Город в честь римского императора Августа
Уже в 15 году до Р.Х. на месте современного баварского города Аугсбурга находилось поселение Augusta Vindelicorum (названо так в честь императора Августа), основанное как римский военный лагерь. Легионы римского императора Августа, покорив альпийские племена, перешли Альпы и после битвы у Боденского озера подчинили себе области ретов и винделиков. Продвигаясь к Рейну, римляне обустроили один из своих военных лагерей на землях кельтского племени винделиков в долине между реками Лех и Вертах. Поселение стало центром римской провинции Реция. В южной части города сохранился до сегодняшних дней фундамент несколько раз перестраиваемых Красных ворот (Rotes Tor), через которые проходила военная дорога, ведущая из Рима в германские земли и названная именем императора Клавдия Via Claudia Augusta. Среди аугсбургцев бытует мнение, что как раз по отрезку этого древнего пути сегодня проходит автомагистраль N 17 и одна из современных и самых красивых улиц города - Максимилианштрасе.
В период раннего средневековья на месте опустевшего и полуразрушенного римского лагеря образовалось поселение городского типа, представлявшее собой укрепленный пункт - крепость («бург»). Августа Винделиков стала называться Augustus Burg - город Августа. Так возникло название города - Аугсбург. С 530 года на занимаемой алеманами территории образуется племенное герцогство Швабия (Аллемания), административным центром которого и стал город Аугсбург.
К 1316 году свободный императорский город, где до конца XII века правили известные в Западной Европе епископы, значительно вырос и стал одним из самых богатых и могущественных городов Германии, но Тридцатилетняя война (1618-1648) положила конец его процветанию. В настоящее время Аугсбург является третьим по величине городом Баварии и одним из старейших в Германии.
Святая Афра - покровительница Аугсбурга
Аугсбургская епископия была основана, вероятно, в VI столетии. Но двумя веками ранее, по мнению историков, в городе уже была небольшая христианская община, члены которой приняли мученическую смерть во времена гонений императора Диоклетиана (284-305).
Одной из первых, кто пролил кровь за Христа, была святая мученица Афра († 304, память 7 августа), чья гробница находится в крипте Аугсбургского собора святых Ульриха и Афры (Basilika St. Ulrich und Afra; Ulrichsplatz, 19).
Имя Афра происходит от латинского слова africa, что значит «африканка». Ученые считают, что имя это восходит и к античному греческому имени Афродита. По преданию, Афра была уроженкой Кипра, где до переезда ее семьи в город Августа Винделиков она была посвящена матерью Иларией (Гиларой) служению богине любви Афродите. По другим данным, Афра была дочерью кипрского короля.
Во время гонений на христиан епископ Нарцисс бежал из Героны с диаконом Феликсом в Августу Винделиков, где нашел убежище в доме Афры. Епископ Нарцисс обратил в христианство не только Афру, но и всех ее родственников. Впоследствии, гласит предание, епископ возвратился в Герону. Афра же, став христианкой, отказалась принимать участие в языческих обрядах и за твердую преданность вере была 7 августа 304 года заживо сожжена на одном из небольших островов реки Лех. По другим данным, страшная казнь Афры была совершена на римском кладбище, следы которого были обнаружены под аугсбургской базиликой святых Ульриха и Афры.
На следующий день после казни тело Афры было найдено ее служанками невредимым. Мать Афры и три служанки Дигна, Евмения (Евномия) и Евтропия (Евпрепия) погребли тело мученицы в склепе в двух милях от города. Исповедовавшие христианскую веру служанки по доносу были схвачены и после отказа участвовать в языческом жертвоприношении тоже приняли мученическую смерть. По приказу судьи Гая они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена Афра.
