Валентин Распутин
«Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней».
Н. Глазков.
Скромность Валентина Распутина, великого русского писателя, сумевшего отразить, по мнению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, в каждом слове своих произведений душу народную, неизбывна. Он сумел даже заразить нас в отношении к нему какой-то неестественной сдержанностью, которая позволила нам «Год Распутина», объявленный правительством в год его ухода из жизни как-то тихо и незаметно почти что свести на нет.
Проявляем мы и сегодня эту необъяснимую скромность, разрешившую ретивым заправилам нашей литературы отодвинуть мощное литературное движение конца ХХ века, известное как деревенская проза, подальше от магистральной линии общественного развития туда, в глубинку, на Малую родину, давшую своё время им жизнь. Нет, лукавые комбинаторы, не надейтесь, не выйдет, не скроете слово Распутина от народа, столь остро нуждающегося сегодня в его мудрости, прозорливости, понимании основ русской жизни.
Замечательный исследователь современной русской литературы иркутский литературовед Валентина Семёнова, посвятившая своё творчество изучению феномена Валентина Распутина, сделала потрясающее открытие: «Писателю Валентину Распутину было дано редкое для его времени знание, что духовная мера выше всяких мер, и она, либо связывает, либо разрывает самые крепкие узы… В России от человека всегда требовалось много. Полная самоотдача во имя ближнего, Отечества, Всевышнего. Имя менялось, порой мельчилось, жертвенность оставалась. Россия стояла не только на героизме, но и на подвижничестве, грань между которыми осмыслена религией православия и отмечена Сергием Булгаковым в самом начале ХХ века («Вехи», 1909). Эта мысль помогает нам понять смысл драмы Настёны в повести «Живи и помни», помогает разобраться в героической сути и трагической правоте несломленных жителей ушедшей под воду Матёры».
И всё же сегодня мы будем говорить не о художественных произведениях писателя, достаточно хорошо известных читателям, а обратимся к его публицистике последних лет его трагической жизни. Эта трагедия ворвалась и переломала судьбу писателя, как и многих жителей России, вместе с расстрелом Верховной власти страны, публичным, безжалостным, освещаемым телевизионными камерами Си-Эн-Эн на весь мир. Жителей планеты Земля ХХI века этот расстрел заставил искать новые формы отношения к своему существованию в мире. Многие, как за границей, так и в самой России, сделали вывод, что, как самостоятельная страна, Россия снесена с лица земли, погибла как суверенное государство. Чего же ждать дальше?
Эту мысль настойчиво высказывал известный отечественный учёный-философ Александр Александрович Зиновьев, вдруг ставший популярным на Родине.
Но большинство россиян не могло и не хотело примириться с создавшимся положением, стремилось устоять в своей вере во что бы то ни стало. Но жить стало страшно.
Люди России, каждый по-своему, переживали трагедию расстрела. Кто-то уходил в себя, зарываясь в одиночестве, страдал. Но многими двигало непреодолимое желание быть «на людях». В единстве народа искать спасение. На волне этих настроений Союз писателей России созвал совещание, на котором представлен был широкий спектр политиков, мыслителей, общественных деятелей разных направлений и политических убеждений. Самые известные отечественные писатели и поэты составили «мозговой центр»: от Юрия Бондарева, Василия Белова, Владимира Максимова, до Станислава Куняева, Эдуарда Володина, Вадима Кожинова, Валерия Ганичева, Юрия Кузнецова, Валентина Распутина, а также известные деятели театра и кино — все, кому дорог родной дом — Россия, собрались в Доме писателей на Комсомольском проспекте,13. В неразберихе текущих дней совместным разумом искали люди уходящую из-под ног опору жизни, в разговоре начистоту пытались найти нить ускользающей истины.
Философ Александр Зиновьев одним из первых выступил с оценкой октябрьских событий в Москве.
