Тети Варины тетрадки

0
512
Время на чтение 5 минут

Тётя Варя на всех семейных фотографиях - словно солнышко: улыбается так широко и радостно. От глаз расходятся светлые лучики. Глядишь на неё и самому становится тепло жить на свете. И с чего бы? Жизнь у неё была не легкая. Дед, отец с матерью, она сама (совсем кроха) и одиннадцать её дядьёв от безземелья выехали в 1913 году из Белоруссии в Южную Сибирь (теперь Северный Казахстан). В незнакомых местах пришлось нелегко приживаться в течение многих лет. В Сибири после революции семью раскулачили. Ничего, выросла, похоронила родителей, сама родила детей и поставила их на ноги. Всё перенесла благодаря своей крепкой вере в Бога. В советские времена она стала старостой в небольшом сельском храме, который то закрывали, то снова разрешали открыть. Когда она приезжала в гости, всегда рассказывала свои главные новости: сейчас пишем очередное письмо в Облсовет, чтобы открыли храм, собираем подписи, или: вот батюшка обновил крест на куполе. А как закончились главные семейные обязанности, дети выросли и, казалось бы, можно было отдохнуть, тётя Варя начала паломничать, заодно заезжая, словно семейный связной, в разные концы Советского Союза к разбросанной повсюду родне. Всегда рассказывала о том, что видела и переживала в Почаевской Лавре, в Псково-Печерском монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. Незаметно и деликатно отказывалась в посты от скоромных блюд, никогда не делая окружающим никаких замечаний. Никого не стремилась «обращать». Но именно от неё младшее поколение в семье узнало, что есть такое понятие: пост. Сейчас, когда тёти Вари уже нет, разглядываю старые школьные тетрадки, которые она однажды передала нам. В церкви у неё было послушание: поскольку ни Библии, ни церковной литературы не было, она десятки раз переписывала своим ровным и очень ясным почерком для верующих людей самые необходимые церковные тексты. И теперь даже интересно: что тогда читали и переписывали в первую очередь. И вот листаю молитвословы, акафисты, описания чудес и пр. Вот «Акафист заупокойный ко Иисусу Христу (читается по единому)», ещё «Акафист покаянный», которого я не встречал в печатном виде, вот канон Ангелу-Хранителю, конечно же - «Акафист святителю Николаю Чудотворцу» с примечанием - «четверг». Тут же «Видения девушки-подвижницы», «Сказание о явлении Ангела Божия святому Макарию Великому», «Беседа протоиерея Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии».

- Тётя Варя, и не надоело Вам переписывать одно и то же?

- Когда подумаю, что Слово Божие важнее, чем пища, для человека, переписываю снова и снова - с радостью. Может быть, это Слово кому-нибудь душу спасёт.

Как подумаешь, что в это же время столько было вырублено леса, написано и распечатано миллионными тиражами всякой чепухи, за которую государство платило огромные деньги и которая сегодня всеми забыта, то понимаешь, что иногда переписывать - важнее, чем писать. А тетрадки тёти Вари стоят рядом с прекрасно изданными сегодня церковными книгами, но до сих пор греют душу. С такими вот тетрадками в тихих сельских храмах выживала и выжила наша православная вера, пройдя и через сталинские, и через хрущёвские, и через сусловские времена. Сколько их было, этих безвестных переписчиц, которые принесли на встречу с Христом десятки и сотни своих тетрадочек, - один Бог знает.

