Обретение мощей прп. Александра Свирского

Новости Москвы 
0
176
Время на чтение 10 минут

Преподобный Александр Свирский

Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.

Александр Свирский (Амос; 1448, с. Мандера, Обонежская пятина Новгородской земли - 30.08.1533), прп. (пам. 30 авг.- общецерковное празднование, 17 апр.- местное празднование в день обретения мощей). Основным источником сведений о жизни святого является его житие (самые ранние списки: РГБ. Троиц. N 629. Л. 290-395об., здесь же повесть о преставлении святого: л. 396-400 и РГБ. Унд. N 1253; оба списка - XVI в.). А. С. упоминается также в лит. памятниках XVI в.: в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского, в Послании Иоанна IV Васильевича в Кирилло-Белозерский мон-рь; в Никоновской летописи сообщается о кончине преподобного (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 74), сохранилась и духовная грамота А. С., адресованная архиеп. Новгородскому и Псковскому свт. Макарию, попечению к-рого А. С. передал свой мон-рь (АИ. 1841. Т. 1. N 135. С. 195-196).

А. С. был сыном благочестивых родителей Стефана и Вассы, к-рые в конце своей жизни приняли монашеский постриг с именами Сергий и Варвара. Житие рассказывает, что святой был вымолен матерью после долгих лет бесплодия, при крещении был назван во имя прор. Амоса. Когда отрок подрос, его отдали учиться, но учился он «косно и не скоро» - так устраивал Бог, чтобы книжный разум был дан ему от Бога, а «не от человек» (РГБ. Троиц. N 629. Л. 297об.). Отрок долго молился о научении грамоте у икон Спасителя и Божией Матери в Введенском храме Оятского мон-ря, к-рый находился близ с. Мандеры. Однажды в село, где жил А. С., пришли монахи из Валаамского мон-ря, после беседы с ними он принял решение уйти на Валаам. Вскоре А. С., не сказав родителям, покинул дом. В 26 лет, как сообщает житие, он принял постриг в Валаамском мон-ре, подвизался на близлежащем пустынном о-ве Ладожского оз., получившем наименование Святой (на острове сохранилась пещера, в к-рой жил преподобный, и установленный им, как утверждает предание, крест). После кончины родителей А. С. вернулся в новгородские пределы и поселился в 35 верстах от Олонца, недалеко от р. Свирь, построив здесь келью. Когда боярин Андрей Завалишин (см. Адриан Ондрусовский) во время охоты обнаружил келью подвижника, тот признался ему, что уже 7 лет не видел человеческого лица, пища его была «былие, иже от земля самовъзрасъшее, с перстию смесив, ядох, а иногда же, чадо, неколико время доволно едину персть ядох токмо». На вопрос боярина, как он мог это перенести, А. С. ответил, что сначала он сильно страдал «сердечною болезнью» и «утробою», но потом посланный Богом муж исцелил его. Понемногу к А. С. стала собираться братия, в 1506 г. был основан мон-рь, а на нек-ром расстоянии А. С. устроил «отходную пустынь» (см. Александров Свирский мон-рь). Подобно ветхозаветному праотцу Аврааму, А. С. сподобился явления Св. Троицы в виде 3 ангелов, что нашло широкое отражение в рус. иконографии. Главный храм обители А. С. освятил в честь Св. Троицы. А. С. явилась также Богоматерь, в честь Которой он также устроил храм в своей обители. Новгородский свт. Серапион (Курцов) возвел А. С. в сан игумена. Житие сообщает, что, несмотря на игуменский сан, А. С. отличался большим смирением, носил старые и рваные одежды, так что не знавшие святого в лицо не могли и подумать, что перед ними игумен. «Чудо о рыболове» рассказывает, что однажды А. С. недалеко от мон-ря встретился некий рыбак, к-рый направлялся в мон-рь. Рыбак, не зная, что говорит с А. С., сказал, что ищет игумена. А. С. стал убеждать его, что игумен - «блудник и винопийца», на что рыбак возразил: того не знаю, «но токмо се вем, яко многи избави от печали и напасти». Оказалось, что рыбака уже 3 года жестоко притесняет судья тех земель за то, что он, поймав большого осетра, продал его купцу без ведома судьи. А. С. повелел рыбаку вновь закинуть невод в реку и пойманного осетра отнести судье. Рыбак ответил, что это невозможно, т. к. такого осетра он не может поймать уже 3 года, но исполнил повеленное, поймал большого осетра, отнес судье и был избавлен от напасти.

