Кризис похоронит мир "вещей-однодневок?"

Мировой экономический кризис 
0
411
Время на чтение 3 минуты

Если у кризиса и есть какие-то положительные последствия, то, возможно, одним из них станет отказ от идеологии бесконечного потребления «одноразовых вещей». Современный человек окружен множеством предметов, которые, во-первых, не нужны - а скорее обладание ими навязано рекламой, во-вторых, крайне недолговечны и быстро выходят из строя. Причем это второе их качество вовсе не случайно - долговечность не только не входит в планы производителей, она вредна - поскольку если вещь не сломается и не устареет, потребители не купят новую. В последние годы скорость морального устаревания вещей стала просто фантастической. Не успели потребители освоить функции своего нового мобильного телефона - а он уже не поддерживает работу с какими-то новыми функциями, не совмещается с последними техническими новинками. Вроде бы и работает, а уже нужно приобрести новый. Не успели модницы обновить гардероб, как оказывается, что эти туфли, платья и брюки уже неактуальны. С космической скоростью входят и выходят из моды телепередачи, рестораны, книги. Новые автомобили, новые цифровые гаджеты, новые духи, а если и не новые - то хотя бы с новой рекламой, новой упаковкой, новой формой корпуса или флакона. Многие дома, построенные пятьдесят и даже сто пятьдесят лет назад - стоят, а иным новостройкам капремонт нужен еще до ввода в эксплуатацию. Ничего более на планируется «на века».

По-настоящему надежные и долговечные вещи стали элитарными, доступными только сверхбогатым людям. Это старинная недвижимость, предметы антиквариата, часы. Например, недавняя рекламная компания одной известной марки дорогих швейцарских часов выглядит так: на каждом постере изображен отец и сын, отцы - уже взрослые мужчины, сыновья - подростки или совсем молодые люди. Рекламный слоган звучит так - «Вы никогда не становитесь владельцем этих часов. Вы просто бережете их для следующего поколения». Для элиты долговечность и высокое качество были и по-прежнему остаются важнейшими атрибутами окружающих их предметов. Для рядовых потребителей идеология абсолютно противоположна - поскольку подлинное качество слишком дорого, в качестве его компенсации преподносится «новизна». Дешево, но модно и современно.

Тоска по «вечным ценностям» выражается в туристических вояжах - вырвавшись из урбанистического бега в колесе, люди стремятся хотя бы отпуск провести в местах, где сохранилась старая архитектура, национальная кухня и колорит, хотят попасть в гостиницу с аутентичной старой мебелью. Даже в больших городах большинство кафе и ресторанов эксплуатирует тему старины - псевдодеревенская деревянная мебель, псвдосредневековые каменные своды, или хоть какая-нибудь «псевдоевропейскость а-ля XIX век». Если у человека в доме остались какие-то по-настоящему старые работающие вещи, это предмет для гордости, будь то зажигалка или пусть и не нужная, но исправная швейная машина «Зингер». Девушки могут удивить подруг какой-нибудь винтажной брошкой или шарфиком, сохранившимися от прабабушки. В этом восхищении стариной чувствуется усталость от безликих «пластиковых» предметов, окружающих нас в современной жизни.

Речь не идет о том, чтобы остановить прогресс - человек всегда стремился окружить себя более функциональными и удобными предметами. Вопрос, куда направлен этот прогресс - на изобретение нового медицинского оборудования, новых экономичных двигателей, новых вещей, облегчивших бы повседневную жизнь старикам и инвалидам, или на производство цифровых «игрушек», пластиковый корпус которых треснет уже через неделю, обуви, у которой через сезон отвалится каблук или ее выкинут за «немодность», на толстый глянцевый журнал, который сразу после прочтения отправится в урну.

Еще до кризиса раздавались призывы к экологизации потребления - разумному сокращению потребления и возврату к вещам длительного пользования, как со стороны «зеленых», так и со стороны левых движений. Не так давно один из активистов этого направления Сол Гриффит (Saul Griffith) призвал производителей различной техники полностью пересмотреть свое отношение к самой концепции выпускаемых товаров, чтобы резко снизить выбросы парниковых газов по всему миру. В частности, он предложил перейти от «одноразовой техники», которую приходится менять через каждые несколько месяцев или лет, к технике, которую можно передавать по наследству. «Необходимо поставить вопрос социального переустройства экономики, заново определить стили потребления, основанные на качестве и долговечности товаров, т. е. отказаться от потребительского индивидуалистического дегуманизирующего безумия: потреблять, чтобы жить, а не жить, чтобы потреблять», - говорит Хорхе Бейнштейн, доктор государственного управления и экономических наук Университета Безансона (Франция), автор книги «Хроника упадка. Мировой капитализм 1999-2009».

Оппоненты этой точки зрения утверждают, что любое продление срока жизни потребительских товаров ведет к неизбежному падению уровня потребления, а именно потребление движет современную экономику. Но как ни странно, несмотря на перепроизводство «ненужных вещей», множество интересных и способных качественно улучшить жизнь людей товаров и технологий не получает массового распространения, потому что при нынешних экономических схемах это невыгодно. Поэтому вопрос не в том, чтобы перестать производить новые товары, а в том, чтобы производить то, что действительно нужно людям, а не навязано рекламой.

http://www.win.ru/europe/2039.phtml

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Маринэ Восканян
Все статьи Маринэ Восканян
Мировой экономический кризис
«Техническая стагнация» экономики по Грефу: прозревшие
О Восточном экономическом форуме
05.09.2025
Роль религиозных институтов в строительстве и сохранении европейских наций
Центр общественной жизни переместится в Россию, Китай, Индию
05.09.2025
«Для Запада это был страшный удар»
ШОС утверждает новую модель мирового порядка в противовес неоколониальной политике Запада
04.09.2025
Проблема момента или вечности?
Победа России невозможна без внутренней трансформации
02.09.2025
Новые условия глобального управления
ШОС открывает новую страницу переустройства мира
02.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
14.09.2025 09:55
Резонансное убийство в США
Новый комментарий от Yurii
13.09.2025 22:10
Главная историческая задача Сталина
Новый комментарий от Константин В.
13.09.2025 20:46
В ожидании победной вести с небес
Новый комментарий от prot
13.09.2025 18:28
Россия на распутье
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.09.2025 14:40
Для повышения рождаемости нужны решительные шаги, без шума и популизма
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.09.2025 11:03
Павшие, но не забытые
Новый комментарий от Человек
13.09.2025 08:29