Уважаемый главный редактор!
Прошу Вас опубликовать прилагаемую статью против губительного для России затопления болот, будто бы в целях предотвращения пожаров на торфяниках. Глупее этой идеи трудно что-либо представить! Кроме бесполезных и даже вредных для природы и человека затрат сотен миллиардов рублей, эта затея ничего не даст! Подкинута она руководителям (называют губернатора, генерала Громова) менеджерами с купленными дипломами инженеров и даже докторов наук (ныне лженаука среди бессовестных людей в РФ процветает). Затопление болот вызовет неизбежно подтопление населенных пунктов, гибель лесов, усиление вредных для здоровья людей зловонных туманов, появление и распространение (в условиях потепления климата) помимо малярии экзотических лихорадок и других болезней... По существу центр России превратится не в дикий заповедник, а огромную резервацию для россиян. Затоплением не решить и проблему борьбы с пожарами...
Есть апробированный историей подход к болотам - их обустройство, облагораживание на основе мелиорации, как это некогда сделано в окрестностях Берлина, Лондона, Санкт-Петербурга.
Моральное право писать о болотах я имею, поскольку занимаюсь болотами более полувека, недавно опубликованы мои книги «Гидрология торфяных болот» (2009 г), «Мелиорация торфяных болот» (2007), «Мелиорация вод и земель» (2002) и др.
Б. Маслов
Болотно-торфяной ликбез. Под болотом понимают природное образование на земной поверхности, представляющее отложения торфа, насыщенные водой и покрытые специфической влаголюбивой растительностью. К болотам относят земли со слоем торфа более 30 см, при меньшей мощности торфа используется термин заболоченные земли. В России площадь болот составляет около 140 млн. га, заболоченных земель насчитывается 230 млн. га. Большая часть их находится в Западной Сибири, в Европейской части РФ - 60 млн. га, или 16%. Покрытые торфом болотные земли занимают 21% территории страны, в некоторых районах до 40-50%. Болотами покрыто в мире 4% территории суши.
Торфы различают по виду основных растений - торфообразователей, выделяют травяной (осоковый, хвощовый, тростниковый и др.), моховой (гипновый, сфагновый), древесный (ольховый, сосновый, березовый и др.), древесно-травяной, древесно-моховой, сосново-кустарничковый и другие, всего около 40 видов торфа.
Торфяные ресурсы России оцениваются (в границах промышленной залежи, с мощностью торфа более 0,7 м) цифрой 57 млн. га, запасы торфа при 40% влажности залежи составляют 186 млрд. т, т.е. 1/3 мировых запасов.
Мелиорация болот. Недавно от одной из учительниц с высшим образованием довелось услышать, что в пожарах на болотах виновата мелиорация: настроили каналы, осушили болота и все забросили, оставив сухими торфяники. На бедную мелиорацию (в переводе с латыни слово означает улучшение) чего только не навесили в годы горбачевской «перестройки», когда она была вынесена на заклание «прорабами» перестройки, с нее и БАМа начинали разрушение СССР. Конечно, мелиораторы - не ангелы, немало они напортачили, раздражение вызывало безудержное строительство крупных каналов и особенно ненужных для мелиорации «поворотов» рек с Севера и в Сибири. Не за свое дело взялись, оторвавшись от земледелия и угробив необходимое дело по улучшению земель! За всю бытность в России было осушено около 6 млн. га болот и заболоченных земель для сельского и лесного хозяйства.
С 1990 года в России практически прекращена мелиорация. В условиях развала сельского хозяйства осушительные системы остались без ухода, каналы зарастают и заиливаются, на многих крупных каналах появились завалы хламом (корягами, бревнами, перемычками из земли) для перехода через них туристам и бездельникам, в результате вода в каналах стоит, не может сбрасываться в реки-водоприемники. Из-за этого подтоплены все впадающие в них осушительные каналы и дренажи, в итоге пошел процесс вторичного заболачивания ранее мелиорированных земель, а вложенные в оздоровление земли многие миллиарды рублей оказались из-за бесхозяйственности для народа потерянными. За прошедшие двадцать лет ученые и специалисты подготовили немало концепций и программ по наведению порядка на ранее мелиорированных землях, но они руководство страной не интересуют. Появились даже термины - мелиоративная залежь и мелиоративная целина. Ни в одной стране этого нет, кроме выставленной на посмешище эрфэрии (обращаю внимание так читается по-русски название страны РФ, поскольку в русском языке есть буква ФЭ и нет буквы ЭФ, которую притащили из английского языка в слово «Эрэфия»).
