Почти два века назад, в 1811 году, у дворцовой церкви Преображения в Стрельне с воинскими почестями предали земле тело фельдфебеля лейб-гвардии конной артиллерии Петра Кондратьевича Рудаченко. За какие же заслуги он заслужил столь пышных почестей в мирное время? Тайна этого события по сей день не разгадана до конца
Выходец из села Млинова с Полтавщины, Петр Рудаченко принимал участие во многих войнах, которые вела Россия в начале XIX века. Как следовало из надгробной эпитафии, он «находился в походах и неоднократных сражениях противу французских войск в 1805 г. в Австрии и в 1807 г. в Пруссии, и за оказанную в сражении под городом Фридландом отличную храбрость и расторопность всемилостивейше награжден знаком отличия воинского ордена».
Однако же посмертные воинские почести воздавали Петру Рудаченко совсем за другие заслуги. Дело в том, что 1 мая 1811 года в Стрельне случилось чрезвычайное происшествие. В тот день, по заведенной еще с петровских времен традиции, отмечался праздник в память первой морской победы России в Северной войне. В честь праздника в Стрельне, превращенной ее владельцем великим князем Константином Павловичем в летний военный городок гвардейских полков, проводились полевые учения. Константин Павлович любил проводить их сам. Очевидцы говорили, что во время учений из пушек стреляли так, что монахи из находившейся неподалеку Троице-Сергиевой пустыни жаловались: орудийная пальба мешает им совершать богослужения.
Так что же за беда стряслась на первомайских стрельнинских учениях? По-видимому, при стрельбах возникла «нештатная ситуация» и Петр Рудаченко спас жизнь великому князю. Тот был настолько поражен находчивостью и стойкостью опытного солдата, что наградил его чином фельдфебеля и «пенсионом полного жалования».
Когда же через двадцать дней от полученных ран (ему оторвало обе руки) отважный солдат умер, Константин Павлович приказал похоронить его с воинскими почестями у дворцовой церкви Преображения, которую очень почитал еще Петр Великий. Место у храма выбрал сам великий князь, он же и заказал памятник архитектору А. Н. Воронихину - автору петербургского Казанского собора, который в то время принимал участие в благоустройстве Стрельны.
Эпитафию на могиле Петра Рудаченко также сочинил сам великий князь. В ней, в частности, говорилось: «Его Императорское Высочество Государь Цесаревич Великий Князь Константин Павлович, отдавая всю справедливость ревности и усердию службы его, храбрости, отличному поведению и мужеству в терпении в настоящем его случае, в знак признательности и уважения соорудил ему сей памятник».
С этого первого почетного захоронения у дворцовой церкви Преображения Господня в Стрельне стали хоронить тех, кто пользовался особенным расположением великокняжеской семьи владельцев Стрельны. Удалось установить с 1811 по 1902 гг. четырнадцать именных захоронений.
В 1932 году церковь закрыли, а спустя четыре года в ней устроили ресторан. Мемориальное кладбище у церкви Преображения разорили. Сегодня сохранилось лишь святое, намоленное место, фундамент церкви, несколько обломков памятников да дом священника. Жители Стрельны мечтают о воссоздании исторического храма. Еще в 1995 году общество ревнителей истории Стрельны установило на месте алтаря поклонный крест. Хочется также надеяться, что найдутся потомки воина Петра Рудаченко, которым будет интересно узнать о судьбе своего предка и о месте его некогда особо почитаемой могилы.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10265911@SV_Articles