Как вызов, как зрительно-смысловой удар увиделась нам афиша, большой баннер на фасаде Харьковского академического театра оперы и балета (ХАТОБ), сообщавший о Пасхальном концерте Праздничного мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря.
Два обстоятельства обратили на себя внимание: русский язык афиши (в отличие от всяческих заголовков, надписей, полуграмотных субтитров последних лет, уморивших до невозможности) и сам факт анонсирования духовного события промеж афиш культурных и попсовых, «шансонных». Кто-то в ожидании начала концерта заметил грубовато, но точно: баннер Свято-Данилового певческого коллектива, имеющего, к слову, статус хора синодальной резиденции святейшего Патриарха Московского и всея Руси, торчал среди прочих, как «вилы из навоза».
Хор провел два концерта в Киеве и Харькове в рамках международной Пасхальной Ассамблеи-2010 «Господи, Господи, силой Твоей», которая прошла на Украине с 5 по 18 апреля. Однако любителям русской хоровой музыки, каковых на юге Руси немало, памятны и декабрьские концерты этого коллектива в Одессе и Днепропетровске, а также его участие в ялтинском фестивале несколько лет назад.
Билеты на концерт в Харькове можно было приобрести до последней минуты, поскольку для украинского слушателя они оказались недешевы - от 90 до 300 грн (240-800 рублей). Однако Большой зал оперного театра оказался в итоге почти заполненным, за исключением некоторых самых дорогих кресел. Перейти в перерыве с галерок в партер «разрешения не было», потому многая православная интеллигентская публика, включая многодетных матушек с детворой, изобильно заполонила балконы, где билеты были подешевле.
Известно, что часто гастролирующий, не меняющий состав уже более десятилетия мужской хор московского Свято-Данилова монастыря участвует в богослужениях по субботам и воскресеньям, а также во всех праздничных службах.
В настоящий момент в хоре служат профессиональные певцы - выпускники Московской государственной консерватории, Российской Академии музыки имени Гнесиных, Академии хорового искусства имени А.В. Свешникова, имеющие высшее вокально-хоровое образование. На харьковскую сцену вышли 14 артистов, включая руководителя регента Георгия Сафонова, уроженца Минска, выпускника Академии музыки имени Гнесиных, лауреата I Всероссийского конкурса дирижеров, почетного члена Всероссийского музыкального общества.
Коллектив, сегодня являющийся в самом деле одним из ведущих певческих коллективом Русского православия, - лауреат Международного конкурса церковной музыки (Будапешт, 1991), премии «Тэффи» в составе съемочной группы С. Дружининой за исторический сериал «Тайны дворцовых переворотов», в его репертуаре, помимо православной богослужебной музыки, произведения различных стилей и эпох, в том числе канты, колядки, русские военные и исторические песни, грузинские, македонские песнопения, старинные вальсы, застольные песни. Хор работал со многими известными деятелями искусства - И.К. Архиповой, Б.В. Штоколовым, А.Ф. Ведерниковым, И.Д. Кобзоном, Ю.М. Соломиным и другими. Дискография хора составляет десятки звуковых альбомов.
Г. Сафронов построил концерт как просветительский, рассказывая слушателям о репертуаре, давая пояснительные комментарии. В самом начале концерта в ХАТОБе он подчеркнул, что основной посыл нынешней украинской гастроли двуедин: посвящен Пасхе Христовой и 65-летию Великой Победы. Это объединение логично - ведь речь в обоих случаях идет действительно о победе, великой победе Духа и Правды.
Двухчасовой музыкальный вечер из двух отделений оказался тематически разбитым на несколько блоков. Поскольку основную миссию своих выступлений на сцене коллектив видит в знакомстве публики с образцами русской церковной и народной культуры XV-XXI веков, древнерусские песнопения исполняются хором как бы на одном дыхании. Такая манера (непрерывно длящийся звук) пришла в Россию из Византии, считается одной из самых сложных в певческом искусстве и носит название московской школы. Артисты хора вышли на харьковскую сцену в белых монастырских концертных облачениях.
Начав с тропаря Пасхи «Христос Воскресе» из богослужения Данилова монастыря (на греческом, латинском, церковнославянском языках), хор исполнил сочинения П. Чеснокова «Воскресение Христово видевше», затем гармонизацию пасхальной стихиры - из репертуара прославленного Донского казачьего хора под управлением Сергея Жарова и прокимен «Кто Бог велий», в котором возглашал заслуженный артист России Владимир Обухов, один из солистов коллектива.
Затем были исполнены образцы западноевропейской музыки: «Ave Verum Corpus» («Радуйся, истинное тело, рожденное от Марии Девы») Моцарта, а также любимое произведение Патриарха Алексия II (как подчеркнул Г. Сафронов) «Ave Мaria» Шуберта, где солировал лауреат международных конкурсов Юрий Барков, особо отмеченный харьковской взыскательной публикой.
