Некоторое время назад в интернете было опубликовано письмо Вали Перовой, сбежавшей из приюта в Боголюбовском монастыре (Владимирская область). Проблема обсуждалась в среду в Общественной палате. В Боголюбове побывало несколько комиссий.
- Проверка еще продолжается, - осторожно отметил представитель прокуратуры Николай Яковлев. - Но утверждения Вали Перовой о том, что в монастыре ее держали на хлебе и воде в закрытом помещении, подтверждения пока не находят.
- Для меня очевидно, что никакого тюремного содержания детей не было, были вполне корректные правила дисциплины, - сообщил глава отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он призвал не допустить "сворачивания деятельности негосударственных приютов из-за этой ситуации".
Но, похоже, общественники и чиновники настроены иначе. По их мнению, никакого приюта в монастыре не было, а в качестве опекуна была оформлена одна из монахинь (распространенная форма существования детских приютов). Алла Дзугаева считает, что "это не опека: "Опекун должен сам осуществлять воспитание детей, а в монастыре этим занимались иные лица, в частности воспитатели".
Степень участия монахинь в воспитании подопечных - вопрос спорный. Ведь и обычные дети не находятся все время рядом с родителями: они ходят в садики, школы, сидят с бабушками.
Эксперты опасаются, что принятие стандарта для негосударственных приютов может привести к их ликвидации. Здания возводились не по типовым проектам, и если к помещениям будут предъявлены единые требования, то перестроить их быстро, тем более с учетом сокращения пожертвований в условиях кризиса, монастыри и приходы не смогут. Проблемы могут возникнуть, если потребуется наем квалифицированного персонала, допустим, воспитателей с педагогическим образованием. Где их взять в сельской местности? Отметим, что в результате недавнего ужесточения правил передачи сирот под опеку выяснилось, что не только деревенские дома бабушек и дедушек признаются неподходящими, но и хрущевки (они не соответствуют нынешним строительным нормам и правилам).
- Есть опасность закрытия любого учреждения с помощью мелочных проверок. Поэтому важно совместно обсудить проект документа, - заявил в среду "Известиям" отец Всеволод Чаплин. - Стандарты огромных казенных детдомов не подходят для негосударственных. Наши приюты приближены к семье, а не к казарме.
Он также считает, что оформление опеки на монахинь вызвано сложностями регистрации приютов.
Два года назад "Известия" писали о попытках властей закрыть православный приют "Никита" в Подмосковье и другие богоугодные заведения. Тогда чиновники тоже говорили, что приюты не зарегистрированы, в помещениях - вполне уютных и добротных - не хватает "ногомоек", а монахини-опекуны не имеют права жить с детьми в обители, а только в квартире, по месту регистрации. "Никиту" тогда удалось отстоять. Но теперь, получается, судьба детских православных приютов вновь висит на волоске.
http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3134249/?print