РУССКИЙ КРИК

Один человек, который в перестроечные годы купил японскую машину во Владивостоке и гнал её в Москву через всю Сибирь, вспоминал, что где-то в Читинской области его поразила картина. Он остановился отдохнуть за городом, поставил на таганок кастрюльку с супом. Откуда ни возьмись, появилась стайка мальчишек. Они не подходили к машине, а встали вдалеке и начали гонять ногами пустую банку из-под консервов. Но гоняли невесело, и вообще видно было, что не в банке дело. Не сразу его осенило, что мальчишки хотят у него попросить денег или еды, но стесняются. Он так и сказал: «Цыгынские дети или кавказские мальчишки попросили бы, а русские мальчики стесняются. Нет у них этого в крови». И я вспомнил, как соседский дедуня вспоминал голод 1946 года в Белгородской области: «Голод был большой, много людей умирало. А у нас дедушка водил пчёл, и мёд мы меняли то на мыло, то на хлеб, то на соль. Соседские мальчишки знали, что хлебушко у нас есть. А просить стеснялись. Придут, сядут на пороге, и молчат. Не просят, не играют, - сидят и молчат». Так я понял, что русский крик - немой. Он не настаивает на своём, а только напоминает о Боге и взывает к совести. Отвергнуть такой крик о помощи - большой грех.

ЦЕРКОВЬ БОГАТАЯ - ЦЕРКОВЬ НЕЗАПЕРТАЯ

Когда святитель Лука Войно-Ясенецкий получил Сталинскую премию, он отдал её детям. Местные же священники ожидали, что владыка Лука отдаст деньги Церкви. Ведь Церковь всегда была его первой заботой, он всегда настаивал на открытии церквей. Председателю Тамбовского облисполкома, который предложил владыке «всё, что тот захочет», в награду за его выдающуюся хирургическую деятельность на Тамбовщине, владыка Лука ответил: «Откройте городской собор». Чиновник ответил: «Этого нельзя». Тогда владыка сказал: «Ничего другого мне от вас не нужно». Ожидания священников не оправдались, и они доносами выжили владыку из епархии. А владыка Лука понимал, что богатая церковь - открытая церковь. Открой храм, а дальше его жизнь как-то устроится. Сейчас ситуация изменилась: церкви открыли, но на скольких из них после службы висит замок, в скольких, по сути, нет приходской жизни... Кто же закрывает наши церкви? Не власти, а мы сами.

КРЕСТ

Бог наш есть Бог не мертвых, но живых. Особенно ясным становится смысл этих слов на кладбище, где под крестами в покое лежат наши «мертвые живые». Нынче на кладбищах большие изменения. Помнится, когда похоронили в Симбирске блаженую схимонахиню Сергию (Луховицкую), ей поставили самый большой крест на городском кладбище. Ведь она схимонахиня! А схимонахинь в советские времена было, может быть меньше, чем сейчас миллиардеров. Я видел этот крест. Могу сказать, что теперь этот крест сильно померк перед новыми захоронениями обычных, но небедных православных людей. Порою над могилами возвышаются не кресты, а целые храмы из стеклопластика. Сквозь «евроокна» и «евродвери» видны красивые мраморные плиты, урны с вечнозелёными неживыми цветами, посыпанные цветным песком дорожки. Здесь зимой и летом, ночью и днём один и тот же «евроклимат», нет ни дождя, ни снега, но, правда, нет и птиц, воробёв, голубей, которые стайками перелетают с одной простенькой могилки на другую, садятся на скромных крестах и оградках, поют славу Богу. Нет в этих «храмах» и проросшей по весне зелёной сорняковой травы. В общем, нет общения с окружающим миром,- таким нынче неуютным, неблагополучным... но естественным, живым,- уж каким бы он ни был. А без птиц и травы нельзя. Это прекрасно понимал Тарас Григорьевич Шевченко, который написал:

Посреди широкой степи

Выройте могилу...

А монахи... их хоронят так же, как и сотни лет назад, в простых могилах. И лежат они совсем не под выдающимися крестами. Зато, как правило, рядом с храмами, в которых ежедневно идёт служба Тому, Кто принимает всех: стариков и детей, умных и глупых, богатых и бедных. И кто какой крест принёс на своём плече, знает только Он один.

http://www.ioannp.ru/publications/656702

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Иванович Мельник
Настигнутый войной
К столетию поэта
06.11.2020
«Дневник раскрывает характер молодого Наследника Престола»
Издан дневник Цесаревича Николая Александровича
11.09.2020
О русском
08.07.2015
«Сердцем почувствовал его прямоту и трогательную детскость...»
О схиархимандрите Херувиме (Дегтяре)
26.08.2013
Все статьи Владимир Иванович Мельник
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36