Древний край подвижников
Есть некая таинственная связь в том, что родоначальница древнерусского монашества Киево-Печерская лавра украшена чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы, которую, по преданию, Сама Матерь Божия вручила строителям киевского Успенского собора, а Глинская пустынь на севере Украины, где некогда пролегал кордон Киевского и Литовского княжеств, имеет своей покровительницей чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, все три славные обители Сиверской земли - Путивльская Молченская, древняя Софрониевская и Глинская - созданы в честь Рождества Приснодевы Марии, а Софрониевская поминается еще в летописях Киевской Руси.
Отчего же возлюбила так Царица Небесная эти земли? Надо полагать, за великую любовь к Ней, ходатайства и подвижническую жизнь пустынников этой земли - смиренных иноков, прославившихся подвигами и чудотворениями в дремучих и непроходимых лесах, вдали от городов и весей, «в благоговении и постничестве правоверно живущих и благочестно служащих и молящихся о всем Божием мире».
В начале XVI века открылся на высокой сосне образ Матери Божией крестьянам-пчеловодам, ставившим в лесу ульи; а из-под корней огромного древа проистек чудотворный источник - символ воды вечной. И на этом месте стали селиться подвижники. С тех пор просияла в землях Русских Глинская пустынь. Она то расцветала и возвышалась, то, по козням врага рода человеческого, через злых людей и завоевателей приходила в упадок. До революции 1917 года Глинская пустынь входила в состав Курской губернии и являлась духовным связующим звеном с Малой Россией, нынешней Украиной, внеся в свой строгий подвижнический устав афонскую преемственность и школу старческого окормления святого Паисия Величковского, духовно перекликаясь и поддерживая связь со знаменитой Оптиной пустынью. Надо полагать, через сиверские обители прошел молодой Прохор Машнин, будущий всемирный светильник преподобный Серафим Саровский, когда он паломничал из Курска в Киев за благословением на монашество - и преподобный Досифей Киевский благословил юношу.
Этот край и его святые обители связаны с деятельностью нашего Златоуста - святителя Димитрия Ростовского, бывшего наместником Глуховского Петропавловского монастыря; католическая экспансия, западный модернизм и секуляризм требовали от святителей рубежа XVII-XVIII веков великих проповеднических трудов в защите Православия и чистоты веры.
Истинное исповедничество и подвиги мученичества приняли глинские пустынники и подвижники других обителей в долгое лихолетье безбожного режима минувшего ХХ века.
Но на исходе века кровавого, в начале 1990-х, началось возрождение древних и, казалось, навсегда стертых с лица земли святых обителей Украины. Сегодня Глинская пустынь, чтимая всем православным миром, - средоточие духовной жизни Конотопско-Глуховской епархии.
15 лет Конотопско-Глуховской епархии
Конотопско-Глуховская епархия расположена в северной части Сумской области, на западе граничит с Черниговской, на востоке - с Курской, на севере - с Брянской областями. Епархия образована решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 22 июня 1993 года как самостоятельная с наименованием Глуховская и Конотопская (позднее - Конотопская и Глуховская в связи с тем, что Конотоп является большим индустриальным городом с населением в 110 тысяч человек) путем выделения из состава обширной Сумской епархии для лучшего епархиального управления. Впоследствии практически все епархии Украинской Православной Церкви были разделены на две, а то и три самостоятельные епархиальные единицы, так что в настоящее время в УПЦ свыше сорока епархиальных центров. Это обусловлено стремительным ростом и развитием Украинской Православной Церкви, ее приходов, монастырей, духовных школ, просветительских центров и других церковных структур и подразделений. В Конотопско-Глуховскую епархию вошли северные благочиния: Бурынское, Глуховское, Конотопское, Кролевецкое, Путивльское, Середино-Будское, Шостинское и Ямпольское, объединяющие около 130 приходов, в которых служат 103 священнослужителя (95 священников и 8 диаконов).
Как уже упоминалось, в епархии действуют три монастыря - все в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Еще две обители - Петропавловская (в с. Будищи) и Харлампиева (в с. Гамалиевка) все еще находятся в распоряжении Департамента по вопросам исполнения наказаний Украины: в них расположены исправительные учреждения, и пока все ходатайства Церкви о возвращении этой церковной собственности (которая вдобавок является ценными церковно-архитектурными памятниками международного значения) не привели к каким-либо положительным результатам. Так, в ответ на ходатайства и запросы правящего архиерея архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) о возможной или хотя бы частичной передаче строений Гамалиевского Харлампиева монастыря (в храмах, монастырских корпусах и строениях которого размещена мужская колония строгого режима) получен официальный ответ Департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, в котором говорилось, что для перемещения колонии в другое место требуется весьма внушительная сумма.
Ситуация напоминает времена 1920-х годов, когда богоборческая система требовала от Церкви средств, которыми из-за грабежей и насилий последняя уже не располагала. В нынешней демократической Украине, где приняты и якобы действуют законы о реституции церковной собственности, такая постановка вопроса, по меньшей мере, выглядит кощунственно. Об этом, кстати, шла речь и на конференции, посвященной 15-летию Конотопско-Глуховской епархии, которая состоялась 23 сентября этого года. На конференции было предложено возобновить ходатайства перед Верховной Радой и кабинетом министров Украины о передаче Петропавловского и Харлампиева монастырей Церкви.
