Как хочется в начале семейной жизни, чтобы все складывалось, как в сказках, и о своем браке можно было бы сказать: «Жили они долго и счастливо». Но получается так, к сожалению, далеко не всегда, а вернее сказать — довольно редко. Неужели современные люди совсем разучились хранить любовь? Почему два прежде любивших друг друга человека оказываются перед фактом развода? Ответ на вопрос, какими же должны быть отношения супругов для того, чтобы брак был долгим и счастливым, мы искали вместе с настоятелем храма в честь Преображения Господня в селе Пристанное, преподавателем и духовником Саратовской Православной Духовной семинарии, отцом пятерых детей протоиереем Владимиром Пархоменко.
У каждого своя роль
— Отец Владимир, что можно сказать о наиболее распространенных сегодня недугах семьи? Чего не хватает в отношениях современных супругов?
— Конечно, сложностей и проблем много. Но если выделять что-то главное, то в глаза бросается, в первую очередь, отсутствие понимания важности такого принципа в построении брака, как единоначалие. Брак, как мы знаем, задуман Богом таким образом, что муж в нем является главой, о чем очень хорошо говорит апостол Павел. Но происходит нарушение этого принципа через грех, который присущ всем нам, через непослушание. В современной семье жены не оказывают послушания мужьям. Живем в век эмансипации, и христианская модель брака воспринимается как противоречащая культу свободы. Но ведь в послушании самое важное — что мы отказываемся от проявления своей воли не просто потому, что так надо, а во имя любви, ради того, чтобы исполнить волю ближнего. Возьмем как пример условную тупиковую ситуацию — бытовой спор, в котором муж настаивает на своем, а жена, как это часто бывает, на своем. И такая ситуация может привести только к конфликту. Так вот в христианской семье все же жена, осознавая, что первейшая степень ответственности за семью перед Богом лежит на муже, в данной ситуации должна уступить.
Конечно, и мужчины порой безответственно относятся к браку, что связано с отношением к браку в обществе. И совсем не значит, что мужа-самодура нужно всегда слушаться, он имеет право эксплуатировать свое положение главы семьи и превращаться в деспота, не учитывая волю своих домашних. Но в христианской традиции все эти неизбежные сложности супружеской жизни преодолимы. Достаточно вспомнить прекрасный образ брака, данный апостолом Павлом. Как мы помним, он сравнивает союз мужа и жены с союзом Христа и Церкви. Удивительно мудро апостол говорит, что принцип отношения мужа и жены в семье — это образ отношений Христа и Церкви. Христос так любит Церковь, что отдал за нее себя, свою жизнь — и это образ любви мужа к жене. Любовь должна царствовать в семье, и тогда все сразу оказывается на своих местах. Жена пусть повинуется мужу, но обязательно по любви. Церковь почему повинуется Христу? Потому что любит его. Это основной принцип, из которого вырастает вся семейная жизнь.
Мне еще в годы службы на флоте попался в руки журнал «Смена». Там была перепечатка статьи из шведской газеты, в которой говорилось, что мужчины начинают пить тогда, когда жены перестают их слушать.
— Когда в семье царствует любовь, то тогда действительно все оказывается на своих местах, но всем приходилось слышать, как люди жалуются, что любовь прошла, и что тогда делать?
— К сожалению, сейчас уходит понимание того, что за любовь надо бороться. Путь христианской жизни — это борьба за любовь к Богу и ближним, которую пытается похитить диавол. Поэтому и бывает, что приходят к священнику молодые люди, которые прожили вместе всего три месяца и говорят: «А мы разлюбили друг друга». И разговаривая с ними, понимаешь, что люди совершенно лишены понимания, как нужно любовь хранить, и что такое любовь — не всегда представляют. Христианин должен любовь рассматривать не как проявление чувственного рефлекса, а как добродетель, без которой жизнь человека становится бессмысленной. Любовь — это для нас прежде всего состояние духа, образ бытия души, к которому мы должны стремиться, и которому мешает грех. Любовь действительно нужно уметь хранить, и за нее нужно бороться.
