Райские хутора Ярослава Шипова

Наш корреспондент рассказывает о лауреате Патриаршей литературной премии

0
816
Время на чтение 6 минут
 Ничто так ясно не говорит нам о скоротечности жизни, как короткий рассказ хорошего писателя Священник Ярослав Шипов служит молебен в селе Верхне-Спасский Погост 20 июня 1993 года. Фото: Из личного архива Ярослава Шипова Священник Ярослав Шипов служит молебен в селе Верхне-Спасский Погост 20 июня 1993 года. Фото: Из личного архива Ярослава Шипова

Длинных рассказов у священника Ярослава Шипова нет - страничка, другая, третья и все. В начале рассказа герой еще в пеленках или отрок, а перелистаешь несколько страниц - он уже на закате лет оглядывается на пережитое.

Рассказы эти могут показаться приземленными: сюжеты их крепко привязаны к времени и месту. Девяностые годы, вологодская глубинка. Читатель, ожидающий от православного литератора душеполезного повествования о чудесах и святых, будет поначалу разочарован. В простых историях о плотниках и механизаторах, о речниках и летчиках, об охотниках и рыбаках нет ни ошеломляющих чудес, ни моральных назиданий.

Но дочитывая незаметно для себя книгу, читатель уже и не гадает о том, получил он духовную пользу или нет. Он чувствует внезапную радость от причастности к высокой таинственности той жизни простых людей, к которым в эту минуту читатель смиренно готов отнести и себя.

"Там все-таки что-то есть..." - говорят люди неверующие, но сомневающиеся в своем неверии, указывая в небо. "Здесь что-то есть..." - думает читатель рассказов Ярослава Шипова, вдруг по-новому вглядываясь в ту жизнь, что течет рядом.

Печаль и радость повседневности у нас сегодня в пренебрежении еще и потому, что наша литература разучилась говорить с людьми "за жизнь". Конечно, писателю уже не вернуть нашу безумно скачущую жизнь в те берега, в которых она текла у наших прадедов, но он может вернуть нам тот угол зрения, который позволяет смотреть на белый свет с вниманием и любовью.

Когда те, кто не читал прозы Ярослава Шипова, спрашивают меня, о чем его рассказы, я всегда затрудняюсь с ответом и говорю: "Да вроде о жизни..." Чувствуя убогость такого ответа, добавляю: "Ну и еще о чем-то важном..."

Почему же я не могу назвать это важное? Быть может, потому, что есть вещи, которые каждый угадывает душой по-своему, а назови это словами и станет досадно от своей приблизительности. Очень дорогое мне свойство рассказов Ярослава Шипова - в них есть улыбка. Смешных мест немного, но добрая усмешка бывалого человека светится почти на каждой странице.

Пересказывать рассказы отца Ярослава и легко, и трудно. Легко, потому что это всегда житейская история с ясным сюжетом, и, кажется, ты много раз слышал такие истории от попутчиков в поезде. Но невозможно пересказать авторскую интонацию, нельзя привести рассказанное к общему знаменателю моральной сентенции. Там, где другой рассказчик непременно бы подвел черту и с радостью поделился бы нравоучением, Шипов умолкает, даже намеком не склоняя читателя к прямолинейным выводам.

Новая книга рассказов Ярослава Шипова вышла московском издательстве "Никея".

Священник Ярослав Шипов, начинавший свое служение на деревенском приходе в бедственное и смутное время начала 1990-х, приземляет возвышенные рассуждения тех, кто умиляется неиссякаемому обилию героев и подвижников в нашей жизни. Обилие это, думается отцу Ярославу, происходит в нашем народе скорее не от богоизбранности, а от "чрезмерной горемычности жизненного пути", от неизбывной трагичности бытия, происходящей часто от нашей собственной безалаберности и безрассудности, а более всего - от хронической неспособности российской власти позаботиться о людях, ее избравших.

Впервые я встретил отца Ярослава четверть века назад, когда приехал в командировку в Тарногский район Вологодской области, где батюшка был настоятелем Преображенской церкви села Верхне-Спасский Погост. О его писательстве, о том, что до принятия сана Ярослав Алексеевич окончил Литературный институт и заведовал отделом прозы в крупнейшем столичном издательстве, я тогда ничего не знал.

Село Верхне-Спасский Погост отмечало тогда свое 600-летие. Юбилей решили отметить народным гуляньем. Опасаясь, что долгожданный культурный праздник может завершиться не очень культурно, районные власти попросили единственного на весь район священника отслужить молебен.

