О логике земной и небесной

Марина Журинская 
0
12.09.2008 114

Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?

В Евангелии от Матфея (Мф 22:23-32) рассказывается о том, как саддукеи, что называется, пытались вступить в дискуссию со Христом. Саддукеи хотели выглядеть людьми знающими, понимающими и логичными, и свой вопрос Спасителю выстроили очень старательно с точки зрения рассудительности. Поскольку они отрицали воскресение, то и предложили вопрос, который, как они полагали, должен был поставить Христа в тупик. Был приведен вымышленный рассказ о женщине, шестеро мужей которой умирали один за другим, и каждый раз ее выдавали замуж за брата покойного (был такой древний обычай, применявшийся, если вдова оставалась бездетной), пока не умер и седьмой. Спрашивается, чьей женой она станет по воскресении?

На самом деле нужно еще учесть, что в Израиле тогда господствовала точка зрения, согласно которой предосудительным считался и четвертый брак, так что семь браков в этом эпизоде выглядят более чем сомнительно даже как пример. И тут сразу же можно сказать, что «земная логика» вообще нуждается в сугубой проверке, потому что не свободна ни от чисто логических неувязок (мир-то падший! в революционной песне поется «кипит наш разум возмущенный», что уже само по себе прискорбно, но правильнее было бы сказать разум поврежденный), ни от противоречий тому, что называется здравым смыслом. Так что вопрос саддукеев был далеко не таким неоспоримым, как им самим хотелось бы считать.
Но главное не в этом; главное увидел Сам Спаситель. Попытка как само собой разумеющееся условие связать воскресение и брак была полностью несостоятельна: в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж, но пребывают подобно ангелам. Наряду с прямым общим смыслом, с логическим пороком автоматического переноса всех деталей земного бытия на Царство Небесное, в этом эпизоде кроется мелкая, но значимая деталь: саддукеи просто не могут представить себе, что женщина может находиться в Царствии Небесном «просто так», без всякой утилитарной функции. Точка зрения на женщину как на используемый предмет вообще типична для Древнего Востока; можно проследить, как она преодолевается откровением Ветхого Завета (в XIX веке один батюшка предпринял такое исследование и пришел к выводу, что Ветхий Завет научает относиться к женщине «со снисходительною нежностию»), хотя духовная «равночестность» полов перед лицом Вечности утверждается лишь новозаветным Откровением.

Вот вам и земная логика: как само собой разумеющаяся принимается посылка, которая не только неочевидна, но и попросту ошибочна. Но означает ли это, что ее, эту логику, следует вообще отринуть вместе с умственными способностями? — Вовсе нет; нужно только поверять ее иной логикой, логикой вечной жизни. Удивительно просто продолжает Христос Свой разговор с саддукеями, опровергая их неверие в вечную жизнь: поскольку сказано Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, а Бог не есть Бог мертвых, но живых, то и они живы перед лицом Божиим. Такой аргумент логик может оценить, поскольку построен он безупречно.

В романе Диккенса «Наш общий друг» честолюбивый и эгоистичный подросток в сопровождении своего учителя, еще более честолюбивого и эгоистичного, предстает перед взрослым человеком с «обличительной» речью. Учитель очень доволен: вот ведь как он научил мальчика излагать свои мысли! и ни тот, ни другой не догадывается, насколько жалко звучит эта речь, обличающая только чудовищное себялюбие говорящего. Тоже хороший пример несовершенства «земной логики». Но еще лучший пример дает нам ответ одного священника на вопрос о том, почему это при подготовке к исповеди все складывается в стройную систему, особенно если записать на бумажке, а подойдешь к аналою — и остается только жалкий лепет. Ответ прост: наедине со своими мыслями можно, мягко говоря, уклоняться от истины, а перед лицом Божиим это не проходит.

 

http://www.foma.ru/articles/1793/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Марина Журинская
Все статьи Марина Журинская
Последние комментарии
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
25.09.2021 18:59
80 лет назад фашисты были остановлены под Ленинградом
Новый комментарий от Вељко ЛАВрнић
25.09.2021 18:52
На своей земле
Новый комментарий от Сергей В.
25.09.2021 18:43
Вероятно, это – последние выборы
Новый комментарий от Георгий
25.09.2021 17:18
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Константин В.
25.09.2021 16:41