Он настаивал: «Антикоммунистический переворот в России успешно завершился 3-4 октября 1993 года. Закончилась великая история России. Закончилась самым позорным образом. Россия сыграла свою историческую роль, создав первое в истории коммунистическое общество, которое позволило ей на короткое время сохранить независимость от Запада и даже составить ему конкуренцию в борьбе за мировое господство. Теперь она эту роль утратила». Однако мнение философа — «Россия погибла!» — не убедило большинство собравшихся отечественных мыслителей, и в первую очередь, русского писателя Валентина Распутина: «Александр Александрович! — обратился Валентин Григорьевич Распутин к Зиновьеву, — вы когда-нибудь могли позволить себе, ну, так скажем: слукавить? Не говорить всей жестокой правды, как сейчас нам говорите: «Россия погибла»?»
Вопрос Распутина застал философа врасплох, он стушевался, а Распутин продолжил свою мысль: «По моим наблюдениям, а я только что вернулся из Сибири, — Россия не погибла, Россия окапывается!»
Истинно русский человек, знающий, о чём думают его соотечественники — простые люди, писатель, чувствующий душу своего народа, Валентин Григорьевич Распутин поставил точку над «И». И сразу всем стало легче: «Нет, русских так просто, обманом и даже расстрелом, не возьмёшь! Русские без борьбы не сдаются! Не отдадут своей земли! — эта мысль утверждалась в каждом: пусть жестокие времена пришли на нашу землю, пусть, мы от борьбы не откажемся! И ещё посмотрим, за кем она, эта правда жизни на Земле?!»
В тот день я получила приглашение принять участие в Фестивале «Сияние России». «Мы вместе с губернатором Иркутской области добились проведения у нас, в Сибири, фестиваля «Дни русской духовности и культуры». Фестиваль призван скрепить народные силы, сплотить людей, подготовить их к осознанному сопротивлению распаду и деградации», — сказал мне Распутин. Вылетать в Иркутск нужно было в начале ноября.
И вот она, земля сибирская. Небольшой провинциальный аэродром полнится улыбками: гостей встречает Иркутское отделение Союза писателей России. Программа фестиваля продумана до мелочей, чувствуется, что составляли её люди глубоко заинтересованные и ответственные. Праздничный перезвон колокольни Собора Богоявления Спасского храма возвестил об открытии Фестиваля. Он начался молебном во славу земли Иркутской и крестным ходом на площади перед Спасским храмом. А вечером, в Филармонии — Концерт русской песни заслуженной артистки России Татьяны Петровой и инструментального ансамбля «Русское поле». Фестиваль вступил в свои права.
На второй день рано утром гости отъезжали в далёкое селение на берегу Ангары под названием Усть-Уда. Это малая родина Валентина Григорьевича Распутина. В глухой тайге, на берегу величественной сибирской реки, прошло его раннее детство, здесь учился он в школе, в помещении которой теперь открыт Мемориальный музей, созданный руками учеников. Явление важнейшее — ведь именно здесь происходили события, давшие жизнь одному из лучших произведений писателя — дивному лирическому рассказу «Уроки французского». Сюда, в родные пенаты, Распутин приезжает постоянно. Верный сын русской земли, взрастившей его талант, он не теряет духовной связи с земляками, не устаёт заботиться о них.
Множество раз задавалась я вопросом, когда читала повести и рассказы Валентина Распутина: откуда в нём, выросшем в глухой тайге, такая высокая культура знания родного языка, доходчивость и изящество слога? Откуда такая ясность и стойкость гражданской позиции, как и житейская мудрость, с которыми постоянно встречается читатель в его книгах? Здесь, в сибирской деревне на берегу Ангары, я пыталась представить его нелёгкое военное детство, почувствовать мироощущение ребёнка, входящего в жизнь. Мне представилось, что вижу, как стоит маленький мальчик на высокой круче обрыва могучей полноводной сибирской реки, смотрит вдаль, буйные ветры рвут хрупкое детское тело, кипит, стонет внизу своенравная Ангара, взволнованно бьётся юное сердечко. Как рождается в нём, отроке, сила могучая, то неуёмное стремление к созидательному добру и широта взгляда на жизнь, коей полны окружающие его люди — его родная бабушка, простая русская крестьянка, любящим сердцем которой вскормлено богатство внутреннего мира пытливого ребёнка?
