Казань охотно принимает музейные и театральные гастроли из России. И сейчас там гостят картины Куинджи из Русского музея и ковры из Московского художественного музея. Но никогда еще для совместного выезда в глубь постсоветского (да и советского) пространства не объединялись два мировых музейных гиганта.
Если следовать хронике событий, все началось пару лет назад, когда члены Международного консультационного совета Эрмитажа знакомились с работой казанского филиала музея. По легенде, директор Лувра прошелся босиком по берегу Волги, восхитился окружающей красотой и сказал, что не прочь поучаствовать в эрмитажной выставке для казанского Кремля.
Казань, отметившая тысячелетие, и в самом деле может очаровать с первого взгляда. Здесь много удивительных памятников, много простора, воздуха и воды. В глаза бросаются мощеные улицы, покрашенные фасады, новый мост, короткая, но художественно оформленная ветка метро... Обилием водных магистралей столица Татарстана напоминает наш город. Улица, подаренная Казани к ее тысячелетию Петербургом, выглядит органично. Опытный взгляд петербургского жителя заметит и признаки общих проблем развития исторических городов - современную архитектуру, активно внедряющуюся в исторический центр, здания-памятники, разрушающиеся в ожидании реставрации.
Шумная, суетная городская жизнь кипит за стенами казанского Кремля, не выплескиваясь на его территорию. Высоко на холме на площади стоит уникальный архитектурный ансамбль, на лице которого отразилась вся история столицы Татарстана. Казанский Кремль - памятник культуры ханского периода, образец сочетания татарского и русского влияния в архитектуре. Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
За длинной, без малого в два километра, крепостной стеной высятся башни, здания, храмы. Кремль не только гордость Казани, он - символ веротерпимости и межнационального согласия. Его украшают два уникальных культовых сооружения: Благовещенский собор, основанный Иваном Грозным в 1552 году, и мечеть Кул Шариф, построенная недавно в честь одного из руководителей обороны Казани от войск того же русского царя.
В Кремле на месте, где стоял дворец казанских ханов, теперь находится Президентский дворец. В зданиях по соседству обосновались министерства, ведомства, музеи заповедника «Казанский Кремль». Вот в такой достойной компании и получил прописку центр «Эрмитаж - Казань».
Он открылся три года назад. С тех пор жители Казани успели увидеть там интересные выставки из собраний главного российского музея. Новую выставку - «От Китая до Европы. Искусство исламского мира» ждали с особым нетерпением. Интерес подогревала тема и участие в проекте Лувра.
У Лувра много собственных забот. Он открывает представительство на севере Франции в промышленном районе страны и филиал в Абу-Даби, который будет носить имя Лувра. Собственная экспозиция исламского искусства парижского музея надолго закрылась на реконструкцию. По проекту японского архитектора, выигравшего международный конкурс, для нее обустраивается историческое дворцовое пространство. Сложившиеся обстоятельства и способствовали тому, чтобы с берегов Сены на берега Казанки и Волги отправился ценный груз. В дальний путь пустились экспонаты, которые раньше стены парижского музея не покидали или делали это редко. «Сен-Жосская плащаница» - образец уникального саманидского шелка, изготовленного до 961 года в Хорасане; таз с именем Гуго де Лузиньяна - единственное исламское изделие из металла с титулом и именем немусульманского правителя; рипида (литургическое опахало) с изображением Марии с младенцем, изготовленное в Сирии или Египте в XIII столетии, и другие вещи добирались в Татарстан в сопровождении музейного хранителя.
Рабочая группа со стороны Эрмитажа памятников привезла больше: персидские миниатюры, индийские кашмирские шали, бронза, керамика, оружие и многое другое. Центральным экспонатом выставки, бесспорно, стал шатер, подаренный Александру III одним из последних Бухарских эмиров.
К музеям - организаторам выставки примкнул и Национальный музей Республики Татарстан. Он дополнил экспозицию ювелирными украшениями из своих собраний, созданными местными мастерами в XVIII - XIX веках. Всего в залах эрмитажного центра перед публикой предстало около четырехсот раритетов, составивших яркую, зрелищную экспозицию.
Механизм взаимодействия музеев Татарстана, России и Франции, запущенный Эрмитажем, продолжает набирать обороты. Анри Луаретт обмолвился о важности ответного визита из Казани. В Музее изобразительного искусства Татарстана его поразили картины Николая Фешина - представителя русского импрессионизма. Судя по всему, Франция скоро откроет для себя этого художника. Пользуясь случаем, Анри Луаретт знакомился с музеями Казани и делал это с дальним прицелом. 2010 год будет Годом России во Франции и Франции в России. В Париже планируется грандиозная выставка из российских музеев, посвященная русскому искусству.
Директор Лувра побывал в знаменитом Раифском Богородицком монастыре и не поленился съездить за триста километров от Казани в Елабугу, где первые двадцать лет жизни провел Шишкин и завершила свой земной путь Цветаева. Как говорит Луаретт, имя Цветаевой известно во Франции, там ее читают и цитируют. И вообще на родине директора Лувра русскую культуру, литературу и музыку знают. Правда, того же не скажешь о живописи.
Интересные повороты делает порой судьба. Француз Луаретт женат на женщине из рода Ростопчиных, ее предок отдал приказ сжечь Москву под носом у Наполеона. В Елабуге Луаретт заглянул в дом-музей кавалерист-девицы Дуровой, той самой, которая в качестве адъютанта помогала Кутузову разгромить французов в войне 1812 года. Остаток жизни она провела в Елабуге. Фильм «Гусарская баллада» о ней.
Отправляясь домой, гость из Франции сказал, что для него самым сильным впечатлением от Елабуги стал пейзаж. Город на вершине холма, простор, река...
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10255257@SV_Articles