Посмотрите на нашего ближайшего родственника и друга, члена СНГ - государство Беларусь: там осушено для сельского и лесного хозяйства, если не ошибаюсь, около 1,5 млн. га торфяных болот и все они эффективно используются! Не случайно, лидер Беларуси А. Лукашенко готов поставлять нам не только молоко, масло, сыр, но и мясо. Осушаемые торфяники обеспечивают получение трех урожаев прекрасного сена на корм скоту и другой продукции. И что показательно, на мелиорированных торфяниках никаких пожаров нет, если где-то возникают, моментально тушатся.
Должен отметить, что исстари в состав осушительных систем на болотах включаются водоемы для тушения пожаров, полезный запас воды в них рассчитывают в зависимости от обслуживаемой при пожарах площади с торфяными почвами. Во всех нормативных документах по земледелию на торфяных почвах предусмотрена система мер по предупреждению возгораний торфа от неисправных тракторов, небрежного обращения с огнем, а для своевременного тушения пожаров предусмотрен необходимый инвентарь. К водоемам, особенно в лесных угодьях, устраивают дороги.
Достойные примеры прошлого. О необходимости и высокой эффективности использования богатых торфяных почв в земледелии, особенно под луга и пастбища (как говорят, «сам Бог создал болота для трав»), свидетельствует недавний опыт СССР, но о советском времени не любят демократы слышать ничего положительного. Обопрусь на опыт иных стран и другие времена. В середине 19 века в Англии были осушены практически все болота и заболоченные земли, которые эффективно используются, одновременно ведутся работы по реконструкции и модернизации осушительных систем. Осушение не только оздоровило местность, но и улучшило климат страны, появилась возможность выращивать многие теплолюбивые культуры, об этом пишут современники.
В США осушено 60 млн. га в основном для земледелия. Трудно поверить, что плодороднейшие и продуктивнейшие земли штатов Индиана (окрестности Чикаго), Айова, Луизиана, Огайо, южной части Мичиган 150 лет назад представляли собой заболоченные земли! Теперь они облагорожены, превращены в агрозёмы, и избыток воды расходуется на транспирацию высоким урожаем. Осушительные системы с каналами занимают значительные площади в штатах Миннесота, Мичиган, Висконсин, Флорида и др. В западных странах осушено и освоено сельским хозяйством 60-90% всех болот и заболоченных земель.
Положительных примеров в жизни было предостаточно. В 1718-1724 гг. по распоряжению прусского короля Фридриха 1 было осушено огромное Хафельландское болото (площадь более 50 тыс. га) к северу от Берлина. Осушение проводили приглашенные голландские мастера, в память об этом назвали район Новой Голландией, болота превратились в плодороднейшие земли, которые эффективно используются уже почти 300 лет. При короле Фридрихе 2 осушены болота в низовьях реки Одер, на осушенной приморской низменности была создана 41 деревня. «Бережливый до скупости» все время воевавший Фридрих 2 заявил: «Вот княжество, завоеванное мирным путём».
В России одним из первых объектов осушения было низинное болото площадью 1600 га на Стрельнинской мызе под Петербургом в имении великого князя Константина Павловича (Сейчас в его восстановленном дворце размещается резиденция Президента РФ). Осушение и освоение болота выполнено в 1808 г. (двести лет назад) по проекту Г.И. Энгельмана, состоявшего в должности управителя деревень этого имения.
Еще один пример из старой России. В имении известного военного и общественного деятеля, князя Барятинского в Льговском уезде Курской губернии для осушения болота был приглашен англичанин Гуллет, которого по русскому обычаю назвали Иваном, он осушил и освоил болото, местные жители до сих пор называют его Иван-болотом, который эффективно используется, а торф, как и везде, после длительного использования превратился в агрозем. В местном сельсовете была сохранена отлитая большая мемориальная доска в память об этом событии.
О пожарах на торфяниках. Пожары на торфяных болотах бывали и прежде: согласно летописям и свидетельствам современников болота горели в 1092, 1124, 1223, 1297.... годах. Пожары последних лет (2002 и 2010 гг.) по интенсивности повторяют пожары почти 500-летней давности. В 1525 г. «быстъ засуха велика и мгла быстъ велика», в 1533 г. за все лето (июнь-август) «не выпало ни капли дождя, пересохли реки и родники, горели леса и болота, дымом солнце было закрыто более месяца», как в 2010 г. Наши предки принимали пожары как наказание за людские грехи и молились, испрашивая у Бога дождя. Любопытно, что названные годы приходились на конец царствования Василия 3, неожиданно умершего в том же, 1533 г.