Стоит на вершине кручи своенравной Ангары будущий мыслитель, народный заступник, сумевший проникнуть в таинство народной души, веками копившей жизненный опыт и своё понимание мира Господнего. Родная земля привязала его накрепко к Родине, воспитала человеком, разделявшим все её тяготы, чувствующим страдания своего народа — до мельчайших нюансов, до сокровенных подробностей. Так родился писатель, не только прочувствовавший исконно русскую судьбу, но и сумевший отразить её в каждой строчке своих книг. Потому мы и повторяем с гордостью и любовью, вслед за Патриархом Кириллом: великий русский писатель, он оставил нам в книгах своих клад мыслей и чувств, питающих ныне народ силой и мужеством исторической Отчизны.
Программа пребывания в Усть-Уде предполагала встречу в деревенском клубе гостей с жителями посёлка. Ждали доверительный, открытый разговор о жизни страны, её бедах и поисках истины. На встречу собрались и стар, и млад. Зал был переполнен: сидели в проходах на полу, по краям сцены, стены зала подпирала молодёжь, много детей. Такие встречи в Усть-Уде — не редкость. Валентин Распутин не в первый раз привозит сюда лучших людей России. Затаив дыхание, слушают сибиряки выступления писателей, которые на этот раз говорили о событиях Чёрного октября 1993 года. Василий Иванович Белов заставил плакать людей своими яркими воспоминаниями, вынесенными из многочасовой кровавой перестрелки на площади у телецентра Останкино в Москве 3 октября, непосредственным участником которой он был. Люди хорошо знали писателей, выступавших перед ними. Чувствовалось, что книги их прочитаны, что земляки Валентина Распутина — активные участники современного литературного процесса...
Оставшись одна, я думала о Распутине. Как получается, — задавалась вопросом, — что, находясь в гуще людской, будучи главной фигурой притяжения всех окружающих, он оставался вроде бы незаметным, но, безусловно, определял моральный климат сообщества. От природы человек необычайно скромный, застенчивый, он в сложной ситуации, когда дело касалось вопросов государственной важности, проявлял смелость необычайную, выходя на принципиальный разговор с «власть имущими». Он ставил перед ними нелицеприятные вопросы со всей их жестокой правдой и остротой, касалось ли это чудовищной выдумки ХХ века — проекта поворота северных рек, или проблемы загрязнения вод Байкала. Валентин Распутин, едва заявив о себе, как писатель, быстро достиг авторитета мастера СЛОВА по праву выдающегося таланта, и как-то само собой стал совестью нации. Он просто, по-дружески вёл себя, находясь среди товарищей по перу, естественно и непринуждённо общался с друзьями, к нему не составляло труда подойти с любым вопросом человеку с улицы, не боясь, что наткнёшься на равнодушие или неприятие. Напротив, он всегда был средоточием внимания, и в этом внимании человек чувствовал истинное, неподдельное уважение к себе как личности, словно ты и значителен, и интересен.
Там, где он выходил на бескомпромиссный разговор, поднимая вопросы государственной важности, он был непреклонен, силён, твёрд, как монолит, в своей вере и убеждённости. Откуда в нём была эта моральная сила? Эта стойкость? Это ощущение себя человеком, отвечающим за судьбу Родины? Он вышел на открытую арену борьбы в середине ХХ века, когда резко испортился нравственный климат на планете Земля. Люди вдруг, неожиданно, словно забыли, что ценность человеческой личности — необходимое условие цивилизованного общества, утратили кодекс поведения, определявший законы существования веками воспитанной среды, выработанный предшествующими поколениями. Что значит быть «человеком чести», что значат слова: «порядочность», «достоинство», «совесть»? Всё исчезало из повседневной жизни, уступая место власти лихой разрушающей пропаганды, намеренно смывающей границы добра и зла. Приметы деградации людей наступившего ХХI века явили своё «Я» воочию. И в этой среде безупречная порядочность Валентина Распутина, человека и гражданина, бесспорная нравственная чистота которого неподвластна тлену распада, стала особенно очевидна. Люди тянулись к нему за словом правды с верой в разум его позиции и убеждений.