Люди венчаются и не всегда знают, что благодать, полученную в таинстве, нужно беречь, и одно из средств сохранения благодати — молитва. Супруги должны каждый день молиться: «Господи благодарю тебя, что ты дал мне такого супруга (или супругу), благослови меня дожить с ним (или с ней) ней до конца дней моих». Без этой молитвы благодать очень тяжело сохранить. И борьба с грехом непрестанно должна присутствовать. Люди очень часто изменяют друг другу на уровне мыслей, чувств. Господь не случайно про всех нас сказал: о, род неверный и развращенный! (Мф. 17, 17). Но христианин обязательно должен каяться, без этого с грехом бороться невозможно. И хотя культуры покаяния у нас, к сожалению, нет, но нужно покаянию учиться. Конечно, бывают случаи очень сильной страстной привязанности супругов друг к другу, и она спасает семью от распада, но это не панацея от всех бед. В браке обязательно должна присутствовать духовная составляющая.
Конфликт — семье не помеха
— Как бы не складывалась семейная жизнь, избежать конфликтов между супругами вряд ли получится. Как нужно относиться к ссорам в семье? Ведь часто люди очень расстраиваются и переживают от самого факта наличия ссор.
— Понимаете, у нас есть некое искусственное отношение к браку: если брак счастливый, то, значит, там все проблемы решаются мирно и тихо. Но так в реальной жизни не бывает. Есть уникальная народная мудрость, например: «Ругаясь бранись, а за стол садись». А апостол Павел говорит, что ссора и вражда даже не должны называться так. Для христианина, если хотите, ссоры и конфликты — это вершина, видимая часть айсберга, а под этим всегда должна быть настоящая любовь. И если люди любят друг друга по-настоящему, они никогда из ссор трагедий делать не будут. В конце концов, всегда можно остановиться, если конфликт зашел далеко, попросить друг у друга прощения, исповедаться и жить дальше обычной жизнью. В семью диавол будет постоянно пытаться проникнуть и разрушить ее. Но если христиане понимают семейную жизнь духовно, они довольно спокойно это переживают.
Примирение — необходимое условие семейной жизни. Более того, без конфликтов невозможен духовный рост. Как ребенок учится ходить? Шаг — упал, шаг — опять упал. Отрицательный результат — это тоже результат. Падение должно учить твердо стоять на ногах. На ранней стадии брака конфликты всегда есть. Мы все люди гордые, со своими проблемами, и конфликты, конечно, неизбежно возникают. Но любовь должна все побеждать, поэтому нужно всегда мириться и помнить, что ничего страшного в самом факте наличия конфликтов нет.
Вы наверняка замечали, что известные люди в интервью часто говорят о том, что их родители жили душа в душу, без единого скандала. Но заметьте, что так говорят только дети. И я из своего опыта знаю, что погашенный в семье конфликт в сознании ребенка не запечатлевается. Если родители поссорились, но потом они при детях помирились, то дети не фиксируют в своем сознании эту ссору и даже не запоминают ее. Вспомним снова народную мудрость: «Милые бранятся — только тешатся». Дети страдают от нерешенных родителями конфликтов. Часто на исповеди родители говорят: «Мы ссоримся при детях». И я отвечаю: «Ну, тогда при детях же и миритесь, чтобы они видели, что конфликт исчерпан».
Радости брака
— Вот мы говорим с Вами о необходимости послушания в семье, о том, что брак — это труд, и за любовь надо бороться, о неизбежности конфликтов… Может сложиться впечатление, что в христианском браке нет места радости. А как на самом деле?
— Ветхий завет представляет брак примером высшей радости для человека в мирской жизни. Потому что, действительно, брачная любовь человека окрыляет, дарит ему ощущение полноты бытия. И если человек лишен ее, он часто места себе не находит, пребывает в состоянии, когда весь мир ему предстает в серых тонах, потому что способность к брачной любви вложена в саму природу человека.