На помост, пахнущий смолистой сосновой доской и предназначенный для песен и плясок, взошел отец Ярослав в праздничном облачении. Мой коллега из районной газеты взял на изготовку фотоаппарат, я достал блокнот.

Батюшка поставил на журнальный столик маленький тазик с водой и положил кропило. Народ разместился на скамеечках вокруг сцены. Взрослые и дети, затаив дыхание, следили за приготовлениями: последнего священника в здешних краях видели в 1932 году.

- Ну что, братья и сестры, помолимся, - сказал отец Ярослав и приветливо оглядел собравшихся.

Мы напряженно молчали, не понимая, чего ждет от нас батюшка. Все, кому достались места на скамейках, сидели. Все, кому места не хватило, с любопытством ждали начала священнодействия.

Убедившись - и, очевидно, не в первый раз, - что люди утратили всякую память о том, как их предки благоговейно вставали на молитву, батюшка вздохнул: "Господи, благослови..."

Завершив свое одинокое молитвенное предстояние, священник сошел с помоста. Ему на смену высыпали девушки в ярких народных костюмах, с лентами в волосах. Грянула музыка, и сцена задрожала от веселой дроби каблучков. Автолавки развернули торговлю дефицитным тогда мылом, стиральным порошком и консервами. Солнце играло на реке.

Когда число подвыпивших и задиристых граждан стало бросаться в глаза, возникло опасение, что праздник вот-вот рискует увенчаться буйной самодеятельностью. Начальство недовольно косилось на священника, считая, что это его молитвы не обеспечили должной безопасности торжества.

И тут внезапно надвинулись тучи, хлынул дождь. Минут двадцать ливень охлаждал горячие головы. После этого, как ни в чем не бывало, выглянуло солнце, и праздник завершился в сумерках любовными песнями у реки.

Сейчас я вглядываюсь в старую фотографию, сделанную в тот июньский день 1993 года, - как полна была еще деревня, как много детей и молодых лиц. И как чисты, доверчивы эти лица...

У Ярослава Шипова есть рассказ "Райские хутора" - о том, как в заброшенной деревне остались лишь двое стариков. Оторванные от цивилизации, забытые людьми, дед и его вторая половинка жили на удивление счастливо, в ладу друг с другом и с природой. Кабаны и волки невольных отшельников не беспокоили. Лес кормил белыми грибами и клюквой. Отчего проистекало благоденствие, старики не ведали. И автор не раскрывает нам тайны, и мы благодарны ему за это.

"Когда я уходил из деревни, старики провожали меня до калитки и долго смотрели вслед - обернусь, а они все стоят и прощально машут руками..."

Прямая речь Фото: Сергей Куксин/ РГ

Вы родились в 1947 году, когда имя Ярослав было весьма редким. Почему вас так назвали? Родителей увлекала история Древней Руси?

Ярослав Шипов: Нет, тут другая история. Хотя тоже во многом героическая.

Мой отец Алексей Алексеевич Шипов встретил Великую Отечественную командиром пулеметной роты. Служил в газетах "На разгром врага" и "Красная звезда". Мама Анастасия Ивановна Вакурова работала в "Комсомольской правде". К тому времени у родителей было уже трое детей: два брата и сестра. Когда их отправили в эвакуацию в Сибирь на Иртыш, младший брат по дороге потерялся и только чудом потом нашелся.

В конце войны отца направили в партизанский отряд в Высокие Татры, в Чехословакию. В этом отряде были молоденькие ребята, жених с невестой - Ярослав и Милада. Однажды, когда партизаны на рассвете в тумане перебегали какое-то шоссе, немецкий патруль их заметил и открыл огонь. Среди тех, кто погиб, были Ярослав и Милада. И тогда оставшиеся в живых пообещали друг другу, что когда после Победы вернутся по домам и родятся дети, то назовут их, если парень, то Ярослав, а если дочка, то Милада. Вот так я стал Ярославом.

https://rg.ru/2017/05/18/iaroslav-shipov-stal-laureatom-patriarshej-literaturnoj-premii.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Геннадьевич Шеваров
Он молится за вас
Подъезжая на электричке к Сергиеву Посаду, вспомните о монахе Лазаре
19.05.2017
Историк
250 лет назад родился Николай Карамзин
12.12.2016
Три яблока из Парижа
Школа, из которой вышла большая литература
16.03.2015
Юноша в белой рубашке
или возвращение Владимира Тимирёва
29.01.2010
Все статьи Дмитрий Геннадьевич Шеваров
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08