На престол взошел государственник, царь Иван Грозный. Засуха, пожары и мгла в Москве в 2002 г. не была ли предупреждением, что новым российским властям пора думать о природе, земле, водах и людях? Однако, ничего не было сделано, особенно в части предупреждения пожаров. Нашему поколению пожары последних лет есть с чем сравнить; мы были свидетелями пожаров: в жаркое и сухое лето 1972 года горели болота и атмосфера была задымлена до мглы, смог стоял в Москве. Но как сильно отличался 1972 г. от 2002 и 2010 годов в отношении борьбы с пожарами! В 1972 г. государство немедленно организовало мощное наступление на очаги пожаров, призвав даже резервистов из запаса. Помню, в Солотче за Рязанью экипировали в камуфляжную одежду и сапоги мобилизованных и сразу же отправляли на пожары. Техника лугомелиоративных станций и МТС была поставлена на защиту селений, лесов и болот. Воспетая С.А. Есениным деревня Криуша и соседние с ней в Мещере отстояли, теперь, в 2010 г. они сгорели... Активно боролись с огнем колхозы и совхозы, защищая свои угодья. Пожары в лесоболотной Мещере быстро потушили.
В 2002 г. ничего этого не было, например, болота вдоль Нижегородской железной дороги горели больше месяца и никому никакого дела до них не было. Трудились в тот год лишь средства массовой информации, сообщая о дерзновенном проекте затопления Подмосковья со всеми его болотами, карьерами, каналами, проекте навязываемом руководству малограмотными людьми с дипломами и аттестатами, купленными на рынке, и коррупционерами. Но в 2002 г. в СМИ почти не звучали обвинения в адрес мелиорации (осушили, переосушили, вот и пожары!), поскольку работы по мелиорации были прекращены. Наоборот, прозвучали голоса иного плана: «были бы мелиоративные каналы, можно было бы подать воду для тушения пожаров».
Придумали «менеджеры» для отвода глаз от бесхозяйственности причину возгорания - бутылки и стекляшки, валяющиеся на земле и самовозгорание торфа. Чепуха это.
Большинство (99,99%) пожаров на болотах и в лесах возникло из-за людской небрежности и специальных поджогов. Об этом почему-то молчат наши СМИ. Разве нет у России и россиян недоброжелателей, разве в мгновение ока исчезли всякие диверсанты? Для них изнуряющая жара - горячая пора для нанесения максимального вреда. Пожар на базе ВМФ в лесу за Коломной от неоднократных поджогов - тому свидетельство. Надо по каждому месту возгорания торфа и лесов провести следствие, опросить местных жителей. В страшную жару в лесу и на болотах человеку нечего делать (грибов, ягод нет, охота не открыта)...
Оправившись от хмари в легких и сердце после пожаров, каждый задает себе вопрос: почему в 2010 г. не горели болота и леса, скажем в Беларуси, Финляндии, США и других странах, а напасть свалилась только на «нищую, бомжевую Россию»? Вопрос рождает сразу же очевидный ответ: потому что во всех странах, начиная с правителей и кончая последним крестьянином, ответственно относятся к земле и природе в целом, у земли есть хозяин и прежде всего в лице государства». В России же правители, приняв подготовленные за кордоном для недоразвитых стран законы (кодексы) о земле, воде и лесах устранились, отдав все бесконтрольно на места.
Многих нынешних руководителей не волнуют потери в пламени пожаров сотен мирных жителей и героев, тушивших пожары, не волнуют сгоревшие села и деревни, выгоревшие леса и торфяники, обезображенные пожарами ландшафты России. Все они - временщики, поставленные на окончательное разграбление и уничтожение России. О чем бы ныне не говорили (о пожарах в лесах и на болотах, о замене милиции полицией и т.п.), все подтверждает слова только что освобожденного, обвинявшегося в покушении на Чубайса полковника В. Квачкова: «нынешняя власть - не наша, не русская власть, и живем мы не в нашем государстве». Через эту призму давно пора рассматривать все события и деятельность руководителей - едросов.