Кстати, на примере брака построено одно из доказательств бытия Божия. С точки зрения биологии брак в принципе невозможен, ведь либидо должно толкать мужчину на гораздо большее количество связей. Но когда человек любит, он мыслит свой союз как единственный, вечный и нерасторжимый. Брачная любовь действительно дарит человеку блаженство здесь на земле, и этому масса примеров. Не случайно молодые люди интуитивно ощущают на уровне своих юношеских и девичьих переживаний, что брачная любовь может дать человеку блаженство, подлинный мир, радость, возможность совершенно по-новому осмыслить жизнь. И сколько потом горя и трагедий, если мечты и предощущения рушатся… Это о чем говорит? Богом вложено в человека понимание того, какой должна быть любовь между супругами, и к этому идеалу надо стремиться. Более того, брачная любовь должна быть основанием для воспитания детей. Сегодня даже современные христиане вступают в брак, а тот факт, что они станут отцом и матерью для них — некая далекая перспектива. Хотя на самом деле это должна быть первейшая перспектива, они собственно для этого и должны и вступать в брак, но понимания такого у молодых супругов часто нет.
— То есть мужчина и женщина, решившие вступить в брак, должны понимать, что роли супругов и родителей неотделимы друг от друга?
— Да, это так. У нас в брак вступают чаще всего молодые люди и думают: «Мы полюбили друг друга и хотим жить вместе как супруги, а рождение детей можем отложить на неопределенный срок». Такой подход характерен только для современных людей, раньше, если люди заключали брак, то морально они уже были готовы к рождению детей. А сейчас даже в христианской среде не редкость мнение — брак отдельно, а дети отдельно. Это очень серьезный негативный штамп, который подогревается современной культурой. У нас сейчас культивируется европейский брак, в котором супруги — «равноправные партнеры». А с точки зрения христианства союз мужчины и женщины — не по-человечески партнерский, а освященный Самим Богом. Муж и жена создают особенный, Богом задуманный мир отношений, в котором должны рождаться и расти дети. И люди должны трудиться для того, чтобы стать талантливыми родителями, что мы тоже сегодня наблюдаем довольно редко. Ребенок целыми днями не видит маму, которая возвращается только вечером, и уже с детства формируется неверный образ матери. Конечно, девочка будет свою жизнь потом строить, сообразуясь с тем, что она видела в родительской семье. У нас сейчас в обществе женщину возвеличивают за то, что, она, например, талантлива в своей профессии, и это прекрасно. Но почему мы забываем о тех талантах, самых главных и самых важных, которые должны проявиться в семье? Если женщине ее профессиональный талант мешает быть хорошей мамой, то давайте зададимся вопросом: «А хорошо ли это?». И вопрос этот фундаментальный на самом деле. Хотя нам и говорят: «Ах, вы хотите женщину запереть дома». Но давайте спросим женщин, что им на самом деле больше нравится?
Конечно, каждая семья уникальна, и никаких шаблонов, навязываемых всем, быть не может. Церковь говорит об идеале, отход от которого ничего хорошего за собой не влечет. Я общаюсь с детьми, и очень многие из них страдают из-за того, что родители пренебрегли своей семьей как союзом, задуманным Богом. Например, детишки реально страдают, если нет братика или сестренки, а мама может вообще и не задумываться об этом.
— Но современные люди часто стеснены различными бытовыми проблемами и обстоятельствами.
— Понимаю, что читатель может меня упрекнуть и сказать: «Вы еще вспомните, как все было в XVII веке…». Конечно, в современных условиях женщина часто не может не работать. Но есть разные взгляды на проблему: можно принять стереотип, навязываемый обществом, а можно с ним бороться. Понятно, что мы мир не переделаем, но почему бы не попробовать вернуть традиционные нормы семейной жизни, по крайней мере, в нашу, христианскую среду? Люди, выбравшие путь следования за Христом, должны стараться строить свою жизнь так, как она задумана Богом. Если ребенок недополучает материнской любви в семье, то в той или иной степени это обязательно потом даст о себе знать в его жизни. Можно работать и быть талантливым специалистом в своей области, но давайте задумаемся, какой талант главней в глазах Бога? Наверное, все же материнский.
