"...Если ты русский человек, ты должен
знать, что такое Пушкин, что такое "Слово
о полку Игореве", что такое Достоевский,
что такое поле Куликово..."
Владимир Солоухин
"Три поля русской славы" - так обозначена главная тема III Всероссийского фестиваля духовности и культуры "Бородинская осень", который вот уже в третий раз проводится во славу Бородино.
Почему необходимо отмечать подобные даты? Собираться, проводить фестивали, создавать реконструкции сражений, как это повелось на Бородинском поле? Нет ли в этом элемента игры, ухода от жестокости реальности?
Думается на этот вопрос вразумительно и очень точно ответил ещё в начале ХХ века священник Иоанн Восторгов, произнося Слово в церкви селения Фили по случаю крестного хода в воспоминание военного совета в дер. Фили 1 сентября 1812 года. "Это была брань, решившая вопрос: быть или не быть России. Мы чествуем ныне всё, на чём лежит печать и свидетельство долга и самопожертвования....Мы вызываем перед памятью и вниманием современников всё, что воспитывает народ для будущей славной и достойной жизни, для будущих славных подвигов... Исторические воспоминания воспитывали народ в течение веков, давая ему совершенно цельный и определённый облик". Сегодня, когда подвергаются публичному осмеянию ратные подвиги народа, когда идут бесстыдные подмены исторических фактов и шулерские "кульбиты" выдаются за новые научные исторические открытия, слово русского священника как иглы врезаются в мозг: "... Мы видим пример уничтожения истории: это брань на всё минувшее, развенчание всех героев и доблестей прошлого, издевательство над историей своего народа".
Боже! Да разве не то же происходит и сегодня, в начале ХХ1века?! Верно, сказано точно: история развивается циклически. И, наверное, одной из самых важных проблем сегодняшнего дня встаёт проблема очищения от наслоений лжи, налипшей на факты и реалии отечественной истории.
Вспоминаем жестокий и кровавый октябрь 1993 года, и снова обжигают душу всполохи горящего Дома Советов. Казалось бы, событие совсем недавнего времени. Но сколько наветов, откровенной лжи, извращения фактов, свидетелями которых являются миллионы наших современников, застилает историческую правду. Власть по-прежнему, пятнадцатый год подряд, "тактично" обходит истину о тех страшных событиях современной истории, которые, однако, определили развитие мира в начале Третьего тысячелетия. А без истинного понимания свершившегося невозможно выйти на праведный путь строительства новой России. Почему сильные мира сего так усердно стараются "проскочить" эту дату, зачем пытаются с помощью любых ухищрений не дать народу осмыслить кровавую явь национальной трагедии народа, разразившуюся в самом конце ХХ века? Переживая трагедию Цхинвала, вспоминая о трагедии Америки 11 сентября, властная пропаганда возгласила ныне о пришествии "совсем другом мира", в котором теперь нам предстоит жить, мира, где с легкостью попираются законы дипломатии и гуманизма и стерты границы между злом и добром. Нам объяснили, что всё, что произошло 11 сентября, и повторилось 8 августа - хорошо спланированное " ШОУ", рассчитанное на то, чтобы поразить разум, лишить людей способности к какому бы то ни было сопротивлению. Верно, это так. Но только "новая" ли это тактика и не опробована ли она и внедрена значительно раньше? Разве публичный, осуществлявшийся с тупым напором расстрел законной государственной власти России 4 октября 1993 года, расстрел, "сладострастно" транслируемый камерами Си-эн-эн на весь мир, не то же " ШОУ"? И этот "мир" без стыда и совести, с полным равнодушием и пренебрежением к человеку-труженику правит бал в России уже почти 20 лет? Нет, без правды о днях наших насущных не выйти нам к достойногому будущему.
Эта мысль с особой остротой прозвучала в Бородино, на Третьем всероссийском фестивале "Бородинская осень", который задуман и последовательно осуществляет свою работу вот уже третий год подряд, и как подметил председатель фестиваля В.Н.Ганичев: "можно уже говорить о том, что состоялось рождение традиции". Этот фестиваль родился из инициативы Всемирного русского собора, Союза писателей России, Центрального Федерального округа, Торгово-промышленной палаты Можайского района Московской области, и этот своевременно, потому что о достойном праздновании юбилея Бородинского сражения нужно думать уже сейчас.