За 7 лет до преставления А. С. его ученик и духовный сын Даниил, впавший в тяжелую болезнь, видел во сне А. С. с братией в раю. А. С. повелел Даниилу подвизаться и спасаться, если он хочет быть вместе с ним. После видения Даниил проснулся исцеленным, построил церковь в своем селении. Перед смертью А. С. избрал 4 преемников и просил свт. Макария поставить одного из них игуменом и позаботиться о мон-ре. Погребен А. С. был в «отходной пустыни», близ ц. Преображения Господня, с правой стороны алтаря.

У А. С. было много учеников, его подвиги имеют большое значение для развития севернорус. монашества. Один из первых его учеников - боярин Андрей Завалишин (в иночестве Адриан). Житие свт. Московского Филиппа (Колычева; † 1569) свидетельствует, что при постриге в Соловецкой обители он был поручен старцу Ионе (Шамину; † 1566), к-рый назван «сопричастником преподобному отцу нашему Александру Свирьскому». А. С. посылал к прп. Кириллу Новоезерскому († 1532) своего ученика прп. Никифора Важеозерского († 1557). По благословению А. С. прп. Геннадий Костромской († 1565) принял постриг у прп. Корнилия Комельского († 1537). А. С. дважды являлся прп. Никандру Псковскому († 1581) и наставлял его.

Почитание святого началось сразу после его преставления. Уже в 1545 г. (об этом сообщает завершающая глава жития - «О списавшем житие святого») ученик, постриженик и преемник святого по игуменству Иродион (Кочнев) написал житие А. С. по благословению митр. Московского Макария и архиеп. Новгородского Феодосия. В 1547 г. А. С. был канонизирован на Соборе к общецерковному почитанию. В 1561 г. в честь А. С. был освящен один из приделов собора Покрова на Рву в Москве. После Собора житие А. С. в числе др. житий новопрославленных рус. святых вошло в состав 2 списков Макарьевских Четий-Миней. Один из списков - Успенский (ГИМ. Син. N 997) был вложен в кафедральный московский собор в 1552 г., хотя закончен был, вероятно, уже в 1550 г. В XIX в. было высказано предположение о том, что Успенский список содержит первоначальный текст жития А. С., написанный игум. Иродионом. Все исследователи отмечают компилятивный характер текста: игум. Иродион заимствовал фрагменты из лучших древнерус. житий: преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского. Тем не менее рассказ получился стройным и цельным, тесно связанным с историческими реалиями XVI в., хотя и не лишенным отдельных сюжетных неувязок. Житие А. С. сохранилось в большом числе списков и послужило источником для нек-рых позднейших житий др. святых. Предполагается, что служба А. С., тесно связанная с житием, также написана игум. Иродионом (списки службы XVII в.: ГИМ. Син. N 649; ГИМ. Син. N 650).

17 апр. 1641 г. состоялось обретение мощей А. С. В 1644 г. царь Михаил Феодорович пожертвовал для них серебряную раку (крышка раки находится в ГРМ. БК-2891). А. С. весьма почитался как людьми простого звания, так и царственными особами. Дважды (в 1703 и 1721) Александро-Свирский мон-рь посетил Петр I, Александр I побывал в нем в 1820 г., Александр II - в 1858 г. В XIX в. А. Ф. Ковалевским, основателем казанского Высочинского мон-ря, был составлен акафист А. С. В дек. 1918 г. мощи А. С. были изъяты из раки и увезены из мон-ря, в кон. нояб. 1998 г. мощи возвращены в основанный преподобным мон-рь. В наст. время мощи находятся в ц. прор. Захарии - единственном пока отреставрированном храме возобновленной обители.

С 1682 г. Типикон предписывает отправлять А. С. общецерковную службу со славословием. Служба А. С. (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 294-314) - бденная (малая вечерня, лития, 2 канона). В ней святой прославляется как целитель «страстей неисцелимых», великий молитвенник, сподобившийся «видения светлости Святыя Троицы». Известна также «Молитва преподобного Александра Свирского Господу Богу и Пресвятей Богородице» и его же «Молитва по вся дни» (Там же. С. 315-316). Молитвы отличаются особым покаянным характером.

