Фильм «Крест» – попытка увидеть смысл бытия

0
107
Время на чтение 6 минут

Источник: Православие.ру

Документальный фильм в широком прокате – редкость, а уж христианский фильм – редкость сугубая. И потому мне очень хотелось не пропустить это событие – выход в свет картины Сергея Дебижева «Крест». Тем более что и время – дни празднования Воздвижения Животворящего Креста Господня – особо располагало к просмотру.

Афиша фильмаАфиша фильма    

Услышать голос вечности

С творчеством режиссера я была знакома по документальному фильму «Святой Архипелаг», который, оказывается, был первым в религиозном триптихе автора. И уже тогда отметила для себя и красоту, и особый стиль повествования, и желание подумать в тишине, которое оставляет просмотр картины. И вот «Крест» – фильм-продолжение и центральная часть триптиха. Это и неслучайно, ведь Крест – ось мироздания, его смысл и спасение. Об этом мы неоднократно услышим и подумаем во время просмотра.

А завершит трилогию, по замыслу автора, фильм «Вечный человек».

– Веками слышат люди голос вечности, пытаются разгадать тайну бытия, соединить земное и небесное. Тайное становится явным, когда приходит сила веры, сила надежды, сила любви. Мир открывается заново. Все обретает смысл, и жизнь течет по законам вечности, – говорит Сергей Дебижев.

Помочь зрителю услышать голос вечности в своем сердце, остановиться и задуматься о смысле бытия – задача не из легких. Решая ее, создатели картины побывали на Страстной седмице в Иерусалиме, сняли в Эфиопии православные храмы, вырубленные в скалах, поднялись на Синай. И помогли нам увидеть мир шире, замереть от его красоты и великого замысла Творца.

Особое выразительное средство – музыка, которую написал композитор Виктор Сологуб, давний соработник режиссера. Поразили песнопения на арамейском языке. Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) исполнил для фильма псалмы 16, 50 и 53, а также молитву Спасителя в Гефсиманском саду и «Отче наш». Привычные, знакомые наизусть тексты на древнем языке Христа обретают особую глубину и величие.

Кадр из фильма «Крест»Кадр из фильма «Крест»    

 

Поражает и разноплановость, и география картины. Соловки и Печоры, Суздаль и Тутаев, Святая Земля и Эфиопия – мы будто парим над землей и пытаемся увидеть ее с неба. Или, наоборот, – на земле найти путь к Небу, единственным мостом к которому является Крест Христов.

Умение видеть и думать

Во время просмотра первой картины триптиха я определила для себя ее жанр – это фотоальбом с подписями, а не книга с редкими иллюстрациями. Текста в нем минимально, хронологии и вовсе нет. Этим, кстати, были разочарованы некоторые из моих знакомых при просмотре «Святого Архипелага». Они шли на исторический рассказ о Соловках, а получили созерцание и неспешное размышление.

Но это не ошибка или неудача, а сознательный выбор авторов.

– Осталась ли в нас способность смотреть на себя пристально? Не пора ли, наконец, отвлечься от какофонии информационных потоков и впустить в себя внутреннюю тишину? – говорит Сергей Дебижев. – Вспомним, что еще недавно были времена, когда люди считали вопрос о смысле человеческого существования важнейшим.   

Именно вопросам и поиску ответа на них посвящены фильмы режиссера.

Кадр из фильма «Крест»Кадр из фильма «Крест»    

– Этот мир изначально задуман как временный. В «Апокалипсисе» Иоанн Богослов пишет, что мир все равно обречен. Деградация людей естественна. Земля будет существовать до тех пор, пока рождает святых и просто людей, которые годны для будущей жизни, – эти слова монаха-иконописца Никиты (Гашева) звучат на фоне видеоряда типичной городской суеты, вечно спешащей куда-то толпы людей. Причем толпа всегда серая – на контрасте с прекрасными яркими кадрами природы, церковного убранства. Но отрадно отметить, что автор не делит все на плохое и хорошее. И что важнее всего – не делит так людей.   