Как отмечает «Православная энциклопедия» (Т. 4. М., 2002. С. 182-183), в ряде древних источников, в том числе в Иеронимовом мартирологе, указано, что в один день с памятью Афры отмечалась память Венереи, мученицы Антиохийской, имя которой было неправильно истолковано как прозвище Афры - «служительница Венеры». Эта ошибка, по мнению исследователей, и привела к созданию легенды о том, что Афра до своего обращения была блудницей. Однако во многих мартирологах и в аугсбургских календарях XI века отмечено, что Афра почиталась как дева.
Специалисты считают, что древняя гробница святой Афры свидетельствует о существовании в первые годы распространения христианства на немецких землях активной христианской общины в Аугсбурге. Первая церковь на могиле святой Афры была построена в 582 году. В средние века легенда об Афре была достаточно широко известна, и ее гробница в Аугсбурге была популярным местом паломничества христиан Западной Европы. Около 800 года рядом с гробницей возник монастырь регулярных каноников, служивший до 1006 года местом захоронения аугсбургских епископов. В 1012 году Бруно, епископ Аугсбургский, передал монастырь ордену бенедиктинцев. В 1064 году при перестройке монастыря были найдены каменный саркофаг с мощами Афры и свинцовый саркофаг с мощами мученицы Евпрепии. В этом же году Афра была причислена папой Римским Александром II к лику святых.
В 1467 году на месте прежней монастырской церкви было начато строительство позднеготической базилики во имя святых Ульриха и Афры. Во второй половине XVIII века базилика перестроена в стиле барокко. Монастырь же после ряда реорганизаций был закрыт в 1802 году. В 1804 году, когда Аугсбург отмечал 1500-летие мученичества святой Афры, было открыты место ее погребения и римский саркофаг, находившийся в склепе церкви святого Ульриха. Ее мощи перенесли в новый, мраморный, серого цвета саркофаг; они покоятся сейчас вместе с мощами святого Ульриха в крипте базилики.
Имя святой Афры носит открытый в 2000 году Музей диоцеза Аугсбурга (Diozesanmuseum St. Afra Augsburg; Kornhausgasse, 3-5). Среди экспонатов музея - уникальные изображения, на которых святая Афра представлена в короне мученицы (иногда в платке), с пальмовой ветвью, пихтовой шишкой и кедровым орехом; она привязана к колонне или стволу дерева, тело ее охвачено пламенем костра. К святой Афре обращаются за защитой от пожаров и возгораний, а также получившие ожоги люди.
Материалы Музея диоцеза свидетельствуют, что почитание святой Афры, считающейся покровительницей кающихся женщин, распространилось из Аугсбурга по всей Южной Германии, в немецких Альпах и в Эльзасе, а также во Франции, в Голландии и Дании.
Легенда о жизни святой Афры стала основой вышедшей в 1992 году книги немецкой писательницы Евы Демски «Афра», а поэт М. Адельгарт посвятил этой святой песню, которая стала популярной среди верующих Аугсбурга.
Экспонаты музея рассказывают и о том, что укрепление епископства в VIII веке в Аугсбурге связано с именем «апостола Альгойского» святого Мангуса (Magnus, Maginold, Sankt Mang; 669-772; память 6 сентября), чьи мощи находятся ныне в баварском Фюссене, в церкви его имени.
Святой епископ Симперт - спаситель исчезнувших детей
Влиятельным аугсбургским епископом в VIII и начале IX века был святой Симперт (память 13 октября).
Симперт родился около 750 года в Аугсбурге в знатной семье. Его мать Симфониара была родной сестрой императора Карла Великого, а отец, которого звали Амберт, - лотарингским герцогом.
О детских и юношеских годах Симперта сохранились противоречивые сведения. По распространенным данным, Симперт обучался в монастырской школе, и его юношеские годы прошли в бенедиктинском аббатстве Мурбах в Эльзасе, где вероятно, он принял монашеский постриг. В 778 году Симперт после смерти епископа Тоццоса был поставлен на кафедру в Аугсбург, где около 30 лет управлял жизнью Церкви.
