Памяти священномученика Михаила Вотякова

«Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви. Его надо изолировать»

Бывший СССР 
0
406
Время на чтение 8 минут

Источник: Православие.ру

Ежегодно в небольшое пригородное село Чистопольские Выселки в республике Татарстан 18 июня приезжают гости из Москвы, Казани, Ульяновска и других городов. Некоторые из них именно здесь – в Свято-Троицком храме – узнали, что приходятся родственниками друг другу. А собирает их священномученик Михаил Вотяков, расстрелянный за веру в 1931-м году. Их общий предок и наш молитвенник.

По молитвам отца Михаила

Отец Михаил в кругу семьиОтец Михаил в кругу семьи

«У отца Михаила было 9 детей, потому и потомков теперь немало. Они помнят своего святого родственника, чтут его. И стараются принять участие в богослужении и в общей праздничной трапезе в день его памяти», – рассказывает настоятель Троицкого храма священник Симеон Махортов.

По его словам, потомки святого смогли найти свой путь в жизни, получить хорошее образование. Что само по себе чудо, ведь вместе с батюшкой пострадали и его близкие.

«После расстрела отца Михаила в 1931-м году его старшие дети были высланы на поселение в Тобольск, супруга Анна с младшими детьми осталась в Чистополе. После тобольской ссылки дети разъехались по разным городам. Старший из сыновей отца Михаила, Александр, выбрал Челябинск. После Великой Отечественной войны в Челябинск приехала Мария – моя бабушка – со своими тремя дочерьми. Вслед за ними в Челябинск переехала Анна, супруга отца Михаила», – делится правнук святого Виталий Вячеславович Ганцев.

Диаконн Михаил Вотяков с супругой АннойДиаконн Михаил Вотяков с супругой АннойСемья новомученика смогла пережить гонения на Церковь, войну, разруху и голод, сохранив веру в Бога и надежду на Его милость. Несмотря на лишение гражданских прав супруги и детей, внуки смогли получить высшее образование и хорошую работу. И сохранить память о священномученике, передав ее потомкам.

«Дети отца Михаила, несмотря на репрессии и частичные поражения в гражданских правах, сохраняли православные традиции. Невзирая на многочисленные переезды, в семье смогли сохранить фотографии отца Михаила, несколько икон и православных книг», – свидетельствует Виталий Вячеславович.

«Когда началось возрождение нашего храма, в этом самое деятельное участие приняли внуки святого – братья Александр Анатольевич и Алексей Анатольевич Вотяковы», – говорит отец Симеон.

 

Он отмечает: пока активно шла реставрация, и в мирских делах им сопутствовал особый успех, явно по молитвам святого и ради благого дела.

Первое богослужение в Троицком храме совершили через 70 лет после мученической смерти отца Михаила – 18 июня 2000 года. Всего за 3 года храм был восстановлен из руин. Сегодня его украшают росписи и множество образов святых. И среди них – образ простого сельского пастыря, в тяжелые годы гонений сохранившего верность Христу.

Тернистый путь сельского пастыря

Священномученик Михаил родился 5 ноября 1881 года в деревне Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии, в семье крестьян Тимофея Александровича и Ксении Ефимовны Вотяковых. В 1899-м году он окончил Саврушскую церковно-приходскую школу и получил удостоверение о праве преподавания хорового пения.

Священник Симеон МахортовСвященник Симеон Махортов10 декабря 1906 года Михаил был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Богородице-Сергиевского Черемисского женского монастыря в Царевококшайске. Все это время он состоял в должности учителя в различных церковно-приходских школах и в школе Министерства народного просвещения. Во время служения в сане диакона отец Михаил вел трезвую непорочную жизнь, и, как писала о нем в характеристике игуменья Магдалина, был «поведения очень хорошего, скромного, показал себя диаконом религиозным, усердным к богослужению и к исполнению своих служебных обязанностей». Отец Михаил был преемником благочестивых традиций, у него в храме всегда был порядок.

В 1911-м году диакон Михаил выдержал испытание на получение сана священника и в 1914-м году был рукоположен к Покровскому храму в селе Кумья Козмодемьянского уезда. В этом храме в 1917-м году у отца Михаила начались искушения. Староста старался всячески опорочить батюшку, оговаривал его перед прихожанами и благочинным, писал ложные доносы. По наущению старосты певчие не приходили на службу или самовольно уходили из храма во время богослужения. В зимнее время, чтобы не совершалось богослужение, староста подговаривал сторожа не звонить в колокола, не открывать и не топить храм.