Нынче множество проходит фестивалей, но в этом, с поэтичным, прозрачным, пушкинским названием "Бородинская осень" есть своя неподражаемая изюминка. Прекрасная художественная выставка, собравшая полотна заслуженного художника России Евгения Долгачева в родном его городе Можайске, фото-экспозиция работ архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, показ под названием "Русский костюм" модельера Виктории Андриановой, посвященный Бородинскому сражению, наконец, конно-спортивные соревнования и показ коллекции "награды России", также конкурс бардов - вот далеко не полный перечень особенностей фестиваля. Одной из ярчайших его программ стала демонстрация лучших, отобранных в течение года, документальных фильмов Всероссийского клуба "Небесный град и земное Отечество". Председатель жюри народный артист России М.И.Ножкин - не упустили возможности подчеркнуть, что нынешнее молодое документальное кино в отличие от художественного являет примеры, и многократно, нового талантливого осмысления нашей непростой действительности.
И всё же центральным событием фестиваля стала интеллектуальная дискуссия в ходе "Круглого стола" "Три поля русской славы",
в эпицентре внимания которой - осуждение книг "Служба Отечеству" адмирала Александра Шишкова и "Канун Бородина" Вячеслава Хлёсткина, посвящённых 200 - летию Бородинского сражения и выпущенных оргкомитетом к фестивалю.
В ходе обсуждения книги "Канун Бородина", скрупулёзного фундаментального научного труда, почти половина которого состоит из справочного материала и исторического комментария, стало очевидным, что за годы, отдаляющие нас от даты судьбоносной для России героической сечи, вырос такой "культурный слой" наветов и откровенной лжи о сражении, что пристрастное исследование и осмысление прошлого становится всё более актуальным. И актуальность эта тревожна, ибо всё более очевидно, что многие современные историки в своих исследованиях стали подстраиваться вслед за французской историографией, пренебрегая свидетельствами русских очевидцев и участников сражения, а значит - всё глубже загоняют историческую правду в закрома истории, стирая память о народном подвиге. Более того, последние годы ознаменованы и почтенным нашим поклонением наряду с русскими французским памятникам. Явлен эдакий плюрализм. Но не оскорбляет ли он чувство национальной гордости наших предков - героических участников сражения? Что же получается для потомков: герой ли освободитель или агрессор-завоеватель - все равно? Думается, вряд ли разделили бы участники Бородинского сражения и их младшие современники подобное рвение.
... Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Когда мы думаем сегодня, почти двести лет спустя, о том, что было в этих богатырях такого, отчего выстояли, выдержали страшные испытания, не только не сдались, но отдали все во славу Отечества, не жалея живота своего, невольно задаёшься вопросом, откуда силища такая? Что питало её?
"...Я слава Богу здоров, мой друг, - писал М.И.Кутузов жене накануне сражения, - и питаю много надежды. Дух в армии чрезвычайный, хороших генералов весьма много...".