С 789 года он считался епископом и в Ноубурге-Штефельзее, который в 802 году присоединился к Аугсбургу. В период между 801 и 807 годами Симперт основал в регионе большой швабско-баварский диоцез. Время его епископского правления было временем неспокойным: в немецких землях велись войны, в ходе которых пострадали многие монастыри и церкви. Святой Симперт многое делал для восстановления поврежденных и строительства новых храмов. Ему приписывают основание знаменитого в Баварии монастыря Бенедиктбоерн.
Святого Симперта изображают часто с посохом, а рядом с ним - волка, держащего в пасти ребенка. Святой почитается как спаситель исчезнувших или украденных маленьких детей. Весьма популярно и сказание о том, как однажды волк, утащивший ребенка, по молитвам святому Симперту возвратил мальчика невредимым его родителям.
В этом сказании, относящемся к 1230 году, приор Адилберт повествует о том, как оставшийся без присмотра малыш отошел далеко от дома, и волк утащил его в лес. Мать пропавшего ребенка очень почитала святого Симперта. Она, рыдая, стала молиться святому, прося его заступиться и вызволить из беды ребенка. Спустя какое-то время неожиданно появился волк, несущий в пасти малыша, целого и невредимого. Благодарная мать взяла ребенка на руки и понесла его в Аугсбург, где рассказала его жителям, как ей в горе помог по ее молитвам святой Симперт. А еще она заказала у аугсбургских художников-мастеров небольшой восковой барельеф, на котором был изображен волк, держащий в пасти ее дитя. Этот барельеф долгое время находился рядом с гробницей святого Симперта, которого с ХV века стали изображать с волком.
Гробница святого Симперта была в сентябре 1977 года вскрыта. В медном реликварии были обнаружены его мощи и текст жития святого, датированный 1492 годом. Симперт был причислен к лику святых в 1468 году папой Римским Николаем V.
Имя святого Симперта увековечено в названии древней крипты собора Девы Марии (Мариендом). Считается, что начало его строительства в Аугсбурге относится к 807 году, и предпринято оно по благословению Симперта. В 930 году собор был заново перестроен святым Ульрихом. В последующие столетия собор несколько раз достраивался и перестраивался. В Западной Европе этот собор известен тем, что в нем сохранились самые ранние в мире - второй половины XI века - цветные витражи, изображающие библейских пророков. К собору Девы Марии ныне как раз и примыкает Музей диоцеза Аугсбурга, одним из ценнейших экспонатов которого являются большие двустворчатые бронзовые двери (XI в.), через которые некогда входили жители Аугсбурга в свой главный собор.
Святой Ульрих, епископ Аугсбурга
В молитвах к святой Афре, ставшей первой покровительницей Аугсбургского епископства, часто обращался и другой патрон города - святой Ульрих Аугсбургский (890-973).
Родился он в благородной и знатной семье в Аугсбурге. Образование Ульрих получил в 900-908 годах в монастырской школе Санкт-Галлена. Дальнейшее обучение продолжил под руководством аугсбургского епископа Адальперо (877-909). Потом отправился в Рим, где его как священника хотели оставить при папе Римском Сергии III, но, узнав о смерти епископа Адальперо, Ульрих возвратился на родину. Жил в родительском поместье. После смерти в 923 году епископа Хилтина на епископскую кафедру был возведен Ульрих - ему было тогда 33 года. Жития рассказывают об Ульрихе как о строгом, но добром пастыре Его праведную жизнь современники считали образцом для подражания. Он восстановил в своей епархии канонические порядки, исправил нестроения, построил несколько церквей, устроил в городе церковную школу. Император Оттон I пригласил его участвовать в управлении государством, и святой Ульрих играл важную роль в политике императорского двора Оттонов.