Староста с некоторыми своими единомышленниками обвинил батюшку в вымогательстве денег за требы и в небрежном исполнении обязанностей священника. Управляющий Казанской епархией епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) назначил расследование; оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря, однако крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода. 1 ноября 1917 года прихожане обратились к епископу Анатолию с просьбой обжаловать это решение. Архипастырь с ними согласился и оставил отца Михаила в храме, однако отношения оставались напряженными.

В 1919-м году батюшка был переведен в храм Равноапостольных Константина и Елены в село Кулаково Козмодемьянского уезда. Приход был беден, а во время Гражданской войны и голода еще более обнищал. Положение священника, у которого была уже к тому времени большая семья, стало отчаянным. В 1923-м году храм в селе Кулаково был закрыт, и отец Михаил был назначен в Покровский храм в селе Сарсасы. Во время служения на этом приходе он был возведен в сан протоиерея.

«Я пострадаю за Христа»

В 1929-м – начале 1930-го года советская власть приступила к насильственному созданию колхозов и массовым арестам сопротивлявшихся коллективизации крестьян, а вместе с ними и духовенства. В 1929-м году протоиерей Михаил был арестован по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через несколько месяцев за недоказанностью обвинения освобожден. В 1930-м году он был направлен служить в Свято-Троицкий храм в селе Чистопольские Выселки вместо скончавшегося там священника.

В этом году в Чистополе обновленцы захватили последнюю церковь. Ближайшим для горожан действующим храмом был теперь Свято-Троицкий храм села Чистопольские Выселки. Он стал кафедральным собором, центром духовной жизни в Закамье. Власти хотели закрыть и этот храм, но верующие смогли отстоять свою святыню, заявив властям, что «им не нужен колхоз, а нужна церковь, чтобы молиться». Этому способствовали и вдохновенные проповеди отца Михаила, приводившие прихожан к сердечному сокрушению. В них он призывал верующих ко спасению своих душ, указывая на «единое на потребу». Тем самым ревностный батюшка привлекал внимание властей, подписывая себе смертный приговор.

Свято-Троицкий храм села Чистопольские ВыселкиСвято-Троицкий храм села Чистопольские Выселки

В Страстную Пятницу 1931 года отец Михаил проснулся рано и выглядел обеспокоенным. На вопрос супруги Анны он ответил, что видел странный сон.

«Снится мне, – рассказывал он своим домашним, – что служу я в храме, и служба такая умилительная, радостная, хор поёт, словно ангелы, в храме всё светится неземным ярким белым светом. Я стою у престола в белых ризах, а не в красных, как это принято, и служу пасхальную Литургию. И так мирно, тихо и радостно на душе, как будто я служу не здесь на земле, а на небе, в Царствии Божием».

После этого батюшка, немного помолчав, добавил:

– Я пострадаю за Христа, приму мученическую смерть за исповедание православной веры.

Отец Михаил с супругой Анной и детьмиОтец Михаил с супругой Анной и детьмиИ, снова помолчав, он несколько раз повторил:

– Я пострадаю за Христа.

Однако и Пасху, и Светлую седмицу пастырь провел в храме. Его крестный путь начался на второй седмице… 20 апреля 1931 года председатель и секретарь сельсовета в Чистопольских Выселках составили акт, в котором написали:

«Священник Михаил Вотяков... каждую службу выступает с ‟проповедью”, где упоминает колхозы. По разговорам женщин, которые восхваляют выступления... он начинает свою проповедь с жизни какого-нибудь святого и кончает тем, что вот, мол, до чего мы дожили в настоящее время. Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви... Сельсовет считает, что Вотяков в церкви... ведет антисоветскую работу... агитирует против колхозного движения. Настоящим сельсовет считает, что Вотякова необходимо изолировать... Изоляция Вотякова необходима в связи с проведением весенней посевной кампании и коллективизации»[1].

