Пепел Тараса

Придирчивые заметки

0
386
Время на чтение 4 минуты

«Тарасу Бульбе» мы довольно воздали дани, теперь поговорим о некоторых пустячных, быть может, его недостатках.

1. Нет в фильме, на мой взгляд, гоголевской фантасмагорически сгущённой мощи. Есть исторические хроники на манер Вальтера Скотта - что уже немало, но в картине Владимира Бортко эпос решается в духе реалистического кино и потому иногда проваливается в бытовщину. Мне не хватало тех 20 пудов, что весит Тарас у Гоголя, не хватало сказочной мощи «Ильи Муромца» Александра Птушко, изобретательности Рустама Бекмамбетова в его очень гоголевском - весёлом и страшном «Ночном дозоре» (не путать с другими фильмами этого противоречивого художника). Не хватало человеческой крупности и всех других казаков. Богатырская сечь Гоголя здесь мелковата и малолюдна. Временами герои были, что весьма огорчительно, похожи на сподвижников пана атамана Грициана Таврического из «Свадьбы в Малиновке». И когда они вторят искренним патриотическим речам Бульбы, верить им мне себя приходилось заставлять. К тому же почти все они лет на двадцать (если не больше) старше гоголевских героев, которые до пожилых лет, как настаивал гениальный автор трагического эпоса, не доживали.

Михаил Боярский в сцене со стрельбой, позаимствованной у Вильгельма Телля, не то что не убедил, но заставил усомниться в присутствии вкуса у сценаристов, поручивших Михаилу Сергеевичу оправдывать эту не казацкую, не русскую и не украинскую забаву. Из совсем другой оперы здесь этот выдающийся артист и эта ковбойская сцена. Владимир Ильин - актёр тоже замечательный, но сцена Кошевого с каким-то замухрышкой, которого он принимает в казацкое товарищество, напомнила унылый допрос из бандитских сериалов. Владимир Вдовиченков к роли Остапа, наверное, по фактуре весьма подходит, но своей бытовой угрюмостью невольно отсылает не к лихим сечевикам, а к быкам из многочисленных бригад, которых он во множестве переиграл. Странно и не к месту современно смотрелся на экране несколько захудалый сечевой батюшка. А уж в массовых сценах порой высвечиваются такие убогие постсоветские лица, которые точно не из гоголевской Сечи, а из сегодняшнего Каменец-Подольска, в котором, собственно, и набирались (видимо, в спешке) исполнители народных сцен.

2. Понятно, что авторы хотели завлечь на фильм массы тинейджеров, но уж слишком, по мне, пошли на поводу рейтинговых представлений о том, что нужно молодёжи. Кровавый натуралистический беспредел с открытыми ранами, отрубленными конечностями и внезапной эротикой отсылает, конечно, не к Гоголю, а к какому-нибудь, простите, «Антикиллеру». Испытываешь чувство неловкости, потому что уж кто-кто, а Николай Васильевич многократно выше натуралистической поножовщины. Кстати, судя по откликам многих молодых людей, она им давно надоела, напротив, есть тяга к чистоте. Сведение к исторической, бытовой правде, современные мотивировки привели к тому, что начинаешь слишком сосредотачиваться на кровавых деталях, упуская главное. Пытка и казнь Остапа сняты с размахом, а вот на миллионную (кстати, этому фильму хорошая компьютерная графика точно бы не повредила) толпу по Гоголю, в которой Тарас смог затеряться, у авторов духа или фантазии не хватило. И встаёт вопрос, почему же ляхи на небольшой по фильму ратушной площади его не идентифицировали и не схватили.

А вот сцены «кавалерийских прорывов», напротив, сняты неожиданно, страшно и мощно, так же как и сцена казни Тараса на костре.

3. Очень хорош Игорь Петренко, его линия, как и, конечно, линия блистательного Ступки, весьма убедительна, но в том, как роль дописана и решена режиссёром, заложена опасная антигоголевская мина. У Андрия по Гоголю любовь к паненке - первая, сногсшибательная, всепоглощающая. Он целиком «пропадает» в ней. В фильме же герой хоть и молодой, но уже опытный «ходок», который знает, с какой стороны подойти к женщине и сорвать, пардон, с неё одежды, обнажив замечательные прелести действительно прелестной Магды Мельцаж. Но дело не в том, что она удивительно хороша телом, а в том, что он в ней погиб душой. А у героя Петренко просто сильная мужская страсть - «нас на бабу променял», и потому его предательство недостаточно, на мой взгляд, оправданно и уж совсем чересчур материально мотивировано. Он как-то слишком рассудочно обещает даме сердца наследство, доставшееся ему от матери (?). Получается просто предатель и подлец, а у Гоголя Андрий - поэтическая, трагическая фигура, при встрече с отцом пелена и дурман с него спадают, и он предаёт себя на волю отца. А здесь я удивляюсь, почему этот мерзавец, перешедший на сторону врага, много «нашего брата порубавший», не бросился и на Тараса.

4. Соглашусь с теми, кто предъявляет претензии сценаристам, дописавшим Гоголя. Зачем надо было убивать жену Тараса? Эта дополнительная мотивировка к началу боевых действий, на мой взгляд, лишняя. Так же как и тема беременности паненки от Андрия. В то же время неповторимый, фантасмагорический гоголевский юмор в полной мере в фильме воссоздать не удалось.

5. Закадровый голос Сергея Безрукова очень хорош, но вот человеческая зрелость этого талантливейшего актёра мне показалась недостаточной для фильма. Для богатырского эпоса Николая Гоголя идеально подходил бы кто-то более умудрённый - например, Алексей Петренко…

Впрочем, возможно, всё это только мелочные придирки, связанные с преувеличенными ожиданиями после яркой и, возможно, чересчур агрессивной рекламной кампании на канале «Россия». В фильме есть масштаб, простор, политическая актуальность, выдающиеся актёрские удачи, есть звучащий потрясающе современно гоголевский текст - особенно «пробивающий», когда произносится Богданом Ступкой (бывшим министром культуры украинского правительства, движущегося в НАТО). А стремление Владимира Бортко в наше депрессивно политкорректное время говорить в полный голос о единстве (этническом и религиозном) русских и украинцев и необходимости воссоединения разделённого народа вызывает уважение.

Пепел Тараса стучит в сердце создателей фильма, и это самое главное. А вышеперечисленные «отдельные недостатки»?.. Они, конечно, изрядно снижают впечатление от картины, однако затмить или даже смазать его ни в коем случае не в состоянии.

http://www.lgz.ru/article/8499/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Кондрашов
Плевок в вечность
Вслед за «Шаляпиным» («Россия 1») телевидение удивило новым сериалом про артистов – «Раневская» (Первый канал)
31.03.2023
Перуна на вас нет!
На что потрачены миллионы из бюджета и 250 рублей из моего кармана?
23.01.2017
Кино, несовместимое с жизнью
Жертвы Левиафана и судьба режиссёра
10.02.2015
Все статьи Александр Кондрашов
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41