- Как вы прокомментируете недавнюю Брюссельскую декларацию по модернизации украинской ГТС?
- С одной стороны, Совместное заявление ЕС и Украины пока является политической декларацией, с другой - некоторые его принципиальные положения представляются неоднозначными. Напомним лишь ряд из них. В частности, ГТС Украины рассматривается в качестве неотъемлемой части общеевропейской энергетической структуры; Украина является стратегическим партнёром ЕС в газовом секторе; возможность закупок газа странами ЕС на западных или восточных украинских границах. Кроме того, в бизнес-планах предусмотрена замена нынешних газоизмерительных станций (9 в России и 2 в Белоруссии), обеспечивающих транзит газа в Европу, на ГИС на украинской территории. Данное требование ЕС к Украине будет исполнено исключительно за счёт грантов, а не кредитов.
Таким образом, украинская ГТС формально остается в собственности государства, и в то же время четко обрисовываются перспективы обретения над ней контроля со стороны ЕС путем назначения не только заёмщика, но и оператора. И все это - при полном игнорировании интересов России.
Представляется, что вся логика состоявшихся в Киеве мероприятий не приближает, а отдаляет энергетическую безопасность Европы. Стабильность поставок на европейский рынок ставится под угрозу. Ставка на расширение украинского транзита без учета мнения России закладывает мощные противоречия не только в треугольнике ЕС - Украина - Россия, но и в Евразии. Если покупатели и коммерческие операторы транзита газа окончательно определятся со своими стратегическими интересами без учета интересов крупнейшего поставщика газа, то новые кризисы, подобные январской «газовой войне» (или даже более острые) становятся неизбежными. Как тут не вспомнить идеи сенатора Р. Лугара, считающего, что ресурсы России слишком важны для мира, чтобы позволить России распоряжаться ими самостоятельно. Так что, видимо, можно ожидать возобновления попыток практической реализации «идеи Лугара», причем главными пострадавшими оказываются европейские государства.
Судя по отдельным заявлениям представителей европейского газового бизнеса, смутное осознание опасности у них присутствует, однако желания прекратить играть в сомнительные игры с украинскими властями пока недостаточно. С другой стороны, если разногласия между Москвой и Брюсселем будут усиливаться, то, возможно, встанет вопрос о пересмотре всей сложившейся стратегии экспорта газа, причем в максимально неблагоприятных экономических условиях.
- За последние годы Украина в глазах России теряла доверие как транзитный партнер. Москва активно приступила к реализации обходящих Украину нефтегазовых маршрутов. Какими шагами Киев может вернуть к себе доверие Москвы?
- Главное, чтобы украинское руководство имело твердое намерение даже не вернуть к себе доверие (что в сложившейся ситуации вряд ли осуществимо), но хотя бы продемонстрировать готовность к конструктивному диалогу. Однако, к сожалению, пока очевидны иные подходы: использовать Европейский Союз в качестве рычага давления на Москву.
- Целесообразно ли инициирование Украиной строительства новых, альтернативных нефтегазопроводов именно через украинскую территорию, на условиях международного консорциума?
- Подобные проекты обсуждаются уже не первый год - вспомним хотя бы многострадальный проект Одесса - Броды. Однако экономическая целесообразность их осуществления вызывает очень большие сомнения, так что инициирование Киевом новых подобных прожектов эффективно разве что с точки зрения личного пиара отдельных политиков.
- Продолжая тему международных консорциумов, предлагаю смоделировать следующую ситуацию. Мы знаем про большое желание Ирана выйти на европейский газовый рынок. Уже построен новый газопровод Иран-Армения, которая пока из-за разногласии между Москвой и Тбилиси служит Армении как альтернативный источник газа. Хотя изначально рассматривался как транзитный маршрут в Европу.
Если учесть что Киев за последних 5 лет установил доверительные отношения с Тбилиси и может реально помочь российским партнерам в преодолении проблемных вопросов между Россией и Грузией, на ваш взгляд, возможно ли участие Украины в строительстве следующих этапов газопровода через Грузию, по дну черного моря в Украину и дальше в Европу?
- Утверждение о том, что в нынешние власти в Киеве могут реально помочь налаживанию российско-грузинского диалога, вызывает очень большие сомнения. Скорее это может сделать (и уже делает) Швейцария - хотя бы потому, что наемники из этой страны не были замечены в августе 2008 года в Южной Осетии, а швейцарские зенитчики не управляли грузинскими ЗРК, сбивавшими российские самолеты. Что же касается возможности организации нового газового консорциума по транспортировке иранского газа в Европу через Армению, Грузию, по дну Черного моря и далее в Европу, то подобный маршрут представляется по меньшей мере крайне замысловатым с точки зрения предполагаемых затрат. Напомним, что газопровод Иран - Армения имеет в настоящее время, скорее, локальное значение. В то же время существуют проекты интенсификации поставок иранского газа в Европу через территорию Турции, а недавно иранские представители объявили о возможности строительства «Персидского газопровода» через Ирак, Сирию, Средиземное море и далее в Грецию и Италию. Так что варианты возможны разные, и их перспективы определяются сочетанием множества факторов.
- На днях заместитель министра транспорта и связи Украины Игорь Урбанский заявил, что Киев заинтересован в строительстве железной дороги Иран-Армения. Участие в строительстве данной железной дороги обеспечивает нашей стране не только экономическую выгоду, но и прямой выход в регион Персидского залива. Можно ли расценить этот шаг как попытку выхода Украины за рамки периферийной организации ГУАМ и вход страны в реальную геополитику с влиятельными игроками?
- При анализе подобных заявлений необходимо иметь четкое представление об их практической реализуемости, а также о том, для чего подобные заявления делаются. Напомним, что недавно министр иностранных дел Грузии объявил о намерении поднять уровень официально декларируемых отношений с Арменией до уровня стратегического партнерства, а вот сейчас чиновник, представляющий основного союзника Тбилиси на постсоветском пространстве, недвусмысленным образом заявляет об интересе к армяно-иранскому коммуникационному проекту. Между тем, этот проект призван существенным образом ослабить зависимость Армении от грузинского транзита. С некоторых пор официальный Киев пытается активно играть на постсоветском пространстве, однако его шаги выглядят неубедительно вследствие их явно несамостоятельного характера.
http://stoletie.ru/rossiya_i_mir/andrey_areshev_oficialniy_kiev_pitaetsya_aktivno_igrat_na_postsovetskom_prostranstve_2009-04-09.htm