Имя святого Ульриха часто упоминается в связи с противостоянием мадьярам и битвой с ними на реке Лех. Когда многочисленные полчища венгров-кочевников вторглись в немецкие земли и направились к городу Аугсбургу, епископ Ульрих, верный Оттону, призвал горожан к мужественной обороне. Уже конные разъезды доносили, что враг близок. Аугсбургцы, ободренные святым причастием и напутственными словами епископа, готовы были отразить натиск врагов, подступивших к стенам города. Не слишком многочисленный отряд воинов, воодушевляемый епископом, успешно держал оборону. Сохранились сведения, что во время одной из вылазок аугсбургцев епископ Ульрих сопровождал воинский отряд в одном только церковном облачении, без лат и оружия, ношение которых не позволялось ему как духовному лицу. Наступила ночь, большую часть которой епископ Ульрих провел в молитве, лишь под утро позволив себе на короткое время забыться сном. Но утром мадьяры, узнав о приближении войска короля Оттона, отошли от стен города. Епископ же Ульрих после битвы принялся руководить восстановлением поврежденных стен города и укреплением его слабых мест.
Битва на реке Лех между мадьярами и войском короля Оттона произошла 10 августа 955 года. Мадьяры надеялись на легкую победу и думали, разгромив Оттонову дружину, вновь осадить Аугсбург: они считали, что в городе хранится казна Баварии.
День накануне сражения, 9 августа, был объявлен днем поста и молитв. На следующее утро, в день памяти святого Лаврентия, воины Оттона простили друг другу обиды и прегрешения и торжественно поклялись в нерушимой верности своим предводителям. Сам же Оттон дал обет угоднику Лаврентию, если по его заступничеству будет одержана победа, учредить в его честь епископство в Мерзебурге. О победе молился и епископ Ульрих, получивший ночью от явившейся ему в сонном видении святой Афры предсказание о победе. И действительно, враг, превосходивший численностью, но не стойкостью духа и военной дисциплиной, был разбит, а Аугсбург избавлен от угрозы быть захваченным, поруганным и разграбленным язычниками.
Святого Ульриха часто изображают с епископским посохом и рыбой в руке - в память легенды о чуде превращения куска мяса в рыбу. Есть две версии этой легенды. Согласно одной, некие недоброжелатели как-то подсунули в пятницу епископу Ульриху мясо, но оно чудесным образом превратилось в рыбу. Вторая повествует о некоем недолюбливавшем епископа Ульриха императорском гонце, которого однажды епископ одарил куском мяса. Посланник решил воспользовался этим, чтобы оклеветать святого: мол, вот епископ Ульрих вкушает мясо в пятницу. Это, мыслил клеветник, должно было навлечь гнев короля Оттона на епископа. Однако стоило только лукавому и неблагодарному посланнику развернуть при всех дар святого Ульриха, как мясо чудесным образом стало рыбой.
Одно из преданий рассказывает, что, почувствовав приближение смерти, святой Ульрих пеплом начертил на земле крест, окропил его святой водой, потом лег на это место и с пением литании отошел ко Господу. Погребал святого епископ Вольфганг Регенсбургский.
Известно, что уже через несколько лет после кончины епископа Ульриха его житие было написано близким другом святого, Шгерхардом, который придал многим событиям из жизни святого легендарный характер.
Слава о святости епископа Ульриха и о чудесах, происходивших на его могиле, была столь велика и распространилась так быстро, что в 993 году в Риме он был причислен Римским папой Иоанном XV к лику святых - это был первый официальный акт Римских пап о канонизации. День памяти святого Ульриха, епископа Аугсбургского, отмечается 4 июля.
Мощи святого Ульриха, находившиеся рядом с гробницей святой Афры, были обнаружены и перезахоронены после восстановления церкви и пожара 1183 года.
В сокровищнице базилики святых Ульриха и Афры несколько столетий хранились принадлежащие святому Ульриху риза, нательный крест, привезенный им из Рима в 954 году, и серебряный бокал. Сегодня они экспонируются в Музее диоцеза Аугсбурга, в хранилище которого имеется и гравюра на дереве (1500), на которой изображены (в сопровождении коротких пояснительных текстов) более 200 ныне утраченных реликвий и христианских святынь, имевшихся некогда в базилике святых Ульриха и Афры.