«Славное море, священный Байкал…» Раннее утро. Солнечное, безветренное, неожиданное в этих, уже зимних по сибирским канонам краях. Редчайшая удача — радужный день на Байкале, который встретил гостей фестиваля «Сияние России». Выйдя на берег, я увидела Распутина у самой кромки воды. Байкал лежал, затаив дыхание, ровным зеркалом неподвижной глади, отражающей яркие, радостные игрища запоздалого солнца.
Я хорошо знала книги Распутина, в которых он создал правдивый образ Байкала с его буйным, непредсказуемым, и непокорным нравом, с его глубиной и мощью страстей. Величие его недюжинной энергии и непревзойдённая природная неповторимость — завораживали. Пройти мимо текстов писателя о Байкале, не будучи потрясённым, невозможно: «Нет, всего о Байкале не рассказать, его нужно видеть. Но и видя его, постоянно бывая рядом, раскрываясь ему навстречу, понимаешь слабость и тщету своего восприятия…Ответные отсветы прерывистые, как зарницы, невнятные, то доходящие до горячего волнения, до восторженности, до торжественной музыки, то неожиданно затухающие до слабого тления. А начни дуть туда, в это тление, с усилием --- не раздувается. И тогда приходят мысли о нашем слишком разительном неравенстве: кто мы, как не букашки, в сравнении с лежащим и парящим перед нами великим произведением жизни? Разве дано нам считать с его страниц многовёрстые письмена и разобрать надмирное звучание? Мы внимаем лишь тому, на что хватает потуг».
Мне вдруг ясно представилось то, о чём задумывалась всегда, когда размышляла о характере и личности писателя и человека Валентина Распутина. Так вот он и ответ, на те трудные вопросы, которые одолевали? Откуда взялась в нём сила характера, смелость государственного деятеля, чувство права народного заступника? Да вот отсюда и взялась: из могучих чистых вод великого Байкала, от его силы недюжинной, от его ясности и благородства. Только рядом с ним, в постоянном общении, в понимании природной мощи и могущества мог воспитать себя русский человек, призванный самой волею народной в защитники его.
Байкал… Сколько народов и народностей воспели тебя! Сколько буйных головушек склонилось перед величием твоим! А Распутин? Он проник в сердце твоё, суть величия твоего осознал, сумел понять тебя и посвятить тебе неподражаемое, величественное Слово о тебе, Байкал!
Здесь, в Иркутске я получила бесценный подарок, одну из последних книг Валентина Распутина, вышедших в конце жизни его — сборник публицистических работ писателя «В поисках берега». Художественные произведения Валентина Распутина широко известны, прочитаны народом, огромный пласт его публицистических работ, ценнейшее наследие Распутина — известно читателю меньше. Книгу «В поисках берега» подарил мне Г. Сапронов, талантливый издатель, который много сделал для популяризации русской современной литературы, в частности — своих земляков земли сибирской. Большая личная дружба связывала их с Распутиным, они совершили знаменательное путешествие по Ангаре, после которого Сапронов погиб. Это случилось незадолго до ухода Валентина Григорьевича из жизни. Светлая память.
Книга «В поисках берега» — тщательно подобранное, своеобразное собрание ярчайших публицистических работ Распутина, явившееся итогом нелёгких раздумий писателя о судьбе России. Сокровенные, взволнованные, тревожные, и всё же живущие надеждой размышления о самых больных проблемах нашего общества, о духовности России, которую мы обязаны сохранить. Эта книга убеждает читателя, что и в самые трудные времена жизни России Валентин Распутин не позволил себе потерять надежду, работал на победу сил добра и созидания. В книгу помещена работа писателя под названием: «Мой манифест». Как расценить его?
