Царстве. Это – мы, люди, это – человечество. И [отдельный] человек, и [всё] человечество и вчера, и сегодня, и завтра.
Насколько человек есть существо малосильное, показывает и эта пандемия, этот вирус и паника, охватившая людей и народы. Между тем всё, что происходит, случается по Божией воле и по Божиему попущению. Всё имеет смысл, нужно только найти и открыть его. Так, по словам одного мудрого индуса, эту пандемию можно истолковать и как месть природы за насилие, которое человек совершает над ней, злоупотребляя ею по причине своего эгоизма. Потому что человек богопротивным образом использует и богоданные ему силы и дары, и саму природу. Своей безнравственностью и бесчеловечностью человек превращает мир в Содом и Гоморру, делая его Мёртвым морем – местом триумфа смерти. Нам, верующим в Бога, в победу жизни над смертью, причащающимся Тела и Крови Христовой, то есть Богом, Который есть Любовь, происходящее становится хорошим поводом, чтобы углубить свою веру и верность Христу Распятому и Воскресшему и чтобы осознать смысл слов Христа: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» (Мф. 10:39), равно как и смысл других, глубочайших слов: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Именно это и есть Любовь Христова, явленная на Голгофе. Человек призван к причастию такой Любви, а значит – к отречению от самолюбия, [подвигу] христоподобной любви и самопожертвования ради Бога и ближних. Неверующим же в Бога Творца и Промыслителя, для которых грандиозные научные достижения создали иллюзию всемогущества человека, это всесилие смерти – повод глубже задуматься о смысле жизни, познать человеческую немощь, освободиться от конечной бессмысленности жизни, от веры в смерть и ничтожность через возвращение к более глубокой осмысленности жизни. Повод, чтобы перестать плевать на распятую Голгофскую Любовь, продавая её за сребреники, как Иуда Искариотский, и на Церковь – как на бессмертную Общность и свидетеля этой Любви и вечного человеческого достоинства, – а также повод вернуться к здоровому употреблению своей природы и творения Божия.
Это оплевание, к сожалению, происходит сегодня, особенно у нас в Черногории. Идеология сегодняшней власти и ее «наука» основаны на безбожном богоборчестве и междоусобной брани, которые отравляли и отравляют целые поколения на протяжении вот уже семидесяти лет. Плодом этого является и принятый закон, равно как и продолжение насилия над Божией Церковью, на этот раз уже не от имени Сталина и Тито – нового коммунистического человека, но от имени «демократии» и «европейских ценностей» через превращение демократии в демонократию и сведение «европейских ценностей» к толстому брюху, собственному властолюбию и эгоизму. Всё это пробудило народ в Черногории собираться на крестные ходы. В народе, чаша терпения которого переполнилась от насилия [и несправедливости], воскресли истинный героизм и человечность. Крестные ходы были и остаются призывом к боголюбию и братолюбию, призывом к примирению братьев, искуплением от богоубийственных и братоубийственных разделений как династических и племенных, так и идеологических партизанско-четнических[1], и от всего того, что от них родилось в нас. В этом смысле и общая борьба против вируса получила духовное и нравственное значение как у нас, так и во всём мире. Мы, люди веры в Воскресение и Жизнь вечную, учимся не ждать от Бога того, что может дать человек и человеческое знание, того, что человек своей наукой открыл в творении Божием и создал своим трудом. Но, спасаясь от «научного» злоупотребления природой, борясь за Святыни и за духовное здравие людей, мы учимся любви ко всякому человеку. Во свете Христовой жертвенной любви мы принимаем и с благодарностью поддерживаем всё, на чём из человеколюбия настаивает государство, и прежде всего, службы здравоохранения – ради телесного здравия людей.
При этом в нашем пасхальном послании мы вольны напомнить нашей власти и всем людям доброй воли о завещаниях святого Василия Острожского и святого Петра Цетинского, драгоценных для исцеления от ещё более опасного и живучего вируса беззакония в вопросе церковного имущества и находящихся под угрозой прав Церкви Божией. Святитель Василий в своём завещании сообщает: «Пишу ради подтверждения истины… […] Свое состояние не пощадил Бога ради и милости Пресвятой Богородицы… Бог свидетель. И [если] кто-то бы решился отнять что-либо от монастыря, да отнимет Господь Бог у такого разорителя его дом, имение и скотину с сыновьями и всем имуществом, да поразит и распнет его Господь Бог, внезапно и вовеки. Аминь. Да погибнет след его и очаг во веки. Аминь».
А святитель Петр Цетинский в своем завещании добавляет к этому: «Наипаче вас всех и каждого прошу и всячески истинным Богом Вседержителем заклинаю, на все времена завет учиняя и оставляя: церковного добра и имущества, где ни есть какое, да не коснется никто и никогда – ради ваших же всех сродников и ближних и ради всяческого вашего счастья и порядочности вашей; также и о всем притче церковном, монахах, якоже служителях моих и ваших, реку: заботьтесь и поддерживайте их, как о них и я всегда заботился и поддерживал…»[2]. Слова обоих святителей относятся ко всем временам.
Напоминая об этих двух завещаниях величайших людей в истории Черногории, всех вас поздравляю приветствием вечной истины, правды и человечности:
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Архиепископ Цетинский, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), экзарх Священного Трона Печского.
Перевод с сербского, примечания Елены Осиповой, председателя Общества Русско-Сербской дружбы
[1] Вторая мировая война в Югославии была, по сути, гражданской, в которой сербский народ понёс большой физический и моральный урон не столько от фашистов, сколько от коммунистов-троцкистов Тито и Моше Пияде. Титовцы непосредственно не воевали с оккупантами, однако устраивали провокации, в ответ на которые фашисты убивали сербов (из расчёта сто человек за одного убитого немца). При этом четники боролись против гитлеровцев под монархическим знаменем, сражаясь за «Веру, Короля и Отечество», а партизаны (само это слово в сербском языке, в отличие от русского, имеет выраженную негативную коннотацию) – пошли за непопулярными поначалу в народе титовскими коммунистами. Для этого их намеренно сбивали с толку, играя на вековой любви сербов к России, которая традиционно была особенно сильна в Черногории. Трагическое противостояние четников и партизан оставило глубокий след в народе, поэтому владыка Амфилохий говорит о необходимости его преодоления.
[2] Цитата из завещания святителя Петра Цетинского в переводе И.М. Числова приводится по книге «Святой Петр Цетинский – патриарх нового времени». М.: Сибирская Благозвонница, 2015. С. 561–562.