Отец великой семьи

0
445
Время на чтение 5 минут

В московском метро с прошлого Года семьи остались рекламные щиты с цитатами из западных мыслителей: "Любовь к Родине начинается с семьи", "Семья - один из шедевров природы"... Высказывания интересные, но ведь и в русской культуре были люди, которые понимали значение семьи, домашнего очага и неплохо формулировали свои мысли.

...Вот маленький храм - на пересечении Нового Арбата и Поварской. Он притулился у подножья бетонной высотки, и этот вид с советских времен украшает туристические открытки. Но спроси пробегающих мимо москвичей и гостей города, чем памятен этот храм для русской культуры - и ответом будет молчание.

А ведь именно здесь началась история семейства, ставшего олицетворением русской семьи - в храме преподобного Симеона Столпника 2 июня 1816 года обвенчались 25-летний сын оренбургского помещика коллежский секретарь Сергей Аксаков и 23-летняя дочь отставного суворовского генерал-майора Ольга Заплатина.

Почти два века спустя я стою

в этом древнем храме. Вспоминаю, что завтра Вселенская родительская суббота. Пишу в поминальной записке имена своих ушедших родных и друзей, а потом - всех Аксаковых: Сергий, Ольга, их дети Иоанн, Константин, Вера, Григорий, Ольга, Михаил, Надежда, Любовь, Анна, Мария, София.

В этом году есть особенный повод перечитать Сергея Тимофеевича Аксакова: он умер ровно 150 лет назад, 30 апреля 1859 года по старому стилю.

В дореволюционной России, - свидетельствует Василий Розанов, - стоило произнести имя Аксаковых - и "не найдется грамотного человека на Руси, который не отозвался бы: "Знаю - Аксаковы, - как же... Любили Русь, царей, веру русскую"".

Люди могли не читать "Семейную хронику", "Детские годы Багрова-внука", не слышать сказки "Аленький цветочек", но они знали, что старик Аксаков - отец великой семьи. И ключевым словом в оценке Аксаковых было слово "любили". "Знаю - Аксаковы, - как же... Любили...". Любили друг друга и свой дом. Без пафоса любили свой народ, трезво понимая все его слабости. Любили, как Сергей Тимофее-

вич, - наивно и хлопотливо. Любили, как старший сын Константин, - слепо, горячо, по-детски. И как Иван - требовательно, без иллюзий. По-хозяйски - как Григорий. Жертвенно - как Вера, которая писала в дневнике: "Один миг любви, и все недоступное, все ужасное и несовместимое, все становится близко и доступно... все ясно, светло и блаженно...".

И люди в большинстве своем отвечали Аксаковым добром. Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение. Что-то загадочное было в этом. Ведь в жизни Аксаковых не происходило ничего героического. Многодетность сама по себе не почиталась за подвиг. Мемуары же Сергея Тимофеевича, философские статьи Константина, стихи и публицистика Ивана были известны лишь небольшому кругу образованной публики.

Через несколько дней после смерти С. Т. Аксакова одна из московских газет написала: "Его поприще представляет какую-то странность, почти необъяснимую...". Такими странными и необъяснимыми Аксаковы остаются до сих пор. И самым необъясненным остается глава семьи Сергей Тимофеевич. О нем все слышали, его "Аленький цветочек" всеми любим, многие в школе читали какие-то отрывки из его книг о рыбалке и охоте, о детстве, но редко кто перечитывал их в зрелые годы.

Вот уже полтора века русскому читателю все как-то не до Аксакова. Он кажется слишком понятным, чтобы в него вчитываться. А с точки зрения сегодняшнего обывателя идеалы Аксакова выглядят ущербными: где тут место амбициям, успеху, богатству, славе? И что это за счастье - жить в семейной тиши?

Нет, не случайно Сергею Тимофеевичу Аксакову первому в мировой литературе удалось передать то, что философ и поэт Алексей Хомяков, друг семьи Аксаковых, называл теплом общего гнезда. В воссоздании словом повседневного семейного лада Аксаков был первым. Это уже потом, после Аксакова, будут и семейные главы "Войны и мира", и чеховская "Степь", и "Жизнь Арсеньева" И. Бунина, и "Лето Господне" И. Шмелева, и "Детство Никиты" А. Н. Толстого, и "Последний поклон" В. Астафьева...