Рыцарь родной, великой русской литературы, сам утверждавший её традиции и нравственный авторитет всей своей созидательной творческой жизнью, Валентин Распутин тяжело страдал от наступившего в конце ХХ века спада влияния русской литературы на общественную жизнь страны. Я хорошо знала об этом, не раз говорил он это и в своих выступлениях на писательских съездах, с трибуны Всемирного русского народного собора, в частных доверительных беседах. Какую важнейшую для него мысль стремился он утвердить в сознании русских людей в такой работе, как «Мой манифест»?
Да, вот она: «Можно ли русский народ назвать народом духовным?.. Если вы назовёте другой, более духовный народ, — значит нельзя. Русский человек занят духом, то есть стал вместилищем духа, но по многосемейности своей по-разному; отсюда все его подвиги высшего и низшего порядков. Россия — страна братьев Карамазовых, издавна и до сих пор. Ни с кого в мире, я думаю, душа не требует так сурово, как с русского человека…
Отсюда, из духовного склонения Руси, и особая роль в ней литературы. Литература всегда была у нас больше, чем искусство, и являлась тем, что не измышляется, а снимается в неприкосновенности посвящёнными с лица народной судьбы».
Этим Манифестом Валентин Распутин раскрывал как дар народу своему, как веру в родную словесность, её важнейшее назначение, которое ей надлежит проявить. Тонко, деликатно и в то же время виртуозно, умно, полемизирует он с силами разрушения, побивая их своей иронией: «Надо разрушить; куда ушло и откуда неожиданно вновь принялось взиматься совершенно забитое и отменённое русское мышление? Тысячелетняя Россия оказалась сильней — за неё и решено было взяться. А для этого поднять её из глубин наверх, встретить с объятиями, с почётом провести в Кремль и, сделав там служанкой, взяться за полное её преображение — чтобы сама на себя не была похожа, чтобы и духу от неё не осталось…
Подняли из укрытия национальную Россию, ограбили и раздели её донага — вот она, «русская красавица». И невдомёк им, лукавцам, что это уже не так, что, не выдержав позора и бесчестья, снова ушла она в укрытие, где не достанут её грязные руки…».
Какой силой любви к Русскому СЛОВУ, каким могуществом веры, силой души нужно было обладать, чтобы в условия мрака и угнетения сохранить такую чистую и высокую веру!
«Литература не может умереть раньше России, — писал он на склоне лет, — ибо, повторю, была не украшением её, которое можно сорвать, а выговаривающейся духовной судьбой… Наступила пора для русского писателя вновь стать эхом народным и не бывавшее выразить с небывалой силой, в которой будут и боль, и любовь, и прозрение, и обновлённый в страданиях человек…Человек, умеющий показать, как стоять за Россию, и способный собрать ополчение в её защиту… Литература может многое, это не раз доказывалось отечественной судьбой… Но у национальной литературы нет, и не может быть другого выбора, как до конца служить той земле, которой она была взращена».
Вера в землю свою в нём неисчерпаема. Она не просто питает нравственные силы его и разум, она мудро направляет его в выборе темы разговора с читателем туда, где хранит русская история свои богатства. Так появляется богатейшее исследование Валентина Распутина, трудоёмкая работа о том, чем славна Россия в веках, изучение судеб её подвижников, например, преподобного Сергия Радонежского. На основании этих исследований писатель делает вывод: «При нравственной разрухе народ ближе всего к своей гибели, в нём точно надламывается спинной хребет и теряется опорный остов. Исцеление в таких случаях подобно чуду, в котором участвуют и земные и небесные силы... Поруганная и пленённая Русь, чтобы подняться нуждалась не в количественном, а в качественном присутствии в себе, в воинстве, поднятом святыми её идеалами».
Вывод для современного читателя поучительный! И к таким глубочайшим исследованиям обращается Распутин не однажды.
