Как известно, за девять лет присутствия в Кабуле сил международной антитеррористической коалиции производство афганского опиума возросло в 40 раз! Похоже, натовцам, как лидерам международной коалиции, безразлична высокая смертность от героина не только в нашей стране, но и в государствах Евросоюза, постсоветских республиках, поставляющих свое «пушечное мясо» для укрепления позиций НАТО (читай – Пентагона) на территории Центральной Азии. Полтора миллиона жителей Старого Света сидят на кабульской игле, полмиллиона лечится, а 7,5 тысяч ежегодно уходят из жизни.
Доводы натовских генералов и политиков напоминают жесты людей, отгоняющих от себя назойливых мух: 1) такой шаг лишит афганских крестьян средств к существованию; 2) Кремль и сам в состоянии сделать больше для содействия борьбе против наркоторговли в Афганистане; 3) Россия может создать собственную коалицию по борьбе с производством наркотиков в Афганистане.
А ведь ещё не так давно наши партнёры по борьбе с международным терроризмом и наркотиками находили иные, более изящные и обтекаемые слова и аргументы. Нынче же на расширенном заседании Совета Россия-НАТО даже не считают нужным что-то галантное для русских придумывать.
Это надо же, какая трогательная забота о средствах к существованию простого населения Афганистана, посаженного международной коалицией за прошедшие девять лет на иглу массовой культивации опийного мака!
Особенно на фоне жестких операций США против наркокартелей в Колумбии, откуда кокаиновый порошок обильно сыпался в ноздри американского населения. Там, в Боготе, ликвидируя плантации кустарника коки, Вашингтон не проявлял беспокойства - а что же за обеденным столом предложит поесть своим детям крестьянин, чьё наркополе янки уничтожили химикатами? И куда исчезала высокая "гуманность" американцев, когда они в 1989 году провели операцию JustCause(Правое дело) против панамского диктатора генерала Мануэля Норьеги? Как отмечают эксперты, в итоге военные потери с панамской стороны были близки к 5 тысячам человек, 25 тысяч простых людей остались без крова. Общий экономический ущерб оценивался в 2 млрд. долл. Или вспомним бескомпромиссную ликвидацию Пентагоном и ЦРУ в 1993 году главаря Медельинского наркокартеля Пабло Эскобара, объявившего наркотеррор населению США?
Понятное дело, и Колумбия, и Панама, а в целом - вся Латинская Америка - территория национальных интересов Вашингтона, их «подбрюшье», и Дядя Сэм за свою безопасность горло любому панамцу или колумбийцу перережет. А из Афганистана до Вашингтона потоки героина не доходят, оседают в России и Евросоюзе, исходя из этих соображений, на всю Евразию ему глубоко наплевать.
Афганистан, как государство Центральной Азии, для нас территориально не менее близок, чем Панама или Колумбия для США. Только вот российских войск и военных баз в Панаме и Колумбии нет, а в нашем постсоветском «подбрюшье» - Киргизии, Узбекистане и на подступах к ним - Афганистане, американцы плотно окопались.
И всё же указанный фактор – не ключевой, потому что, когда надо, спецслужбы США со спокойной совестью ставят наркоэксперименты и над собственным населением. Достаточно вспомнить их ЛСД-операцию «МК-Ультра» и другие. Поэтому, чтобы верно осознать столь недвусмысленный ответ НАТО в адрес главы ФСКН России Виктора Иванова, потребуется взглянуть на афганскую тему шире.
Во-первых, 17 марта Парижский клуб кредиторов принял решение о списании всего внешнего долга Афганистану. Общая его сумма равна 2,1 млрд. долл., из них немногим больше миллиарда Афганистан должен Парижскому клубу. Президенту Хамиду Карзаю дали понять, что международная игра по правилам двойных стандартов для Кабула допустима. Это обстоятельство развязало руки главе Афганистана, и, надо отдать его восточной хитрости должное, он этим умело пользуется: то заигрывает под мрачные взгляды Тель-Авива с руководством Ирана, то соглашается на китайские инвестиции и вместе с афганскими толстосумами летит в Пекин, то сочувствует Пакистану на предмет проиндийского и произраильского лобби в Вашингтоне, но одновременно, уже под одобрительное урчание своих опекунов, отклоняет предложение командующего пакистанской армией генерала А. Кияни о помощи в обучении личного состава афганской армии и полиции… На днях побывал в Кабуле глава Америки Барак Обама. Президент Афганистана озвучил ему свои верноподданные заверения, только вот героиновый воз там же, где и был, и после убытия президента США восвояси.
Во-вторых, как сообщают зарубежные СМИ, параллельно этим событиям госсекретарь Хиллари Клинтон и министр обороны Роберт Гейтс запросили у конгресса дополнительно 37,5 миллиарда долларов – для финансирования военных и гражданских операций в Афганистане, Пакистане и Ираке. На долю Пентагона в этом запросе приходится 33 миллиарда долларов. А чуть раньше, 10 марта, палата представителей Конгресса США подавляющим большинством голосов отвергла проект резолюции с требованием незамедлительно начать вывод американских войск из Афганистана. Не станет неожиданностью, если накануне намеченного на 2011 год вывода войск из Афганистана этим планам сбыться не придется по той же причине.
