Это многотомное издание - проект фонда "Память мучеников и исповедников российских XX века". Первый том был издан в 2005 году, сегодня выпущено в свет уже шесть томов. В этой серии публикуются жития всех новомучеников и исповедников Российских, канонизированных Русской Православной Церковью, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским).
Значительная часть жизнеописаний публикуется впервые, материалы остальных дополнены и уточнены. Основой для исследования подвига новомучеников послужили архивно-следственные дела. Поскольку написаны они были по большей части безграмотно, для публикации цитируемые тексты были приведены в соответствие с нормами литературного русского языка и правилами современной грамматики. Опечатки, содержащиеся в документах, исправлены; недописанные слова и сокращения раскрыты. Публикации составлены в результате комплексного изучения документов, хранящихся в государственных архивах России.
Жития систематизированы по принципу "Четий-Миней", то есть расположены в порядке празднования дней памяти этих святых Церковью. Каждый том посвящен одному календарному месяцу. Таким образом, запланирован выход двенадцати томов. Жития новомучеников, у которых нет определенного дня памяти, помещены в первом томе серии - январской книге, так как их память совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, или в ближайшее воскресенье после этого дня. Жития иллюстрированы фотографиями и иконами святых.
Одна из глав шестого тома посвящена священномученику Гермогену (Долганеву), епископу Тобольскому и Сибирскому. Его имя неразрывно связано с историей Саратовской епархии. 14 января 1901 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась хиротония архимандрита Гермогена во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а 21 марта 1903 года Преосвященный Гермоген был назначен епископом Саратовским и Царицынским.
"Став правящим архиереем, Епископ Гермоген сразу же заявил свою программу: "Трудиться, трудиться и трудиться на благо паствы, в союзе мира и любви, в послушании власти, при полном единении сил и единодушном стремлении соработников принести пользу тем, для кого назначаются работы". <...>
Службы Преосвященнейшего Гермогена, строго уставные и всегда сопровождавшиеся поучениями, производили огромное впечатление: многие плакали от умиления и духовной радости - так благоговейно и трепетно молился владыка в алтаре перед престолом Божиим. <...>
Ввиду усиления в Саратовской епархии борьбы старообрядцев, сектантов и безбожников с православной Церковью, владыка особое внимание уделял миссионерской деятельности. Получение диаконского или священнического места в епархии Преосвященнейший обусловил обязательством со стороны получающего место изучить старообрядчество и сектантство, вести миссионерские беседы и быть в действительности миссионером - благочинническим, окружным, уездным или епархиальным. С целью борьбы с сектантством и насаждения православного учения, во всех городах и селах по благословению владыки стали устраиваться внебогослужебные пастырские беседы. В Саратове под руководством епископа проводились беседы во все воскресные и праздничные дни. Эти беседы предварялись кратким молебном, чередовались духовными песнопениями в исполнении архиерейского хора и оканчивались пением всех присутствующих. Беседы привлекали такую массу слушателей, что бывали дни, когда огромный зал музыкального училища, где они проходили, не мог вместить всех желающих.
Кроме того, по благословению владыки велись особые беседы со старообрядцами и сектантами в Покровской церковно-приходской школе, а также в учрежденных им столовых духовно-просветительского отдела Братства Святого Креста. Как богослужения церковные, так и внебогослужебные собеседования всегда доканчивались раздачей народу листков и брошюр религиозно-нравственного содержания. Печатному слову епископ придавал особое значение в борьбе с врагами Церкви. В противовес литературе отрицательной, безбожной, противоцерковной, в миллионах экземплярах брошюр и листков распространяемой среди народа врагами Церкви и государства, владыка раздавал литературу положительную и обличительную. С этой целью он преобразовал и расширил епархиальный печатный орган - "Саратовский духовный вестник" и учредил еженедельный "Братский листок"; еженедельные печатные издания по его благословению и при его поддержке появились в Балашове, Камышине и Царицыне. <...>
Епископу Гермогену не раз приходилось отстаивать интересы православных крестьян вверенной ему епархии перед местными властями и земством. <...> Владыка писал об одном из таких случаев: "Общество крестьян села Широкое Саратовского уезда... приняло постановление: "существующую земскую школу закрыть и просить Преосвященнейшего Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, принять эту школу в духовное ведомство и обратить ее в церковно-приходскую двуклассную".
Широкинское общество убедилось в крайне неудовлетворительных успехах и в низкой степени религиозно-нравственного воспитания своих детей из таковых фактов: учительница содержимой земством школы разъезжала по митингам, делом своим не занималась, сама в храм Божий не ходила и детей в него не водила. Саратовская же уездная земская управа не только на это не обращала внимания, но, несмотря на неоднократные жалобы крестьян сей управе, в школьном деле всячески противодействовала Широкинскому обществу. После митингов начались в селе Широком пожары: сгорел двор священника, сгорели хутора села Широкого. Между жителями начались раздоры... Осведомившись от самих крестьян-уполномоченных о ненормальном течении жизни в селе Широком... я счел за нужное... удовлетворить их желание и просьбу: открыть в их общественном здании вместо земской школы школу церковно-приходскую...".
Примечательно, что на этом история с широкинской школой не закончилась: Саратовское губернское присутствие в 1910 году постановило отобрать школу у духовного ведомства и снова превратить ее в земскую, и епископ Гермоген в начале 1911 года для решения этого вопроса вынужден был обратиться к Императору...
О саратовском периоде в биографии священномученика рассказано достаточно подробно. Эти страницы читаются с особым чувством - тем более что в тексте немало указаний на то, где происходили те или иные события: музыкальное училище (ныне консерватория), церковь-часовня во имя иконы Пресвятой Богородицы "В скорбях и печалях утешение" при архиерейском доме (ныне Архиерейское подворье- храм во честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"), Покровская церковно-приходская школа (ныне средняя школа N 30 города Саратова) и др. Упоминания о подлинных событиях восстанавливают предгрозовую атмосферу тех лет:
"Во время крестного хода на Волгу 6 января 1910 года, в праздник Богоявления Господня, когда сонм священнослужителей во главе с епископом Гермогеном в окружении множества православных мирян шел по направлению к Волге, саратовская молодежь стояла по сторонам, уперев руки в бока, в шапках, и с папиросами, плевала шелухой семечек и смеялась каким-то демоническим смехом над непонятным для нее христианским торжеством".
До ссылки епископа Гермогена в Жировицкий монастырь оставалось два года, до назначения на Тобольскую кафедру - семь лет, до мученической кончины - восемь.
"Да будет вам известно, что для меня все равно, где я буду жить, в Саратове или Сибири, но знайте, я никогда не перестану защищать истину и канонические основы Православной Церкви",- такие слова были произнесены Владыкой Гермогеном после получения известия о его увольнении от присутствия в Святейшем Синоде. Этим словам он остался верен до последней секунды своей земной жизни, которая закончилась 15 июня 1918 года в водах сибирской реки. Честные останки священномученика Гермогена были вынесены на берег реки и обретены 3 июля того же года. С 2005 года они покоятся в Покровском храме Тобольского кремля.
Газета "Православная вера" N 16 (396) за 2009 г.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7228&Itemid=3