Три судьбы

Истории, рассказанные за чашкой чая в редакции Александром Чернавским

Новости Москвы 
0
175
Время на чтение 5 минут

Братская кровь

Я познакомился с ним в одном из монастырей Ярославской области. Впрочем, познакомился - громко сказано. Всё наше общение с отцом Николаем свелось к одной короткой исповеди, если не считать, что я жил четыре месяца бок о бок в соседней келье за стенкой.

- Каешься? - спросил он. Для него это было важно. В голосе священника было сомнение, отвечу ли я всерьёз.

- Каюсь, - говорю.

- Не греши больше, - твёрдо сказал он.

Может, был расположен ко мне, не знаю, но обычно отец Николай на исповеди вообще не произносил ни слова, кивнёт молча, и всё. Трудный человек. Мне говорили, что жена его бросила, вконец измучившись, - душевное здоровье отца Николая действительно оставляло желать лучшего. Прежде чем попасть в эту обитель, он сменил ещё несколько, и отовсюду его гнали. Это было невыносимо - когда человек всё время молчит. Какой-нибудь архимандрит приедет из Москвы, спросит о чём-нибудь отца Николая, а в ответ либо тишина, либо звериный рык. Не гневный, а словно у того героя из сказки, превращённого в медведя. Даже если захочет что-то сказать, не сможет.

Но бывало, что все стоящие в храме только о том и мечтали, чтобы отец Николай замолчал. Это случалось на литургии, когда батюшка начинал читать проповедь. Именно читать, по книге - довольно толстой, что пугало даже самых стойких. Один игумен не без смущения мне рассказал, как побывал в этом монастыре во время паломничества. С ним были прихожане, они очень спешили, но не могли покинуть службу до отпуста, не поцеловав креста. А священник всё говорил, будто сам с собой, глядя сквозь книгу в какую-то одному ему видимую даль. На крики и вопросы не обращал ни малейшего внимания. «Это очень важно, то, что ты читаешь, но нам нужно ехать», - пытался объяснить ему игумен. С таким же успехом он мог обращаться к могильному холму. Так прошло около часа. Спас наших паломников настоятель монастыря. Нет, он не стал торопить отца Николая, просто показал на стену: «Вот крест Никиты Столпника, к нему приложитесь». Крест был чугунный, но будто из серебра, из-за него святого Никиту и убили разбойники. Когда поняли, что ошиблись, бросили святыню в реку. Только крест не утонул, а поплыл по волнам.

Настоятель отца Николая, надо сказать, по-братски любил. Наши кельи располагались рядом, моя посередине, и я раз-другой заглядывал к ним. Отец Николай спал на досках, ещё у него была икона на стене, и это, кажется, всё. У отца настоятеля было побогаче: кроме нескольких образов, имелись телефон, скрипучая армейская кровать и солдатское одеяло. По утрам он, миновав мою дверь, стучал в соседнюю: «Николай, пора». Этим их общение, в основном, исчерпывалось. Но на многочисленные просьбы и даже требования изгнать странного священника настоятель не реагировал.

В обязанности отца Николая, помимо прочего, входило носить воду с источника. Каждый день он отправлялся туда с двумя вёдрами. Сколько помню, ходил босой, даже глубокой осенью. О земном заботился мало, иной раз зайдёт на кухню, молча заглянет в кастрюли, если что найдёт, поест, а нет - выйдет молча. Женщины, обретавшиеся при обители, провожали его не сказать чтобы дружескими взглядами. Но вообще отца Николая они побаивались, не решались шпынять, как других. С насельницами этими особая история. Некий епископ, помню, выговаривал настоятелю: «На клиросе у тебя женщина, за свечным ящиком - женщина, ещё одна пол моет, на крыльцо выхожу - и там какая-то хлопочет. Ну и скажи, у тебя мужской монастырь или что?» «Куда я их дену?» - устало ответил настоятель. Девать их, изгнанных из семей и приходов за нелёгкий характер, действительно, было некуда. Для монахов это, конечно, искушение. Многие из мира-то бежали, настрадавшись со слабым полом, а он тут как тут, наставляет, шпильки втыкает. Но это, может, и кстати, ведь бегством ничего не решить. Во всяком случае, отцу Николаю насельницы не мешали совершенно. Кажется, он их просто не замечал.

Я не сразу узнал историю этого человека. В октябре 1993-го он был одним из тех офицеров, что согласились стрелять по Белому дому. Многие погибли потом при штурме Грозного. Некоторые сошли с ума... Не могу забыть, каким голосом отец Николай, спросил, каюсь ли я. Для него это было единственным, что имеет значение.

Солдатик

На вид ему было лет 25, худенький парень, вечно нечёсаный, в застиранной, заплатанной рясе. На ногах дырявые армейские ботинки. Сходство с бомжом усиливалось, когда он надевал телогрейку.