Неслучайно и многократные заявления руководителей оккупационных сил наладить поточную профессиональную подготовку местных сил безопасности так и остались неисполненными. В афганских военно-учебных заведениях и в 2001 году, и сегодня по-прежнему не хватает большого числа преподавателей и инструкторов, включая представителей НАТО: из 2 325 должностей более 800 остаются вакантными.
В-третьих, что не менее показательно, в Вашингтоне определенные политические круги вдруг начали убеждать общественность и денежных тузов в необходимости развязывания широкомасштабной антироссийской кампании.
Эта информационная война должна обеспечить внешнеполитические интересы Америки в тех регионах мира, где янки начинают испытывать неприятные для себя следствия роста политического авторитета Москвы на международной арене.
Особой критике подвергнутся мировоззренческие и экономические основы так называемой «перезагрузки». Основной расчет американскими противниками партнерства Барака Обамы и Дмитрия Медведева делается на создание таинственной аналитической структуры, которая, по их замыслу, будет тесно сотрудничать со спецслужбами. Итогом этой напористой акции должна стать верность Западу «новых союзников в Центральной и Восточной Европе, а также на Украине и в Грузии с тем, чтобы они… не сползали обратно в зону влияния России, - а это действительная и явная угроза». В указанных целях антриобамовцы начнут, если уже не приступили, к поиску союзников их идеям не только в США и государствах-сателлитах, но и в самой России. Благо, в годы правления Бориса Ельцина небескорыстную поддержку ему и его окружению оказывали многочисленные консультанты из разведслужб государств-членов НАТО, и, надо полагать, пятая колонна из «спящей агентуры» ими успешно была сформирована ещё в 1990-е годы.
Так что мировое сообщество имеет дело с подготовленным и спланированным боевым походом НАТО, как вооруженного авангарда западных ТНК, нацеленном на освоение азиатских, включая Кавказ-Закавказье, земель, богатых сырьевыми ресурсами. Не видеть и не понимать данного факта уже невозможно. Хозяевам Североатлантического блока мало стран Персидского залива, где США десятилетиями обеспечивали для себя безопасность нефтяных запасов, ради чего оккупировали Афганистан и Ирак. На очереди – постсоветская и российская Азия. Как здесь не вспомнить сетования авторитетной в американских политических салонах дамы о несправедливости принадлежности Сибири одной стране - России. А попробуй, заикнись о принадлежности всему человечеству, а не только одним американцам, Великих озер, вот бы крику-то было!
В силу кратко перечисленных выше причин натовцы и дали циничный отлуп российским политическим инициативам, вполне здравым на фоне вздыбившейся, подобно цунами, афганской наркопроблемы.
И последнее замечание. К сожалению, в документах стратегического планирования, подготовленных в нашей стране за последнее время, тема наркотиков, доставляемых в российское общество извне, не приобрела отдельного звучания.
В Концепции внешней политики Российской Федерации (12.07.2008) слова наркотрафик, незаконный оборот наркотиков в перечне новых угроз присутствуют, но пропагандируемая документом методика "сетевой дипломатии" в случае с афганским героином отчего-то не срабатывает. Хотя нейтрализация наркоугрозы, исходящей с территории Афганистана, утверждена в Концепции первостепенной задачей. Правда, разрешить эту задачу фразами-призывами типа «требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления», как обнаруживает практика, не удается. Наивно надеяться и на выстраивание отношений с НАТО "с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права…" и т.д.
Военная доктрина Российской Федерации (05.02.2010), более смелый и глубокий, всё же, документ, международный терроризм упоминает, но наркоагрессия извне, к сожалению, статуса оружия массового поражения в нём не приобрела.
Может быть, поэтому в п. 15 названной доктрины, в списке ожидаемых военных действий с применением высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники, наркотики своего места не нашли. А если было бы иначе, тогда относительно экспансии афганского героина, а равно путей и каналов наркотиков из других внешних географических точек, было бы уместно применение пункта 20 Военной доктрины: «Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности…».
Есть претензии и к содержанию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (12.05.2009). Тема наркоугрозы в ней наличествует, но вот ключевой химический компонент производства наркопрепаратов – прекурсоры наркотиков (например, ацетон, серная кислота, перманганат калия, всего их в списке около трех десятков) – не упоминается. Между тем, если проследить, сколько из России и через Россию прямыми и окольными путями десятки тысяч тонн прекурсоров в Афганистан поступает ежегодно (без них фабричное производство героина исключается), то выходит, что одной рукой пожар тушим, а другой в огонь бензин подливаем. Плюс к тому густая коррупция и двурушничество, окружающие контрабанду наркотиков в Россию и сквозь нее. Иначе бы ежегодные 70-75 тонн героина в стране не оседали, как, впрочем, 175 тонн в странах Евросоюза.
Так что бесполезны добродушные призывы своим геополитическим конкурентам о светских правилах поведения в мире нарастающего прагматизма.
В этой связи определенные политические ожидания возлагаются на документ стратегического планирования, разрабатываемый в настоящее время ФСКН, взамен полностью и успешно реализованной их предшественниками Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 1993 года.
Калачев Борис Федорович – кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин факультета экономики и права Московского имени ордена Дружбы народов государственного лингвистического университета, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации.
http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/opiumnaja_vojna_prodolzhajetsa_2010-03-31.htm