Конечно, при взгляде на толпу мы вспоминаем слова Спасителя:

«Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14).

Кадр из фильма «Крест»Кадр из фильма «Крест»  

Но толпа состоит из людей – очень разных людей, встречаются в ней и добрые, и мужественные, и скорбные лица. Папа несет ребенка, девочка смотрит на нас… на этой широкой дороге все же путь у каждого свой.

Как и на другом пути – узком и спасительном. Вот шествие по улицам Иерусалима в Страстную Пятницу – великий момент, искренняя молитва, слезы. И вдруг все начинают фотографировать и фотографироваться на телефон (как сегодня без этого?..). И тоже становятся какими-то серыми. Дело, впрочем, не в цвете, а в сердце. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей», – вспоминаю слова Федора Михайловича Достоевского. И Крест Христов в этой битве – главный помощник и союзник.

 

Создатели фильма мало нам, зрителям, говорят, больше показывают и призывают к мысленному диалогу, сочувствию и соавторству. Вот старинный храм – величественный, когда-то красивый, полуразрушенный. Кресты на куполах погнулись, стены лишь напоминают о былом. И параллельно яркая, искусственная среда мегаполиса. Нам надо задуматься? О чем?

Легендарная тюрьма «Кресты»Легендарная тюрьма «Кресты»    

Вот идут кадры – с высоты птичьего полета легендарная Петербургская тюрьма «Кресты», открытая в 1893 году на Выборгской стороне. Она состоит из двух крестообразных по форме корпусов, в ней свыше тысячи одиночных камер. Мы просто смотрим на нее – никакого закадрового текста. И сами стараемся понять: о чем хотят нам сказать авторы? Может быть, напомнить о том, как много людей здесь несли свой личный крест. Были здесь и те, кто несением креста искупал страшные грехи, исцелял свою душу. Ведь именно для этого Соня Мармеладова просила Родиона Раскольникова признаться в совершенном преступлении – душу исцелить в несении справедливого наказания. А были и те, кто страдал невинно, и Господь укреплял их…

«Широта Креста и долгота…»

Несколько раз мы видим монаха, несущего деревянный крест чуть выше его роста. Ему тяжело, он падает, встает и идет дальше с молитвой. Тут и рассуждать не о чем – образ жизни нашей. Впрочем, слова все же есть и утешительные. Как часто мы восклицаем о тяжести личного креста, о невыносимых страданиях своих. А вот монах Никита уверен: все нам посильно, полезно и вовремя. Прямо как в аптеке – духовной аптеке, где Врач, не ошибаясь, прописывает лекарства от страстей. А если взглянуть на боль всего мира, так и вообще говорить не о чем.

И, конечно, звучат в фильме слова о Кресте Христовом – о его значении для нашего спасения, о силе, о прообразах из Ветхого Завета. Эпичные виды, глубокие песнопения на арамейском лишь подчеркивают вселенский и вечный смысл Крестной Жертвы.

 

    

«О преславнаго чудесе, широта Креста и долгота небеси равна eсть: яко Божественною благодатию освящает всячeская. О сем языцы варварстии побеждаются, о сем скиптры царей утверждаются, о божественныя лествицы, eюже восходим на небеса, возносяще в песнех Христа Господа», – вспоминаю слова одной из самых любимых стихир Крестовоздвижения.

В Кресте Спасителя истоки нашего Крещения – рождения в жизнь вечную, Его смерть дарит нам эту жизнь. И крестного знамения – защиты христианина в невидимой брани. И крестных ходов – радостного труда, который, в отличие от бессмысленных развлечений, рождает истинное утешение и творит совсем другие лица.

И наша смерть – если она во Христе – становится рождением в иную и более радостную жизнь. Об этом монах Никита рассуждает в пещерах Псково-Печерской обители: «У меня никогда не бывает здесь тяжелого чувства, никогда». Потому что, поклоняясь Кресту и благодаря Христа за Его великую Жертву, мы славим и чувствуем Его Воскресение.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Шмелева
Все статьи Марина Шмелева
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36