Может ли платок помочь спасению?

Требования к внешнему виду в православном храме (отсутствие головного убора для мужчин, юбка и платок у женщин, скромный и опрятный вид для всех) в наши дни знает практически каждый. Нашим современникам они кажутся устаревшими, свидетельствующими о косном, нелиберальном церковном мышлении. «Ведь Бог же смотрит на сердце, а не на внешний вид человека!» - говорят они. Церковные аргументы им кажутся неубедительными.
Однако в духовной жизни христианина все имеет значение: и внешний вид, и поведение, и внутреннее устроение. А в наши дни требования к внешнему виду не только не потеряли своего значения, но и приобрели новое звучание.

Послушание Церкви

Человек, который только переступает порог храма, попадает в совершенно неведомый ему мир, живущий по своим, не всегда понятным правилам. В числе первых правил, с которыми он знакомится, - требование к внешнему виду. Реакция может быть разная. Он может остаться и смириться перед многовековой традицией, которая кажется непонятной, но достойной уважения. Может уйти, хлопнув дверью, оскорбившись только за то, что его кто-то вздумал учить. А может остаться и соблюдать требования Церкви по своему выбору и эстетическому вкусу (легендарные платки поверх брюк, изображающие юбку, или носовой платок на голове, изображающий головной убор).

Можно с уверенностью сказать, что любой выбранный вариант поведения в дальнейшем обязательно повлияет на духовную жизнь этого человека. Откуда, скажите мне, найдет он в себе силы и решимость (а главное, желание) отказаться от греховных привычек, порвать преступные связи, начать ограничивать себя в еде, если пустяковое требование надеть платок или снять шапку вызывает у него раздражение?

Конечно, ни юбка, ни платок не являются самоцелью. Если женщина случайно проходила мимо храма и захотела зайти помолиться, можно заходить и в брюках. Но в наши дни все чаще не считают обязательным проявлять уважение к христианской традиции, даже если специально идут на службу. С юбками сложнее, а вот платки висят практически в каждом храме - заходи и бери. Однако кто-то берет, а кто-то не считает это нужным.

Мы живем в эпоху «общества потребления», в котором человек воспринимает окружающий мир как большой магазин, где удовлетворяют его потребности. А Церкви в нем отводится место отдела, отвечающего за комфортное состояние души. И Бога здесь принимают ровно настолько, насколько Он решает «лично мои» проблемы. Поэтому любое церковное требование оскорбляет нашего современника.

Как сотруднику собора мне приходится общаться с людьми, которые звонят в храм. К сожалению, зачастую моих собеседников раздражают малейшие трудности, которые возникают в связи с церковными правилами (подготовка к Причастию, беседа со священником перед Крещением). «А нельзя ли попроще?» - спрашивают они.

Но как бы ни менялась идеология мира сего, Церковь остается местом, где человек служит Богу, а не наоборот. Христианство невозможно без жертвы. Если человек своим «я» дорожит больше, чем мнением Церкви, ему будет очень тяжело продолжить путь воцерковления.

Проповедь о Церкви

Часто, даже из уст церковных публицистов, звучит высказывание о том, что раньше платок символизировал именно семейный статус женщины. А в наши дни ничего не символизирует, и потому не обязательно его надевать в храме.

С этим сложно согласиться. Действительно, сейчас замужние женщины одеваются так же, как девицы, бабушки, как их внучки. К сожалению, утрачены национальные особенности повседневной одежды. Ни покрой, ни цена ничего не говорят об имущественном положении человека. Но зато очень часто одежда может свидетельствовать о мировоззрении ее владельца. Как кожаная куртка и железные наклепки выдают рокера, так и платок с длинной юбкой могут рассказать о церковности женщины. И в связи с этим возникает вопрос, а готова ли она молчаливо поведать о своей вере? Хотя гонений нет уже двадцать лет, стремление жить не как все по-прежнему вызывает вопросы и раздражение. Но, с другой стороны, даже один ее вид может напомнить согражданам, что церковные люди живут рядом с ними, а не только в телевизионных передачах и на страницах газет. Ведь мусульманские женщины не стесняются носить традиционную одежду, таким образом свидетельствуя о своих религиозных убеждениях.

Воспитание в Церкви

Одной из главных христианских добродетелей является целомудрие - способность мыслить цельно, трезво, вести себя в соответствии со своим полом и возрастом. Это особенно важно в наше время, когда женщины ведут себя, как мужчины, мужчины изнежены и не способны к принятию решений, как женщины, старики изо всех сил подражают молодым.

Скромная женская одежда приучает и вести себя, и чувствовать именно женщиной, а не героиней известного фильма, которая на вопрос: «Вы мужчина или женщина?» - отвечает: «Какая разница, товарищ!» Ведь такое нивелирование ничего, кроме боли, самой женщине не приносит.

Можно, конечно, думать, что так сильно изменились времена, что мы в любом виде можем чувствовать и вести себя благочестиво и благоговейно. Но недаром же писал прп. авва Дорофей: «Иное расположение души у человека, едущего на коне, иное у сидящего на престоле, и иное у сидящего на земле, иное у носящего красивую одежду, и иное у носящего худую». И не стоит полагать, что великий авва имел в виду всех, но только не нас с вами.

http://www.trsobor.org/listok.php?id=117

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Шмелева
Все статьи Марина Шмелева
Последние комментарии
С юбилеем, Михаил Сергеевич!
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.03.2021 18:59
Природное явление, случайная утечка или диверсия?
Новый комментарий от Советский недобиток
01.03.2021 18:12
Продолжить святое дело генерала Дитерихса
Новый комментарий от наталья чистякова
01.03.2021 17:30
Император Александр III
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.03.2021 17:13
«Дать финальную оценку развалу Советского Союза»
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.03.2021 16:06
Петр I оздоровил церковную жизнь
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
01.03.2021 15:51
Вечная память!
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
01.03.2021 15:19