Последний фильм режиссёра Дэнни Бойла — оскароносная криминальная мелодрама «Миллионер из трущоб» — видится мне чем-то вроде лакмусовой бумажки. Для одних история простого индийского паренька, волей судьбы становящегося национальным героем и обладателем колоссального состояния, — нечто пошлое и предсказуемое, для других — трогательный и захватывающий воображение рассказ о чуде.
Джамаль Малик, попав на телевизионную игру «Кто хочет стать миллионером?», неожиданно для всех безошибочно отвечает на все вопросы ведущего. Подозревая паренька в мошенничестве, ведущий сдаёт его в полицию.
Успех настораживает. Нам, зрителям, мировое торжество этой картины подозрительно так же, как полиции подозрителен главный герой, слишком легко отвечающий на все вопросы шоу. Всепроникающая ирония научила нас всегда задумываться: кто за это платит и кому это нужно? Если копать глубоко, то «Миллионера из трущоб» легко заподозрить в защите ислама только потому, что главные герои — братья Малик — мусульмане по рождению, рано теряют мать, погибшую во время погрома от рук индуистов. Но разве это верно? Ведь, с другой стороны, мы увидим, что не Джамаль, который скоро выиграет миллионы, а именно его брат, пошедший по кривой дорожке преступлений, перед новым «делом» будет молиться Аллаху.
Разгадка, пожалуй, проще, и правы не те, кто ищет подвоха, а те, кто готов поверить сказке и порадоваться за другого, кем бы он ни был — «лопоухим губошлёпом», миллионером или удачливым разносчиком чая.
Внимательный зритель с первых же кадров «Миллионера» вспомнит о других ребятишках из трущоб — о подростковых бандах «Города Бога» (2002), а памятливый читатель, разумеется, помянёт Диккенса. Но общего у этих историй не так уж и много. «Миллионер из трущоб» — всё-таки не социальная, а развлекательная картина, в которой всё строится по закону мелодрамы. Это значит, что зло наказывается, а добро торжествует здесь и сейчас, в рамках экранного времени.
На поверхности картины — самые простые вещи, на которые эмоционально отзывается любой человек. Можно пожурить режиссёра за то, что он строит картинку из таких простых кирпичей: это неожиданная удача, всепобеждающая любовь, торжество справедливости, — а можно похвалить его за удачное их сочетание. Можно было бы сказать: «Да это просто исполнение американской мечты, история обогащения». Но это не так. Потому что каждый из нас узнает в Джамале Малике Иванушку-дурачка и поймёт, что главный герой этой сказки — не доллар и банковский чек, а человек.
Напоследок хотелось бы сказать, что львиная доля успеха этого фильма, безусловно, принадлежит очень удачному саундтреку. Именно эта динамичная и современная музыка превращает незамысловатую, в общем-то, картинку в нечто большее. И в этом — своя правда, ведь говорить об Индии в кино без музыки просто невозможно. Не так ли?
http://otrok-ua.ru/sections/art/show/millioner_iz_trushchob.html