Иконография. Сообщение о преставлении А. С. в Новгородской летописи под 1539 г. сопровождается миниатюрой с изображением преподобного, лежащего на ложе, на фоне деревянных построек. Одна из первых икон А. С. была написана к прославлению святого и находилась у его раки, что отмечено в житии в «Чуде исцеления детей Созомона и Ариста». О почитании А. С. за пределами Обонежья до его общерус. канонизации свидетельствует упоминание иконы-пядницы с образом А. С. в Описи Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г. Наиболее ранняя из сохранившихся икон - «Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес» 1547-1554 гг. (ГММК. Инв. 1149 соб.). В небольшом среднике - поясное изображение святого, облаченного в хитон, мантию и схиму; лик обрамляют короткие пряди волос и широкая округлая борода, лоб высокий, с морщинами; правой рукой А. С. благословляет, в левой - развернутый свиток. Вокруг средника - 129 клейм (по 4 ряда с каждой стороны), подробно иллюстрирующих текст жития: представлены все прижизненные и 13 посмертных чудес. Внизу помещены наиболее важные события: видение старцу Даниилу, явление Богоматери А. С. Многие клейма посвящены событиям из жизни Александрова Свирского мон-ря.

Иконография А. С. складывалась на протяжении 2-й пол. XVI в. в соответствии с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. После обретения мощей святого, в 1644 г., была создана серебряная рака (сохранилась крышка: ГРМ. БК-2891). Одновременно развивались 2 типа изображения А. С.: поясное, как на иконе-пяднице 2-й пол. XVI в. (ГММК. Инв. 4974 соб.), напрестольных серебряных крестах 1576 и 1592 гг. (ГРМ. БК-2889; БК-2890), и ростовое - напр., на иконах «Избранные святые: Николай Чудотворец, Никита Новгородский, Иоанн Новгородский, Александр Свирский» 1560 г. (ГТГ. Инв. 14192); «Трехрядница: Воздвижение креста, Покров, избранные святые» 1565 г. (ГТГ. ДР-48); «Преподобный Александр Свирский в житии» 1655 г. (ГРМ. Инв. 2657); на шитых покровах 1581 г. (ГТГ. Собр. П. Корина. Инв. 42), 1582 г. (ГРМ. ДРТ-303), 1644 г. (ГРМ. ДРТ-263), 1670 г. (ГРМ. ДРТ-292), 1686 г. (ГРМ. ДРТ-302). Существуют варианты изображений со свитком, развернутым вверх или вниз; свернутым (складень трехстворчатый с образом А. С. в среднике 2-й пол. XVI в. и сценами его жития на створках нач. XVIII в. (ГТГ. Инв. 1446). В сводном иконописном подлиннике XVIII в. о святом сказано: «Подобием стар и сед, власы просты, брада бела, редка, широка, длиною с Сергиеву, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток, одежда же его бе свита толста вельми и искропана, яко рубищем на ризе его многим изошвенным быти: поживе 85 лет» (Филимонов. С. 434). Число клейм в сохранившихся житийных иконах варьируется: 10 - на иконе XVIII в. (ЯХМ. Инв. 647); 14 - на иконе XVII в. (ГИМ. Инв. 53054 ); 16 - на иконе рубежа XVII-XVIII вв. из придела прп. Александра Свирского в соборе Покрова на Рву (ГИМ); 39 - на иконе 1655 г. (ГРМ). Иконографические программы житийных икон отражают различные аспекты почитания А. С.

Отдельными иконографическими изводами, возникшими на основе жития святого, являются «Явление Богоматери преподобному Александру» (иконы 2-й пол. XVI в. ГТГ. Инв. 22048; кон. XVI в. ГЭ. Инв. ЭРИ-5; XVII в. Музей зарубежного искусства в Хельсинки. Инв. S-1993-282), «Явление Святой Троицы преподобному Александру», представленное на фоне построек мон-ря (палица кон. XVII в. ГРМ. ДРТ-217) или деревянной кельи (икона кон. XVII в. ГМЗК. Инв. Ж 1442; Житие А. С.- ГРМ. Др. гр. 26, 1715 г.). Образ А. С. встречается в ряду избранных святых (икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий Радонежский и Александр Свирский, с видом Соловецкого монастыря», XVII в.,- ЯХМ. Инв. 573); в молении Богородице, без свитка (пелена, 80-е гг. XVI в. ГРМ. ДРТ-44). Изображения святого получили в XVI-XVII вв. широкое распространение в различных видах искусства: иконописи (в т. ч. паломнические образы, писавшиеся по заказу Александрова Свирского мон-ря), книжной миниатюре, шитье, памятниках декоративно-прикладного искусства. В описи Образной палаты 1669 г. названы 63 иконы А. С.