Работа «Смысл давнего прошлого. Религиозный раскол в России», и обширное исследование «Что дальше братья-славяне?» И острейшая статья «Из огня да в полымя. Интеллигенция и патриотизм». Всё направлено к тому, чтобы утвердилась в читателе мысль: «Ой, не броские это слова — «Великая, духовно богатая Россия! Нет, это огромная планета людей, наполненная богатейшей духовной историей, прошедшая обширнейший путь тяжелейших преодолений, чтобы оставить своему народу величайшее духовное наследие!»
Как человек благородный, умеющий брать на себя самую тяжёлую ношу, Валентин Распутин как никто понимает: пришла пора защищать Россию, вступиться за неё, оградить её жизнь от нахрапистых и безразличных к судьбе народа политиканствующих себялюбцев, и он делает это.
«Вспомним Иоанна Златоуста, — заключает свой труд писатель: — Творить милостыню — дело более великое, чем чудеса». Не чудес следует ждать от России, которые бы всех утешили и ублаготворили, неоткуда их взять ей, и великим даром само по себе надо считать, что она ещё жива; как и она не может рассчитывать на скорое исцелительное чудо от нас. Но больше всего нуждается она в нашем милосердии, в том, чтобы по крупице и по капле принесли мы ей свою преданность, веру, любовь, труды, чистоту помыслов и чистоту жизни, разделили бы между собой её страдания, поклонились за мученичество, встали крепкой защитой против бесей, истязающих её плоть и дух…Чтобы как дыхание приняли мы её в душу, заговорили её словом, согласились на единые перемоги… Не соль посыпать на раны её, не проклинать и не взыскивать за бедствия и нищенство, не продолжать их разорами нужно России, а это, это, это…»
Ради чего мы обратились к этим сокровенным мыслям писателя? Да, это же то прекрасное наследство, которое завещано нам, потомкам. Вера его в Жизнь созидания великой и неповторимой России неколебима.
Долгом своим считал Валентин Распутин вызывать в душах соотечественников прилив гордости за Русь великую, вдохновляющий вал достоинства земляка и носителя славы великих светочей русской национальной культуры.
Великий русский писатель Валентин Распутин. Он оставил нам свои книги — бесценный дар. Он остался в памяти народа — прекрасным человеком, рыцарем без страха и упрёка. Он воплотил в жизнь заветы героев Древней Руси — не раз выходил на смертный бой за правду жизни, вооружённым кличем Святослава: «Иду на вы!» Он явился примером огромного мужества и достоинства при встрече с личной трагедией.
Почти в самом конце его жизни на семью Распутиных обрушилось страшное горе. Трагически погибла любимая дочь Маруся.
Маруся, второй ребёнок в семье, талантливая дочка Валентина Григорьевича и Светланы Ивановны Распутиных, сгорела 9 июля 2006 года в объятом пламенем самолёте на глазах у всего города в аэропорту Иркутска. Погибла вместе со 125 пассажирами этого трагического рейса молодая прекрасная женщина, талантливый музыкант Мария Валентиновна Распутина. Она прилетела в город, где родилась, на гастроли, и по всем улицам нарядные афиши приглашали земляков на концерт талантливой органистки, выпускницы Московской консерватории. В аэропорту её встречала мама, трагедия вершилась у неё на глазах…
Казалось бы, невыносимые по тяжести душевных переживаний годы, обрушившиеся на Россию и её народ с публичным расстрелом русской Государственной Думы, законной власти, ничем уже нельзя было утяжелить, а вот — поди ж ты…
Горе, чёрное страшное горе, которое накрыло семью Распутиных, они переживали вместе с земляками, сибиряками, не отдаляясь и не прячась ни от кого. И о том, как прожиты ими эти годы, нельзя умолчать — Валентин Григорьевич Распутин ежечасно трудился с особой отдачей, не жалея последних сил. Потому что знал — его слово о России, люди ждут! И он писал, работал как подвижник, пока смерть не вырвала его из жизни 14 марта 2015 года.