У главного входа в базилику помещен список самых известных ее посетителей, среди которых были германский король и император Священной Римской империи германской нации Оттон I (965), германский король и император Генрих IV (1071), германский король и император Фридрих I Барбаросса (1181), австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1777), папа Римский Пий VI (1782), король Баварии Людовик III (1914) и многие другие, в числе которых и видные политические деятели послевоенной Германии.
Православное присутствие в Аугсбурге
Базилика святых Ульриха и Афры в последние годы стала известна и своей богатой коллекцией православных икон. В ее расположенной недалеко от главного алтаря капелле святого Варфоломея находится ныне небольшой музей православных икон («Ort der Ikonen»), в собрании которого находится свыше 30 русских икон XVII-XIX веков. Здесь часто можно видеть наших соотечественников.
В Аугсбурге одна из самых многочисленных русскоязычных общин Баварии. По статистическим данным, здесь проживает свыше 20 000 русскоязычных жителей. В подавляющем большинстве это эмигранты последней волны - с начала 90-х годов ХХ века. Из них 85% приехали по линии немецкой эмиграции, а остальные - по линии еврейской эмиграции.
Многие из русскоязычных жителей Аугсбурга являются членами православного прихода РПЦЗ. Верующие собираются на богослужения в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», расположенный на улице Доminikanergasse, 5. Сюда из Мюнхена приезжает протоиерей Николай Артемов.
Приход стал складываться в 30-е годы прошлого века. Из апрельского номера газеты «Нойе Аугсбургер Цайтунг» за 1936 год можно узнать, что в Аугсбург из Берлина приезжал окормлять верующих протоиерей Иоанн Соколов. Пасхальные богослужения совершались тогда в арендованной часовне «Гольдшмид-Капелле». Официально приход был зарегистрирован в 1938-1939 годах. Накануне Второй мировой войны в приходе насчитывалось около 200 человек, в числе которых много «русских иностранных рабочих», прибывших в город из Франции и Бельгии.
В годы войны Аугсбург, где находились танковый и авиационный заводы, а также ремонтные мастерские военной техники, сильно пострадал во время бомбежек. Самый крупный налет американской и английской авиации был совершен в конце февраля 1944 года, когда по городу нанесли мощный удар свыше 500 самолетов союзников - стран антигитлеровской коалиции. Тогда погибло большинство ценных архитектурных памятников и церковных сооружений.
К концу войны число православных прихожан несколько увеличилось; кроме русских, членами православной общины были румыны, сербы, украинцы, латыши и эстонцы. Были и беженцы, жившие в лагере Хаунштеттен. Осенью 1945 года на улице Герсбюльштрассе, 204 открылась домовая церковь; правда, службы в ней совершались в основном в зимнее время. В этом же году в церковно-приходской совет входил один из потомков графа Мусина-Пушкина (имя его неизвестно), впоследствии переехавший в Америку.
В 1946 году прихожане владели небольшой типографией, где малыми тиражами печаталась разные церковные издания. Указом митрополита Анастасия (Грибановского) в 1947 году в Аугсбурге образуется благочиние всей земли Швабен. Начиная с 1956 года, когда решением городских властей было снесено здание, в котором находилась домовая церковь, приход был занят поиском помещений, где можно было бы совершать богослужения. Чаще всего они проходили в евангелической церкви святого Макса.
В настоящее время в дни больших церковных праздников храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» посещают около 200 прихожан. Одним из крупных событий последнего времени явилось пребывание в городе в ноябре 2008 года мощей святых преподобномучениц - великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
Многие православные верующие Аугсбурга и прибывающие сюда паломники открывают для себя здесь удивительный мир христианской святости, связанный с его великими подвижниками, просиявшими на немецкой земле в первое тысячелетие существования неразделенной Церкви.
http://www.pravoslavie.ru/put/29202.htm