Странная, не разгаданная болезнь объединяет многих руководящих работников в России уже много лет, симптом её - тяга к всевозможным затоплениям земель. Болезнь проявилась в самом начале 1930-х годов в плане «поворота» северных рек в Волгу для повышения выработки электроэнергии на будущих волжских ГЭС, в соответствии с наметками которого должно быть затоплено 477,5 тыс. гектаров земель на Европейской части России. До осуществления не дошло, не хватило сил, да и И.В. Сталин не поддержал. Начали строить гидроэлектростанции с напорными водохранилищами на равнинных реках с затоплением плодородных пойм.
Планы В. Лужкова и И.П. Полад-заде ведут к затоплению и подтоплению земель Западной Сибири, чтобы уменьшить высоту подачи воды по каналу через водораздел. Планы Чубайса со строительством новых ГЭС - на затопление Эвенкии в Восточной Сибири. Это, по меньшей мере, - издевательство, глумление над Россией, она становится посмешищем в глазах людей цивилизованных стран.
Предлагается затопление болот, чтобы защитить россиян, особенно москвичей от дыма, без рассмотрения каких-либо альтернативных вариантов и какого-либо научного, технико-экономико-эколого-социального обоснования. За пример взята техника проталкивания в 1970 годы сумасбродной идеи «поворота» рек. Не случайно использовано слово идея, так как ни проекта, ни даже технико-экономического обоснования тогда не было, да и сейчас нет.
В последние годы мировой наукой разрабатываются мероприятия по восстановлению болот на сработанных торфяниках, по периодическому затоплению культивируемых болот для повышения их продуктивности, по созданию на бывших болотах зон рекреации.
Уже с 1970-х годов в западных странах начато изучение вопроса искусственного возобновления болот.
Идея затопления болот, включая девственных, никому из ученых не приходила в голову, поскольку она абсурдна. Зачем строить водоподводящую сеть и насосные станции для подачи воды, распределительную сеть для более или менее равномерного распределения воды по всем участкам болота, местами с гасителями энергии напора, откуда брать воду, так как местных водоемов (озер и рек) для этого недостаточно, или перебрасывать её от Белогорья на Оби? Забор воды из местных озер рано или поздно приведет к перетеканию воды с болот в озера с формированием проторенных путей фильтрации (по закону Торичелли). Во многих местах появится необходимость строительства дамб и обвалования болот для борьбы с затоплением в периоды ливней прилегающих земель. Неизбежно подтопление прилегающих земель грунтовыми водами с гибелью лесов и затоплением подвалов и разрушением фундаментов домов в населенных пунктах. Для осуществления затоплений болот потребуется постоянная эксплуатационная служба на каждом болоте, поскольку под влиянием испарения уровень болотной воды может понижаться в естественных условиях на 30-70 см и более, этот слой может возгораться и рождать пожары. Самое страшное, в результате затопления ухудшится санитарно-гигиеническая обстановка, усилится загрязнение воздушного бассейна болотными миазмами и следует ожидать появления не только малярии, которая сравнительно недавно в 1920-1930 годы была ликвидирована в основном гидротехническими методами, но и экзотических, африканских лихорадок в отсутствии иммунитета к ним у населения и других болезней, учитывая глобальное потепление климата.
Затопление болот направлено в конечном счете на консервацию болот: пусть де потомки разбираются, что с ними делать, у нас другие (?) проблемы! Без сомнения, тут же найдутся защитники этой идеи из общества «Wetlands» и других «зеленых», давно составляющих один за другим списки охраняемых болот. Создать на месте исконной России сплошное болото - вожделенная мечта «друзей» России!
Затопление болот - это стремление прикрыть фиговым листком неспособность и безответственность нынешней администрации.
Альтернатива проста - комплексное обустройство, мелиорация территории с окультуриванием земель для жизни и отдыха населения центральной России. Затопление потребует по существу строительство оросительных и обводнительных систем, которые необходимы и для благоустройства территории. Вместо рукотворных систем для дальнейшего заболачивания территории напрашивается за те же деньги (!) провести её благоустройство путем строительства осушительных систем с многоцелевым хозяйственным освоением территории, как это сделано во всех цивилизованных странах.
Было бы целесообразно разработать и реализовать схему водно-земельного обустройства земель Мещерской низменности (части Московской, Владимирской и Рязанской областей), которая позволит на основе комплексной мелиорации обустроить и облагородить огромную территорию в ближнем Подмосковье, превратить ее в высокопродуктивную для сельского и лесного хозяйства, создать благоприятные условия для жизни людей, рекреации и оздоровления местного населения и жителей близлежащих городов. Все условия для этого здесь имеются.
Б. С. МАСЛОВ,
академик ВАСХНИЛ (РАСХН)