Этим вопросом задавались и чужеземные историки, в частности, Клаузевиц, который широко публиковал свои домыслы. Правда же оставалась там, где черпали силу и волю к победам все выдающиеся русские полководцы - Суворов, Кутузов, Скобелев, Ушаков, Нахимов, Жуков... Она - в душе народной. Свидетельств этому множество, например, участник Бородинского сражения гвардейский офицер И.С. Жиркевич писал: "Кутузов был вообще красноречив, но при солдатах и с офицерами он всегда говорил таким языком, который бы им врезывался в память и ложился бы им прямо в сердце". А без настоящей, не показной, любви к солдату, без чувства глубокого уважения к нему, такого языка не найти. Эту мысль уловил и воплотил в скульптурной композиции "Молитва перед боем" скульптор О.Ершов. Лица солдат и офицером русской армии одухотворены, просветленны - они готовы перед боем присягнуть на верность Отечеству перед иконой Смоленской Божье матери. Это тоже исторический факт, это тот свет правды, которому долгие годы не придавала советская пропаганда значения. И посему создание такого памятника к 200-летию Бородинского сражения - безусловное расширение границ правды истории. "...Гренадёры, пред полками коих священники в облачении, с крестом в руках, шли истинно в страх врагам - геройски, у каждого в глазах сверкала слеза чистой веры, а на лице готовность сразить и умереть. Едва поравнялись они с батареею, как у всех нас настал штыковой бой; то опрокидывали мы штыками, то артиллерия и кавалерия французские атаковали нас. Это не сражение, а сущее побоище тут происходило; гладкое до сего поле приняло вид нивы, вспаханной от перекрёстного рикошетного огня; ядра, гранаты и картечи роями влетали в колонны наши или пороли землю пред нами, вздымая оную, засыпая фронт...". таковы свидетельства русских участников сражения, в частности, поручика Симбирского пехотного полка 27-й дивизии Д.В. Душенкевича. Они напечатаны в книге Вячеслава Хлёсткина, где доказательно рассказано о том, как склоняется российская историография пред мнением французов.
Казалось бы, события двухсотлетней давности, а сколько параллелей с сегодняшним днём. И главное, что беспокоит больше всего - потоки лжи, призванные утопить историческую правду о главнейших событиях российской истории. Почему так получается в России? На этот вопрос в своё время дал ответ прославленный русский генерал М.Д.Скобелев:
"Знаете ли вы, что такое война? - писал он. - Это такое несчастье, такое бедствие, что желать её - величайший грех, и, напротив, её надо избегать всевозможными способами. Сохрани меня Бог от войны с кем бы то ни было...". В книге " Канун Бородина" убедительно показано, как М.И. Кутузов всеми средствами пытался избежать кровопролитного сражения.
Но продолжим мысль генерала Скобелева: " Почему Россия не всегда стоит на высоте своих патриотических обязанностей и своей славянской роли? - задаётся он вопросом и отвечает: Это потому, что, как внутри, так и извне ей приходится вести борьбу с чужеземным влиянием. Мы не хозяева в собственном доме.
Да! Чужеземец у нас везде. Рука его проглядывает во всём. Мы игрушки его политики, жертвы его интриг, рабы его силы...Его бесчисленные и роковые влияния до такой степени властвуют над нами и парализуют нас, что, если, как я надеюсь, нам удастся когда-нибудь избавиться от них, то не иначе, как с оружием в руках...Россия - единственная страна в Европе, где достаточно идеализма, чтобы воевать из-за чувства. Её народ не уклоняется от жертв за веру и братство. Остерегайтесь довести эти чувства до крайних пределов.
История учит нас, что самосознанием, проявлением народной инициативы, поклонением народному прошлому, народной славе, в особенности же усиленным уважением, воскресением в массе народа веры отцов, во всей её чистоте и неприкосновенности - можно воспламенять угасшее народное чувство, вновь создать силу в распадающемся государстве... Запад ошибается насчёт нас".
Неужто это всё сказано даже не в прошлом, а в позапрошлом веке? Неужто! А вы говорите "новые реалии"...
Современная власть заметила жажду народную к открытому патриотическому чувству, поддержала его на уровне футбола, Олимпиады. Празднование 200-летия Бородинского сражения может стать новой укрепляющей народное глубинное чувство патриотизма вехой.
Но не будем забывать, сколько ярких, важнейших событий славной народной истории пропущено: совсем недавно спустили на провинциальный уровень, не допустили всенародного праздника во славу русского гения М.И.Глинки. И какую борьбу ведём за Н.В.Гоголя! Опасность "заболтать" Бородино существует. Будем бдительны. Как, наверное, никогда нам нужна честная, истинная правда о прошлом и настоящем нашей Родины.
Правда осмысленная, воспламеняющая сердца истинных патриотов Отечества, правда, дающая силу для созидания.
Бородино - Москва
http://www.voskres.ru/articles/orekhanova.htm