Если Конотоп является индустриально-административным центром края, то древний 43-тысячный Глухов - некогда украинская гетманская вотчина - по праву можно назвать православным центром, пожалуй, всей северо-восточной части Украины. И именно отсюда, от Глуховского подворья Глинской пустыни, ежедневно ходит церковный автобус, доставляющий верующих горожан и паломников в Глинскую пустынь и обратно. В Глинскую едут из России, Беларуси, Молдавии, Грузии, со всех уголков Украины, едут поклониться мощам новопрославленных (16 августа 2008 года) Глинских старцев, исповедаться и причаститься святых таин, выполнить в возрождающемся монастыре душеполезное послушание.
Само же подворье обители трудами правящего архиерея архиепископа Луки преобразовалось в духовно-просветительский центр епархии. Здесь, кроме паломнической службы, размещена библиотека, воскресная школа, небольшой конференц-зал, безалкогольное кафе для православной молодежи, резиденция управляющего епархией. Собственно, владыка Лука, наместник Глинской пустыни, еще в бытность епископом Васильковским и викарием Киевской епархии, развернул в Глухове широкую миссионерскую и просветительскую деятельность, инициировал ряд научно-богословских конференций, фестивалей духовной музыки и, что характерно, акцентировал внимание на работе с молодежью. О молодом активном архиерее заговорили в городе, к нему потянулась общественность и интеллигенция, преподаватели и студенты Глуховского педагогического университета. А в 8 мая 2008 года Священный Синод УПЦ назначил владыку Луку (возведенного в сан архиепископа) на Глуховско-Конотопскую кафедру.
Владыка Лука
Владыка Лука (в миру Коваленко Андрей Вячеславович; род. в 1971 г.) относится к плеяде молодых архиереев Украинской Православной Церкви. С детских лет он мечтал быть хирургом и, как сам вспоминает, еще малышом «проводил операции» на куклах и игрушках, огорчая мать столь необычным «рукоделием». Детские грезы оформились в юношеском сознании в ясное представление о жизненном пути, и после службы в армии Андрей Коваленко становится студентом Донецкого медицинского университета, а через несколько лет учебы оказывается в списке наиболее успевающих и одаренных студентов. Не случайно повышенная стипендия Верховной Рады Украины, назначаемая наиболее талантливым учащимся, была присвоена именно ему. Но Господь вел юношу к священническому, а затем и к архиерейскому служению. Молодой стипендиат стал посещать храм Божий, в его руки попал один из научно-богословских трудов святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который, как выразился сам владыка, буквально «перевернул» его мировоззрение. Не ведал тогда он, что имя этого святого врача-чудотворца и исповедника будет дано ему при монашеском постриге.
А далее состоялось «случайное» (а скорее всего, промыслительное) знакомство с митрополитом Луганским и Алчевским Иоанникием (Кобзевым), который, поговорив с будущим медиком, вдруг неожиданно спросил: «Не хотели бы вы несколько изменить род вашей будущей деятельности?» «Каким образом?» - удивился студент Коваленко. «А вот приходите ко мне, побеседуем…» - был ответ. Видимо, духовным взором владыке Иоанникию было открыто призвание юноши. Андрей принял сан диакона, но, по совету владыки Иоанникия, не стал прерывать учебу, а после университета закончил еще и медицинскую интернатуру. Затем был монашеский постриг, иерейское, а после и епископское рукоположение. Сам владыка Лука потом вспоминал, что кто-то из его знакомых верующих указывал ему на Глинскую пустынь еще тогда, когда он о ней и не знал ничего, а о священническом служении и не мыслил. Но вот именно ему было суждено стать наместником ставропигиального (к Киеву) мужского монастыря Глинская пустынь и принимать активное участие в его возрождении. При его наместничестве в Глинской закончилось возведение двух новых храмов - Иверского надвратного и Никольского, где покоятся ныне мощи прославленных угодников Глинских, а также завершилось строительство монашеских корпусов и гостиницы для паломников. Сейчас в обители ведется строительство еще двух храмов, один из которых - собор Рождества Пресвятой Богородицы.
- Безусловно, главная миссия Церкви сегодня - нести свет Евангелия людям, истомившимся во мраке безбожия, - сказал владыка Лука журналистам накануне конференции в честь 15-летия Конотопско-Глуховской епархии, - а также заниматься широкой социальной, просветительской, миссионерской деятельностью, как требует того Социальная концепция Церкви, как учит этому Спаситель мира Господь наш Иисус Христос.
Собор преподобных
Во второй день престольного для обители праздника Рождества Богородицы в Глинской шел унылый дождь. Но он не смог приглушить духовного подъема многочисленных паломников и духовенства, впервые собравшихся праздновать Собор Глинских старцев. Мощи преподобных Глинских были выставлены на монастырской площади для поклонения. К удивлению всех, вдруг поднялся порывистый ветер и разогнал дождевые облака. А когда в небо вознеслись песнопения и молитвы Божественной литургии, небо совсем прояснилось и солнечные лучи озарили молящихся. В тот день ликовала и радовалась земля Сиверская, и казалось: небо соприкоснулось с землею.
http://www.pravoslavie.ru/put/5188.htm