Надо сказать, что выходы солистов оставили сильное впечатление - будь то бас Обухов или более высокие тембры (Барков, Денисов и другие). Высочайшая певческая культура, профессионализм и характер дарования солистов, да и всех членов коллектива Свято-Данилового хора, создает впечатление, что голоса истекают словно из их сердец. Красота, благородство и проникновенность, без давления на зрителя и намеренной демонстрации вокальных данных, отличают и высокие, и низкие голоса хора.
Прозвучала и «Покаянная молитва о Руси», в которой промыслительны слова, написанные Христофором Гроздовым на известную музыку П.И. Чайковского незадолго до трагических событий 1917 г.: «Боже, спаси родную Русь, Боже, прости ее, Боже, храни ее».
Особо тронуло зал исполнение гимна славянским народам «Братья славяне» - на малороссийскую мелодию, обработанную П. Чесноковым, со вдохновенными словами С. Миропольского: «Буря промчится, вновь засияет яркое солнце славянства!».
Денис Новиков солировал в тропаре Пасхи Сергия Гребенщикова.
Дальше регент Сафонов представил публике произведения из программы хора, носящей название «Музыка, овеянная славой». Эти сочинения оказались действенно духоподъемными для слушателей. Что немудрено, ведь в прозвучавшем «Марше Преображенского полка» есть такие слова:
Знают турки нас и шведы,
И про нас известен свет.
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет.
...
Славны были наши деды,
Помнят их и швед и лях,
И парил орел победы
На Полтавских на полях.
На словах «так пойдем вперед мы славно - грудью первый русский полк» харьковский зал начал подпевать, и это стало каким-то эмоционально «переломным» моментом концерта, потому что дальше дух единенья поющих на сцене и в зале только рос.
Эмоциональный «удар» был сразу развит исполнением неофициального русского национального гимна конца XVIII - начала XIX столетия, написанного в 1791 г. Осипом Козловским на стихи Гаврилы Державина «Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый Росс! Звучной славой украшайся, Магомета ты потрёс!». Поводом к созданию гимна явилось взятие русскими войсками под командованием А.В. Суворова османской крепости Измаил в ходе Второй турецкой войны, однако, судя по реакции харьковского зала, слова державинского сочинения совсем не утратили свежести и спустя два столетия. Особенно актуализованные, подчеркнем, в юбилейную годовщину Великой Победы.
Народные песни в исполнении хора Свято-Данилова монастыря стали подлинными откровениями для харьковских слушателей. Г. Сафронов несколько раз в течение вечера подчеркнул свой пиетет и преемственность, которую его коллектив ведет от знаменитого хора С. Жарова, выпускника синодального училища, который в течение 65-ти лет деятельности за рубежом собирал и прославлял донские казачьи песни. Даниловцы начали казачью тему с малоизвестной песни времен Первой мировой войны «По горам Карпатским метелица вьется», посвященной Брусиловскому прорыву:
...Проклятый германец на нас наступает,
На нашу державу и крест золотой.
Он хотел, германец, чтоб наши казаки
К ихнему престолу служить перешли.
Но наши казаки крепко поклялися -
К ихнему престолу служить не пошли.
Закипела битва, битва беспощадна,
полилась рекою горячая кровь.
Эта песня лишний раз напомнила, что в Карпатских горах за исконные интересы Отечества издавна проливали свою кровушку служивые Большой России.
Проникновенно, с солистом Денисом Денисовым, был исполнен «Сон Степана Разина», известный по первой строке «Ой, то не вечер, то не вечер». С включением заупокойной молитвы (соло, за диакона, В. Обухов) прозвучала в стиле жаровского хора казачья «Любо, братцы, любо».
Очень сердечно хористы преподнесли три украинских народных песни - «Бандура» (в обработке В. Савельева), с солистами Обуховым и Добреньковым; в песне «Мiсяць на небi» (в обработке Т. Мудрака) солировали Денисов и Барков, а завершилась украинская тема одним из пронзительнейших лирических, грустных хитов «Ой, чий то кiнь стоїть».
В воспоминание о песенных шедеврах Великой Отечественной войны были исполнены «В землянке» (солист Д. Савинов) и «Темная ночь» (солист - баритон Ю. Барков).
Кто-то из комментаторов однажды заметил, что публика аплодирует хору Свято-Данилова монастыря «не руками, а крыльями». Похоже, харьковский вечер не стал исключением.
И когда в завершение концерта Г. Сафронов сам запел перед стоя аплодировавшим залом «Как ныне сбирается вещий Олег», то припев «Так за Царя, за Родину, за Веру!» с ним пели уже все. Громогласно звучало в завершение каждого припева троекратное «ура» - венчавшее единство певчих и слушателей зала.
Несомненно, деятельность хора Свято-Данилова монастыря несет не только эстетическую, просветительскую, изыскательскую, но и духовно-объединительную миссию. Это своего рода послание, обращающее нас к своим единым духовным истокам.