И хотя не так уж много славы собрала аксаковская ветвь русской литературы, но когда хочется что-то перечитать, окунуться в детство, мы берем в руки именно эти книги. Навлекая на себя гнев модных колумнистов, скажу: нет в нашей классике ничего более актуального и насущного, чем аксаковская семейная сага ("Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука", "Наташа").

Главное, что за минувшие полтора века потеряла российская семья - статус малой церкви, неприступность последней крепости. В церковь, пусть и самую маленькую и неказистую, не принято вламываться в грязных сапожищах, с пошлыми прибаутками и руганью. А у нас через электронные СМИ блуд и брань без всяких помех со стороны государства вламываются в каждую семью и корежат ее изнутри. В результате краеугольные понятия - любовь, семья, муж, жена - духовно опустели для нас, стали в лучшем случае плоскими юридическими терминами, за которыми нет ничего священного. Сокровенные тихие слова затасканы крикливыми таблоидами до неузнаваемости.

В погоне за псевдоготической мистичностью мы стали глухи к подлинно таинственным явлениям отечественной культуры. А ведь разве не таинственно то обстоятельство, что и "Аленький цветочек", и "Семейная хроника", и "Детские годы Багрова-внука" созданы слепым человеком? Сергей Тимофеевич Аксаков к шестидесяти годам совершенно ослеп, и свои произведения он не писал, а рассказывал, диктовал близким. Чаще всего записывала отца старшая дочь Вера. Летом самой внимательной слушательницей была внучка Оля. Не случайно Сергей Тимофеевич именно ей и посвятил "Детские годы...".

Потеряв зрение, Сергей Тимофеевич обрел какое-то особенно полное и цельное видение мира. Он невольно доказал, что видеть сердцем - не один лишь романтический образ глубокой духовной жизни, но это и есть истинное видение мира. Для сердца нет преград, и взгляд Аксакова-художника не упирается в вещи, а охватывает всю картину: от коврика в детской до самого горизонта, от земли до неба, от раннего утра до позднего вечера, от первых дней детства до глубокой старости. Эта стереоскопичность зрения дает такую свежесть описаний, что на иных страницах кажется, что у тебя в руках первая в твоей жизни книга и ничего другого ты еще не читал. Один из первых читателей Аксакова так рассказывал о своих впечатлениях от книги: "Обрадованное сердце, долго черствевшее в холодном уединении, выходит будто из какого-то мрака на вольный свет, на Божий мир...".

В одном из писем Ивана Сергеевича Аксакова своей невесте, опасавшейся "пошлости" семейных будней, есть такие слова, будто и к нам обращенные: "Разве может опошлить человека ежедневная будничная жизнь, когда есть молитва, когда есть возможность читать Евангелие?..". И у нас есть эта возможность, но отчего же нам так трудно бывает выслушать близкого человека? Почему мы так часто не находим для ребенка тех слов, которые невзначай ронялись неграмотным дядькой Евсеичем и западали маленькому Сереже Багрову в душу на всю жизнь? "Соколик мой...".

Для того чтобы нам уцелеть как народу, придется жить по Аксакову. И как бы ни морщились некоторые от слов идеал, благочестие, как бы ни потешались над целомудрием, нам по жизненным показаниям придется дорожить этими понятиями.

Аксаковым еще будут зачитываться в метро и будут читать его вечером детям. В школах непременно будут уроки Аксакова, где старшеклассники станут не презервативы разглядывать, а получать представление о том, что такое атмосфера семьи, как она создается, какова тут роль отца и матери, что такое семейные традиции и как сохранить мир в доме. Мы выпустим Аксакова такими красивыми изданиями, что "Семейную хронику" будут дарить молодоженам сразу после венчания.

http://www.foma.ru/article/index.php?news=3510

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Геннадьевич Шеваров
Райские хутора Ярослава Шипова
Наш корреспондент рассказывает о лауреате Патриаршей литературной премии
19.05.2017
Он молится за вас
Подъезжая на электричке к Сергиеву Посаду, вспомните о монахе Лазаре
19.05.2017
Историк
250 лет назад родился Николай Карамзин
12.12.2016
Три яблока из Парижа
Школа, из которой вышла большая литература
16.03.2015
Юноша в белой рубашке
или возвращение Владимира Тимирёва
29.01.2010
Все статьи Дмитрий Геннадьевич Шеваров
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12