Ист.: Окружная грамота митрополита Макария на Вологду и Белоозеро об установлении празднования новым русским святым // ААЭ. Т. 1. N 213; Описи Московского Успенского собора, от начала XVII в. по 1701 г. включительно // РИБ. Т. 3. С. 321, 427, 505, 631; ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 74; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 434; Житие, чудеса и служба преподобного и богоносного отца нашего Александра Свирского, чудотворца. М., 1888; Акафист преподобному Александру Свирскому. СПб., 1875; Сказание о некоторых чудесах преподобного Александра, бывших по кончине у его гроба // Олонецкие ЕВ. 1906. N 12; Житие и чудеса преподобного Александра Свирского. СПб., 1995; Бобрович А. Еще одно чудо Александра Свирского // ЧП. 1999. 25 мая. N 21 (1059).

Сочинения: Духовная грамота // АИ. 1841. Т. 1. N 135. С. 195-196.

Литература: Ключевский. Древнерусские жития. С. 263; Яхонтов И. В. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 37-87; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 23; Ивановский Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб., 1882. С. 29, 30; Голубинский. Канонизация святых. С. 70, 71, 101, 270; Свято-Троицкий, Александро-Свирский монастырь: Краткая история мон-ря с прил. важнейших док-тов. СПб., 1901; Никодим [Кононов], архим. Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники: (Ист. сведения о церковном их почитании) // Олонецкие ЕВ. 1902. N 16, 17; 1903. N 19; Афанасий, мон. Преподобный Александр Свирский и основанная им обитель: К 400-летию Свирской обители (1506-1906). СПб., 1905; Конкордин А. И. Описание Новгородского Софийского собора. Новгород, 1901, 19062. С. 71, 72; Георгиевский В. Г. Ферапонтов монастырь. СПб., 1911. Прил.: Опись Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. (7053) года. 7; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. П., 1931. М., 1990п. С. 188; Кутилова Е. К истории русской эмали // Сообщ. ГРМ. Л., 1947. N 2. С. 46-48; Подобедова О. И. Изобразительные средства миниатюристов Лицевого летописного свода // Ежегодник ИИИ. М., 1960; Смирнова Э. С. Об одном литературном сюжете в живописи конца XVI в. // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 365-379; Hommage to St. Alexander of Svir: The Karelian Miracle-Worker. Helsinki, 1966; Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы ХIII-XVII вв. Л., 1973; он же. Статьи «Александр Свирский» и «Иродион» // СККДР. Вып. 2. Вторая пол. XIV-XVI в. Ч. 1. С. 20-21, 440-442; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки русского Севера. М., 1977; Вольгин А. Преподобный Александр Свирский // ЖМП. 1978. N 8. С. 73-76; НКС. Т. 3: Месяцеслов (Март-август). М., 1979. С. 776-780; Макарий [Веретенников], игум. Преподобный Александр Свирский «новый чудотворец» - русский подвижник ХVI века: К 450-летию со дня кончины // БТ. 1982. Сб. 23. С. 321-336; он же. Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский // Альфа и Омега. М., 1995. N 1 (4). С. 135-144; Климентьев А. К. Служба преподобному Александру Свирскому - памятник русской гимнографии XVI в. // Православный путь. Джорд., 1988; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митрополита Макария (на материале некоторых житий) // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Соловьева И. Д. К истории иконописного собрания Александро-Свирского монастыря // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 403-406; она же. Икона «Александр Свирский в житии» в собрании Русского музея: (К проблеме атрибуции) // ДРИ: Новые атрибуции. СПб., 1994. С. 39-46; она же. Преподобный Александр Свирский и его монастырь // София. Новгород, 1998. N 4. С. 15-17; Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля // Русская художественная культура ХV-ХVI веков. М., 1998. С. 118-144; История второго обретения мощей преподобного Александра Свирского // ЖМП. 2000. N 5. С. 17-25.

Архим. Макарий (Веретенников), И. А. Журавлева, О. А. Полякова

http://www.sedmitza.ru/text/683280.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Vladislav
18.09.2025 21:36
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Человек
18.09.2025 20:50
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 20:32
Фантазия или реальность?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.09.2025 17:22
«Освежить голову вежеталем… и умереть»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:34
«Без импорта и экспорта Израиль не продержится и года»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:02
«Будущее Отечества в руках Учителя»
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 12:55