«Нельзя же так опускаться», - читалось в глазах людей.

Каждый день отец Корнилий ни свет ни заря уходил из монастыря, словно с глаз подальше, и возвращался затемно. За год этот Божий пехотинец мог, наверное, обойти земной шар, но ограничивался одним районом. Его сутулую фигуру с ранцем за спиной можно было издали опознать на сельских дорогах. Такое уж было послушание у этого монаха - крестить, отпевать, совершать молебны в округе.

Монахом стал по обету. В Чечне его взвод был окружён боевиками. На ровном месте ребят расстреляли из пулемётов и миномётов. Полегли все, на перепаханном взрывами поле земля была перемешана с частями тел. Но один уцелел, успев произнести: «Если выживу, стану монахом». Говорят, что вышел из боя без единой царапины, но только, думаю, не обошлось без контузии. Голову брат наклонял неправильно, не вполне её контролируя, да и говорил глуховато.

Одно время нам довелось путешествовать вместе. Так я узнал отца Корнилия получше, хотя много мы никогда не говорили. Но есть вещи, понятные без слов. Бабушкам местным батюшка был за внука, да он и вёл себя соответственно. Навещал болящих, копал огороды, что положено делать родным людям, то и делал. Ему это явно было не в тягость и не за подвиг - всё выходило само собой. Любили его просто за то, что он монах, для старух это всё равно что сирота - как не пожалеть. Ещё за то, что служил с душой. Я видел, что происходило с его лицом во время молитвы. Вечно виноватое, застывшее, оно озарялось и - не знаю, как лучше сказать, - становилось благородным.

Служба закончится - вновь такие нотки в голосе, будто извинения просит. Да, собственно, так оно и было. Всё ждал, когда его сменит настоящий священник. Себя он таковым не считал, и дело не в скромности. Ему благословили принять сан. А он что? Надо так надо, но когда же пришлют настоящего? Так и служил.

Иса

Не помню, с каким именем он принял постриг, только в миру его звали Иса, Иисус по-нашему. Как я узнал эту историю?

Однажды в Москве я ночевал в келье при единоверческом храме. На соседней кровати расположился офицер, и, как часто бывает в таких случаях, завязалась беседа. Среди прочего он рассказал, как во время первой чеченской их отряд взял в плен боевика. Что делать с ним дальше, ребята не знали. Можно было сдать местной милиции, но кто ей верил? Не раз случалось, что оформленного таким образом сепаратиста через несколько дней можно было снова встретить в бою. Поэтому на этот раз пленника, назвавшегося Исой, передавать не стали, а взяли с собой на задание. Он, правда, всё просил о смерти, объясняя: «Я много ваших убил, по нашей вере положено, чтобы вы за них отомстили». «А по-нашему, православному, пленных убивать не положено», - отвечали ему.

Несколько недель таскали чеченца по горам, продуктов было мало, делились последним. Наконец пришло время возвращаться на базу, а ясности, что делать с Исой, не прибавилось. Подумали и решили отпустить. На войне смерть и милость рука об руку ходят, потому что выбирать больше не из чего. Полагали, что больше не увидят своего «подопечного». Но он не исчез. То баранины принесёт, то ещё чего. Что-то с ним произошло, а что - Иса так и не сказал. Только спустя какое-то время уехал в Подмосковье, где стал иноком одной из обителей. Прожил после этого недолго. «Хочу съездить на могилу Исы», - сказал мне офицер и даже назвал место, где тот похоронен. Я тогда не записал, но, кажется, в Деулино.

http://www.rusvera.mrezha.ru/573/11.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Чернавский
«Пасхальная радость в селе Филипповское»
Репортаж о пребывании чудотворного образа Святого Царя мученика и Страстотерпца Николая II в Свято-Никольском храме
08.03.2024
Возрождение духовно-нравственных традиций Исторической России
С 3 по 8 декабря в Пензе пребывал чудотворный мироточивый образ последнего российского Императора Николая II
14.12.2023
Образ будущего – государство заповедных людей
В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между Церковью и Государством
27.11.2023
Его любимое изречение: «Царь грядет!»
На годовщину смерти Игоря Евгеньевича Смыкова
13.11.2023
Все статьи Александр Чернавский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.05.2024 05:48
Антицерковная геополитика Кураева и его хозяев
Новый комментарий от учитель
18.05.2024 05:03
Борода расти не хочет
Новый комментарий от Михаил Соловьев
18.05.2024 04:56
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.05.2024 04:40
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от АБС
18.05.2024 02:07
Как быстро поднять рождаемость
Новый комментарий от учитель
17.05.2024 23:11
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от учитель
17.05.2024 22:46