22 апреля 1931 года отец Михаил и с ним 11 крестьян были арестованы. Из дома батюшка пешком под конвоем был отправлен в чистопольскую городскую тюрьму. Своего пастыря вышли провожать многие верующие села Чистопольские Выселки.

Священномученик Михаил ЧистопольскийСвященномученик Михаил Чистопольский29 апреля, после допроса всех свидетелей, следователь допросил протоиерея Михаила. Из всех предъявленных ему обвинений священник признал только то, что действительно обращался к церковному совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но церковный совет ему в этом отказал.

«К населению я с такой просьбой не обращался, – сказал отец Михаил, – со стороны верующих я получал что-либо из пищи, но денежных средств я от верующих не получал... В отношении разговоров... о колхозах... я всегда предупреждал заранее, чтобы такие разговоры не заводили. Разговоры... велись чисто религиозного характера».

12 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника и некоторых крестьян к расстрелу. Протоиерей Михаил Вотяков и крестьяне были расстреляны 18 июня 1931 года на Архангельском кладбище города Казани и погребены в общей безвестной могиле. Последнее слово перед расстрелом батюшка произнес к своим односельчанам, призывая их простить гонителей и палачей, как и он сам простил их.

16 января 1989 года протоиерей Михаил Вотяков был реабилитирован. 18 июня 2006 года – прославлен в лике святых.

Вечная память

Памяти – благодарной, вечной – желаем мы усопшим христианам. Память о священномученике Михаиле живет не только в его внуках и правнуках. К сожалению, мощи этого верного Христу пастыря покоятся в безвестной могиле, вместе с пострадавшими в те страшные годы. Но Свято-Троицкий храм в Чистопольских Выселках – большой и светлый памятник святому.

«Мы установили здесь, на территории храма, большой поклонный крест в память о священномученике Михаиле и всех, кто пострадал за веру в годы гонений», – рассказывает отец Симеон Махортов.

Здесь же погребен священник Алексий Карташов, много потрудившийся для возрождения Троицкого храма.

Храм новомучеников ЧистопольскихХрам новомучеников ЧистопольскихПопечением отца Алексия и внуков святого в Чистополе построен еще один храм во имя Чистопольских новомучеников – святителя Иоасафа (Удалова) и святого Михаила Вотякова. И его не забывают навестить 18 июня потомки святого и все, кому дорога его память.

Еще память живет в детях, рожденных по молитвам священномученика Михаила. Сам многодетный отец, он помогает обрести родительское счастье супружеским парам, в которых долго не было детей. Они также молятся 18 июня в Свято-Троицком храме вместе с долгожданными чадами и благодарят святого за помощь.

– Чувствуете ли вы помощь небесного покровителя вашего храма? – спрашиваем настоятеля.

– Я служу в этом храме 3 года и, конечно, почитаю святого Михаила. Известно, что он был хорошим проповедником, что его проповеди до слез трогали людей. Каждый раз, собираясь выйти на амвон, я прошу святого о помощи, чтобы и моя проповедь принесла кому-то пользу, – отвечает батюшка.

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24), – говорит Спаситель. Эти слова, понятные любому земледельцу, приобрели особое звучание в судьбе Христовых мучеников. Умерших, но не умирающих – в памяти, в потомках, в храмах и молитвенной помощи.

Марина Шмелева

[1] Дамаскин (Орловский), игумен Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь. Тверь, 2008. С. 22–26.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Шмелева
Все статьи Марина Шмелева
Бывший СССР
День памяти святителя Иоасафа Белгородского
Сегодня мы также вспоминаем генерала Н.П.Слепцова, поэта К.Д.Бальмонта и авиаконструктора А.Н.Туполева
23.12.2024
День памяти священномученика протоиерея Павла Левашева
Сегодня мы также вспоминаем сенатора А.А.Ширинского-Шихматова и графа А.П.Игнатьева
22.12.2024
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Он спал на берегу моря...
Об Абхазии и её народном поэте Мушни Ласуриа
21.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Новый комментарий от Виктор Фролов
23.12.2024 19:10
Кто осуществляет власть в России: «советы муфтиев» или госорганы?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.12.2024 15:05
Курс на создание «государства в государстве»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.12.2024 14:41
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Советский недобиток
23.12.2024 14:34
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Ur2000
23.12.2024 14:25
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
23.12.2024 14:23
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
23.12.2024 14:13