Последняя книга Валентина Григорьевича Распутина под названием «Эти двадцать убийственных лет», в которой собраны интервью писателя Распутина журналисту «Правды» Виктору Кожемяке, потрясает ярким горением его любящего сердца, отвагой бескомпромиссности человека чести в осмыслении двадцати лет российской истории после 4 октября 1993 года. Это поистине годы стоической жизни писателя. Всех вопиющих проблем России коснулись собеседники в этой книге, не утаили рассказов о самых трагических мучениях народа, незаживающих ранах его. С полным доверием к народу России писателем дан предельно честный анализ происходящего в родной стране. Эта смелая, честная точка зрения — сгусток мужества и надежды, что настанет время, когда выводы писателя станут для читателя руководством к действию.
Год за годом Россия в муках унижения и тягостного выживания, проходит свой каторжный путь, отсчитывая и преодолевая «лихие 90-е». Валентин Распутин предупреждает: «В России создаётся тип нового человека — безжалостного, циничного, поклоняющегося госпоже — удаче, ради которой пойдёт на всё». Внимательно вглядываясь в реальность нового бытия России, Распутин, выносит на поверхность вопиющие уродства, которые оскверняют внутренний облик Родины, заставляет читателя быть начеку. С болью, но, не идя ни на какие сговоры с властью, он неизменно подчёркивает: «Национальная униженность — это не только предательство национальных интересов в политике и экономике, и поношение русского имени с экранов ТВ, но и вся обстановка, когда выражается презрение ко всему русскому, насаждается издевательство над народными обычаями и святынями, внедряются чужие фасоны ума и одежды, происходит вытеснение отечественного искусства западным ширпотребом самого низкого пошиба, и насаждается оголтелая порнография, и чужие нравы, чужие манеры и будто ничего своего и не было».
Дорогая реликвия, фотография, сделанная в зале МХАТ им. М. Горького в день 70-летнего юбилея Валентина Григорьевича Распутина. Напряженные лица людей. Как сосредоточенно слушают они стоящего одиноко на огромной мхатовской сцене всемирно знаменитого мастера русского слова, достойнейшего наследника русских классиков, писателя, бесконечно любимого и высоко ценимого современниками. Его очень ждали в этом собрании, не были уверены, что юбилей состоится, хватит ли сил на праздник у него, трагического отца, охваченного немыслимым горем.
Валентин Григорьевич Распутин пришёл. Когда вошёл в зал, дождь цветов встретил его: алые розы, гвоздики, гортензии падали к его ногам — все 3 495 мест были заполнены верными почитателями его таланта. Нет, это был бы не он, если бы не пришёл. Как бы ни было ему трудно, он, как всегда, не мог подвести своих читателей, знал, что они всем сердцем ждут его Слово.
Юбилей родного человека, подвижнически прожившего свою трагическую жизнь, состоялся 15 марта 2007 года. О чём он говорил? Отчего так, затаив дыхание, слушал его народ?
«Стоять надо! Бывает так, и у меня бывает: приглашают куда-то на хорошее дело, а уже устал, уже и годы, и не хочется никуда идти — тянет просто с книжкой посидеть. И отказываешься. А потом совесть среди ночи просыпается: почему отказался? Ведь полезное, нужное дело, о важном — будет разговор, а ты всё-таки отказался. Ну, да, усталость, возраст. Но! Надо идти до последнего. Носят ноги — иди, есть о чём говорить — говори. Я думаю, это наше призвание: ни в коем случае не молчать, не устраняться, не уходить оттуда, где ты нужен. И я знаю: как бы мало сил ни оставалось, всё равно надо подниматься и отвечать на вопросы. Не терять надежды, что мы победим. Давайте работать для этого».
Какой же вывод должен сделать гражданин России, любящий сын её, которому дорого будущее своей земли, и он не может смириться с поражением своей Родины?
У Валентина Распутина на этот вопрос простой и ясный ответ: «Стать русским, прежде всего!».
Галина ОРЕХАНОВА