То же касается и проблемы современных отцов. В свое время советская идеология нанесла семье огромную травму. Она сделала отца безответственным. Он трудится во имя светлого будущего, мать тоже, а дети воспитываются советскими воспитательными организациями. А давайте вспомним, как прощались с главой семейства в XIX веке, когда он умирал? Собиралась вся семья, отец давал последние наставления, его слово было определяющим и воспринималось как воля Божия. Почему так было? Потому что отец имеет, между прочим, за семью особое ходатайство перед Богом. И ему свойственно чувствовать полноту ответственности за семью, детей, контролировать все происходящее в семье, это нормально. А женщине в свою очередь должно быть приятно видеть эти мужские дарования и таланты.
Семья — это творчество
— А какими добродетелями и талантами человек должен обладать, воспитывать их в себе, чтобы быть хорошим мужем или женой?
— Таланты все эти изначально вложены Богом в человека, у каждого они есть. Но конечно, их нужно раскрыть. Например, талант отцовства. Родился ребенок в семье, мужчина гораздо позже, чем женщина, осознает, что теперь он отец. И часто только через 2-3 года он переживает уникальное чувство отцовства. Если мы живем по заповедям Божиим, стараемся, чтобы наша жизнь развивалась в соответствии с замыслом Бога о нас, то при соответствующих условиях и все наши таланты раскроются. Рождается в семье второй, третий ребеночек — и опять происходит качественный скачок, у супругов появляется совсем другое ощущение себя и своих детей. И человек детей начинает воспринимать именно как семью, и это тоже надо пережить, чтобы понять. Меняется отношение к жене, муж воспринимает ее уже как маму своих детей, начинает ею больше дорожить. Брачная любовь многогранна, она пронизывает все сферы жизни человека, но чтобы она развивалась, а вместе с ней и таланты, необходимые нам в семейной жизни, надо стараться жить по воле Божией. Ведь когда мы совершаем грех, мы сами для своего счастья и благоденствия ставим препону. Если поток течет, а ему перекрывают путь и ставят преграду, он пойдет в обход, круша и ломая все на своем пути. Так же и в брачной жизни. Таланты, которые необходимы и которые раскрывается в семейной жизни, могут быть и не заметны внешне, но они нужны самому человеку. Благодаря браку раскрывается все возможное богатство человеческих отношений, которое без воли Божией просто рискует не раскрыться, и человек может никогда и не узнать об этом богатстве. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, брачная любовь постоянно совершенствуется, человек все полнее и полнее в браке познает другого человека.
— А можно обозначить какие-то основные правила, которых нужно стараться придерживаться, выстраивая свои отношения с супругом или супругой, для того, чтобы брак был благополучен?
— Здесь не может быть шаблонов. Человек в принципе свободен, и в семейной жизни тоже. Только для нас, христиан, свобода нужна не сама по себе, а для любви. Как самоцель для чего она нам? Поэтому и главные заповеди в Евангелии — о любви. Без нее все бессмысленно. Никто не собирается регламентировать жизнь супругов до мелочей, Церковь никогда этим не занималась. Мы не учим, во сколько нужно вставать, ложится спать, кто для кого должен приготовить еду или прибрать в квартире. Во всем этом супруги сами разберутся, если они правильно понимают принципиальные вопросы. Ведь каждый человек уникален, а каждый брак уникален вдвойне, потому что уникальность одного из супругов усугубляется уникальностью другого. Семейная жизнь — это творчество, здесь не может быть готовых схем. Но чтобы понять, что такое христианский брак и построить его, нужно стараться жить по Евангелию. Если для человека истина Христова — не путь в жизни, не главный ее принцип, то, конечно, убедить его в том, что в браке может быть великое счастье, будет сложно, если не невозможно. Но для общего духовного возрождения очень важно, чтобы мы, христиане, являли пример подлинной христианской семейной жизни.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6377&Itemid=5